Библиографическое описание:

Ефремчева О. В. Формирование культурно-эстетических представлений младших школьников в процессе литературного образования // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 16-18.

В реализации проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников особую роль играет осознанность учителями важность этой категории для духовного развития ребенка, для его самореализации. Сейчас нам всем уже стало понятно, что только воспитание в человеке нового чувства природы может сохранить её для потомков.

Ещё В.А. Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают самих себя». [1, с.124] Через школу и уроки чтения проходят все, а привычка к чтению художественной литературы и вкус возникают не у каждого. Невовлеченность родителей в формирование культурно-эстетических представлений детей повышает актуальность целенаправленного проведения этой работы на уроках чтения в начальной школе.

Основным направлением нашей опытной работы выступала организация художественно-творческой деятельности школьников как сферы их культурно-эстетического развития. При этом мы исходили из того, что «личность успешно формируется, прежде всего, в деятельности практической, активно-творческой».

На занятиях мы стремились активизировать культурно-эстетическое воспитание детей

- через обеспечение регулярного общения детей с литературным искусством;

- использование в работе с учащимися богатых в отношении содержания и художественно совершенных произведений;

- отражение культурных и эстетических аспектов в проектировании воспитательных целей уроков литературного чтения;

- применение такой системы методов и средств, при которых эстетическое развитие наполнялось бы культурным содержанием, а культурное воспитание облекалось бы в эмоционально-эстетическую форму.

Мы согласны с О. О. Куревиной. Н.Д. Молдавской, М.И. Омороковой, З.И. Романовской, Л.К. Пискуновой, Н.А. Кушаевым, которые ориентируют внимание на то, что нужно обязательно готовить школьников к полноценному восприятию художественного произведения как создания искусства, иначе мы (педагоги) не сможем решить задачу приобщения детей к искусству. В то же время работа над общим развитием во всей системе обучения является мощным фактором, влияющим на полноценное восприятие и понимание художественной литературы.

Учитель приглашает ребенка вступить в неведомые ему миры произведений литературы, помогает почувствовать очарование его красок, звуков, запахов, делает зримой жизнь природы. Такие моменты, когда дети постигают произведение не только умом, но и сердцем, действительно являются уроками жизни. Через эстетическое воздействие литературное искусство находит путь непосредственно к человеческому сердцу, человеческим чувствам.

Изучение литературного произведения учитель нацеливает на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеют задачи эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным ученика, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.

Таким образом, от того, как учитель ведет урок, какие действия с изучаемым материалом по его требованиям выполняют дети, от системы этих действий, от их характера и изменений в процессе продвижения учеников с низших ступеней обучения к высшим, зависит эффект всей учебной деятельности школьников.

Позитивное отношение к ребенку, безусловное его принятие, признание и понимание чрезвычайно важно и необходимо младшему школьнику. Это должно сформировать у него положительное отношение к себе. Так, по А.Маслоу, главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, “отливая” в определенную форму, предназначенную кем-то другим заранее. [2, с.43]

Нами в педагогическую деятельность были включены различные задания, направленные на развитие эмоционально-интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка: словесное рисование; сравнение вариантов одного произведения; сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению; соотнесение иллюстрации к отрывкам произведений; «домысливание» окончания рассказа и сравнение его с авторским вариантом, соотнесение впечатлений от прочитанного с реальной действительностью.

Под руководством педагога младшие школьники выполняют не только литературно-творческие задания, углубляющие восприятие прочитанного, но и упражнения, рассчитанные на творческое освоение окружающей действительности (то есть под непосредственным жизненным впечатлением). Младшие школьники могут рассказать случай из своей жизни, описать лето, проведенное на даче или в лагере, рассказать о своей собаке или кошке, о младшем братишке или сестренке.

Итак, создание педагогических условий для успешного выполнения различных видов творческих заданий: подбор и написание отдельных образных слов, словосочетаний, выражений в процессе систематической работы, в ходе составления рассказов, написания мини-сочинений, позволило детям самостоятельно изменить свои последующие творческие работы в лучшую сторону с учетом пополнения речевого запаса и творческого потенциала.

Развитие детского литературного творчества становится более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению своего внутреннего мира.

Предшествующей к этой работе может быть предложена работа по ежедневному наблюдению за ребенком, выявления общих направлений формирования эстетического вкуса, что является предварительной ориентацией в данной работе. Сюда должны включаться, например, систематические поездки за город, где происходит с большей эстетической полнотой любование красками рассвета и заката, наступлением сумерек, сиянием солнечного дня и возникает целостное гармоническое чувство особой тишины загородного пейзажа; знакомство с историко-архитектурными, художественными и литературными музеями, архитектурными памятниками; регулярное посещение драматических и музыкальных театров, кинотеатров; такой подбор домашней библиотеки либо чтение книг из других библиотек, когда школьник получает возможность общения с многочисленными жанровыми и стилевыми образцами всемирной, русской и отечественной литературой (примером могут служить Библиотека всемирной литературы и Библиотека мировой детской литературы); непрямолинейное проигрывание разных ситуаций в области этических отношений (уроки - сценки).

Таким образом, способности эстетического восприятия и художественно- творческие способности школьников успешнее развиваются в его активной деятельности путем систематических упражнений, постоянных наблюдений за изменениями в природе, в окружающем мире.

Наш край и город богат историей, поэтому ульяновцам есть чем гордиться, есть то, что надо любить и беречь. За один год, например, учащимися моего класса было посещено 20 культурно-исторических мест. Дело не в количестве этих мероприятий, а в том, с каким нетерпением они ждут этих встреч с прекрасным и на сколько все наши «выходы» им интересны.

Тематика «встреч с прекрасным» разнообразна. Дети знакомились с:

- Революционной историей города: музей-мемориал им. В.И.Ленина

• Военная тематика не осталась незамеченной: парк Победы, Обелиск.

• Исторические места города: - Засечная черта, • памятник Богдану Хитрово (основателю нашего города Ульяновска). Каждое из этих мест любому, даже маленькому ульяновцу, говорит о многом.

• Художественная направленность: дом-музей И.В.Пластова, библиотека им. Аксакова, выставочные залы, передвижные выставки

Дети с огромным интересом знакомились с творчеством великих наших земляков.

• С удовольствием мы просмотрели репертуар ТЮЗа (театра юного зрителя), кукольного театра, драматического театра. Посещение театров, цирка – это праздник для каждого ребенка, поэтому мы ходим в эти храмы искусства 1-2 раза в месяц.

• Особое внимание было уделено изучению природы нашего города.

Каждая экскурсия, поход или выезд завершается рассуждениями детей о наших встречах с прекрасным. Это могут быть рисунки, изделия из глины (есть творческая мастерская), устные рассказы, сочинения.

Те рекомендации, которые были даны родителям по активизации эстетических впечатлений в семье, помогли способствовать позитивному формированию культурно-эстетических представлений детей. Им было рекомендовано в беседах во время прогулок акцентировать внимание детей на какие-либо удивительные явления в природе («снежные шапки деревьев», «голубизну чарующего озера»). Кроме того, родителям было рекомендовано расширить возможность общения с природой. Тем не менее, для городского ребенка местом отдыха и развлечений, семейных прогулок остаются островки природы. Вся эта целенаправленная систематическая работа дала возможность увидеть положительные результаты в формировании культурно-эстетических представлений на уроках чтения с детьми младшего школьного возраста.

 

Литература:

1.                          Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Радяньска школа" 1985.-557 с.

2.                          Maслоу A. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle