Библиографическое описание:

Башкова Т. В. Государственная поддержка экспорта России в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 181-186.

В 2014 году в связи с событиями на территории Украины введено множество антироссийских санкций со стороны стран Евросоюза и США. Очевидно, что это влияние, давление и воздействие на Россию происходит под политическими лозунгами, но имеет экономические цели. В этих условиях происходит ограничение многих, годами формировавшихся внешнеэкономических связей, в том числе ограничение для многих банков и организаций в получении кредитов за рубежом. Но, несмотря на происходящие события, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Вопрос о поддержке экспорта становится еще более актуальным, государственные органы страны продолжают развивать прямые и непрямые виды стимулирования внешнеэкономической деятельности, особенно несырьевого экспорта

Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учетом реальностей современной российской экономики. Над задачей развития экспорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественных организаций, при этом работа ведется как по направлению финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта. Можно выделить следующие направления государственной поддержки экспорта [1]:

-                   Финансовые меры поддержки экспорта:

·                    Предоставление льготных экспортных кредитов           (ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк», ОАО «МСП Банк»); предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки (ГК «Внешэкономбанк»);

·                    Страхование кредита покупателю, страхование кредита поставщика, страхование рисков по аккредитиву, страхование инвестиций, страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера, страхование экспортного факторинга (ОАО «ЭКСАР»).

·                    Государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя    (ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).

-                   Нефинансовые меры поддержки экспорта:

·                    Информационно-консультационные меры (Торговые представительств РФ в иностранных государствах, Региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Европейский информационный корреспондентский центр);

·                    Промоутерско-организационные меры, в т. ч. поддержка выставочно-ярмарочной деятельности , Бизнес-миссии, Российские Деловые советы с зарубежными странами (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата РФ).

-                   Меры по устранению барьеров для экспорта:

·                    Улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки (Минэкономразвития России);

·                    Упрощение таможенных процедур (Минэкономразвития России);

·                    Устранение административных барьеров            (Минэкономразвития России, АНО «Агентство стратегических инициатив»).

Далее автор рассматривает некоторые из перечисленных мер более подробно, особенно новое для России направление финансовой поддержки экспорта — экспортное страхование.

Необходимо отметить, что именно в 2014 году Минэкономразвития России закончило подготовку проекта Национальной экспортной стратегии России до 2030 года (работа над документом началась задолго до объявления антироссийских санкций). В программном документе обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 году в пятерку ведущих экспортеров наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Комплекс мер, обозначенных в Стратегии, направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортно-логистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности.

Знаковым является тот факт, что в современных условиях Россия сохраняет заявленные в Стратегии цели по интеграции РФ в мировую экономику. На конференции «Поддержка экспорта», состоявшейся в Москве 22 октября 2014 г. глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что планируются среднегодовые темпы прироста экспорта в период действия Стратегии до 6,3 % для всего несырьевого экспорта, и в частности 6,1 % для несырьевых товаров [2].

С 2012 года проводится работа по развитию инфраструктуры и регулирования экспортной деятельности в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по улучшению инвестиций. В рамках данной инициативы разработано 11 дорожных карт, в том числе Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран, и поддержка экспорта». На сегодняшний день осуществляется уже 2-ая редакция данной карты. В составе Дорожной карты 39 мероприятий, определенных по предложению представителей российского бизнеса, в рамках которых предусмотрено принятие в 2014–2015 гг. 16 нормативных актов, из которых 8 — уровня Федеральных законов [3].

В 2011–2014 годах государственная поддержка внешнеэкономических связей осуществляется с использованием новых для России институтов. В бизнес-практику внедряется страхование экспортных кредитов и инвестиций, предоставляемое Экспортным страховым агентством России (ЭКСАР), создано Агентство кредитных гарантий.

Мировая практика по страхованию экспорта существует с начала прошлого века. При этом в наибольшей степени поддержку экспортным операциям оказывают не банки, а крупные экспортно-импортные агентства, которые страхуют коммерческие и политические риски во внешнеэкономической деятельности.

Первое агентство по страхованию экспортных кредитов появилось в Великобритании в 1919 году и называлось Департамент гарантирования экспортных кредитов (англ. Export Credits Guarantee Department, ECGD) [4]. Немного позже начинают зарождаться другие крупнейшие Европейские агентства по страхованию экспорта, такие как EulerHermes и COFACE (от фр. Compagniefrançaised'assurance pour le commerce extérieur). Данные страховые компании были основаны государством для поддержки национальных экспортёров, но теперь их услугами пользуются клиенты во всем мире.

Функционирующие в настоящее время экспортные страховые агентства различаются по типу применяемой бизнес-модели. Экспортные агентства в традиционной бизнес-модели функционируют напрямую за счет государственного бюджета и могут быть как государственной структурой — Eximbank (США), ECGD (Великобритания), — так и частной страховой компанией, которая наделяется полномочиями по поддержке национального экспорта, — Euler Hermes (Германия), Coface (Франция), Atradius (Нидерланды) и др. Основной целью экспортных агентств является поддержка при помощи различных кредитных или страховых инструментов национального экспорта.

В масштабах мировой экономики координацией государственной поддержки экспорта занимаются такие организации как Бернский Союз, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ВТО (Всемирная торговая организация). В рамках ОЭСР разработано и используется специальное соглашение по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Данное соглашение имеет рекомендательный характер и его основные цели — упорядочение рынка экспортных кредитов, предотвращение демпинга в отрасли. Также оно определяет минимальные ставки по финансированию и страхованию экспортных кредитов. Таким образом, услуги по государственному страхованию экспортных кредитов предоставляются практически во всех развитых странах, но наиболее активно они представлены в Великобритании, Швейцарии, Германии, США, Франции, где существуют специальные институты, средствами которых управляет государство.

Что касается развивающихся стран, то, например, в Китае поддержкой экспорта занимаются два института — Эксимбанк, и страховая компания Sinosure. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк, страхуются в Sinosure, которая была создана в 2001 году путем объединения департаментов по страхованию экспортных кредитов Эксимбанка и Народной страховой компании Китая. C основания компания Sinosure поддержала экспорт, внутреннюю торговлю и инвестиции на общую сумму более 250 миллиардов долларов США и поспособствовала получению кредитов на более чем 450 млрд. юаней в 110 различных банках [5]. Таким образом, видно, что как развитые, так и развивающиеся страны осознали необходимость развития такого направления, как страхование экспортных кредитов много лет назад и этот механизм успешно применяется с середины 20 века.

Агентство по страхованию экспорта в России было создано лишь в 2011 году. До этого времени с 1994 года оказание услуг по кредитованию внешней торговли и поддержки экспорта осуществлял Экспортно-Импортный банк (Росэксимбанк), в 2007 году функции экспортного агентства перешли во Внешэкономбанк. Росэксимбанк был создан для поддержания экспорта путем создания специального механизма гарантий, но эффективно работающая система государственного страхования рисков при экспортных операциях не сформировалась. По мнению российских экономистов, один институт не мог быть страховщиком и кредитором одновременно. Оказалось, что это весьма сложный процесс с точки зрения внутренних документов, баланса и резервов. Поэтому в целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России и выделения в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов было принято решение о создании в 2011 году Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) на базе Внешэкономбанка.

При создании ЭКСАР, безусловно, учитывался мировой опыт зарубежных экспортных агентств. Также к моменту создания Агентства имелся ряд соглашений о сотрудничестве с агентствами, в прошлом являющимися партнерами Внешэкономбанка. В 2011–2014 годах Агентство активно развивало связи с кредитными организациями зарубежных стран, российскими банками и предприятиями. К стратегическим направлениям деятельности Агентства относятся [6]:

-        развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;

-        поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства);

-        страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;

-        страховая поддержка российских инвестиций за рубежом.

Клиентами Агентства являются российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия, а также российские и иностранные кредитные организации, и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции.

Страховые продукты ОАО «ЭКСАР» включают: страхование кредита поставщика, страхование кредита покупателю, страхование рисков по аккредитиву, комплексное страхование экспортных кредитов, страхование гарантий. Одним из наиболее востребованных продуктов является услуга по страхованию кредита поставщика. Главный благоприятный фактор для экспортеров — возможность предоставления отсрочки платежа при одновременной минимизации рисков неисполнения обязательств со стороны иностранного контрагента. В результате у предприятия появляются преимущества на международном рынке.

Получаемая агентством прибыль полностью направляется на формирование резерва для страховых операций. Страховая емкость ЭКСАР составляет 300 млрд руб. Агентство может покрывать до 95 % убытков по каждой застрахованной сделке в случае реализации политического риска и до 90 % в случае коммерческого риска. Первые два года агентство в основном занималось институциональными вопросами (внесением изменений в законодательство РФ), но в 2013–2014 годах агентство застраховало экспортные контракты российских предприятий на общую сумму около 180 млрд рублей (рис.1) [7].

Рис. 1. Объем застрахованного ЭКСАР экспорта, млрд. руб.

 

Необходимо отметить, что Агентство работает исключительно с несырьевым экспортом, поддерживает предприятия любого масштаба, в том числе малый и средний бизнес. В интервью РБК в октябре 2014 года директор ЭКСАР Петр Фрадков сообщил, что самый крупный проект ЭКСАР к настоящему времени — это экспорт никелевых катодов Германию и Финляндию, объем застрахованного экспорта составляет 32 млрд руб. Но существуют и договора гораздо меньшего масштаба, например, застрахованы поставки в Монголию графитовых стержней гребнесмазывателей для железнодорожного подвижного состава СС-1 на сумму 136 тыс. руб. [8].

В 2014 году, несмотря на успешный опыт работы ЭКСАР, мнения финансистов о деятельности структур, поддерживающих экспортно-импортные операции, изменилось. В июне 2014 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ВЭБу создать единый центр кредитно-страховой поддержки экспорта на базе ЭКСАР и Росэксимбанка. Данные решения нашли отражения во вновь принятых законодательных актах: п. 20 Плана мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран, и поддержка экспорта», а также поручение Президента Российской Федерации от 24.06.2014г. № Пр-1491 о создании Центра кредитно-страховой поддержки экспорта (ЦКСПЭ). В конце 2014 года в рамках формирования ЦКСПЭ [9] была завершена сделка по передаче 100 % акций в собственность ЭКСАР. Компетенции Центра по кредитной поддержке экспорта будут обеспечены за счет средств Росэксимбанка [10].

Несмотря на дефицит бюджета, в его рамках на ближайшие 3 года выделены средства на обеспечение субсидирования процентной ставки в области экспортного кредитования на сумму по 10 миллиардов рублей в каждый из годов, а также предусмотрены дополнительные средства на капитализацию Центра кредитно-страховой поддержки экспорта (ЦКСПЭ) в суммах 10, 20 и 30 миллиардов соответственно за 2015-й, 2016-й, 2017 годы [11]. Целесообразность предполагаемых изменений обусловлена необходимостью увеличения российского несырьевого экспорта, особенно в условиях экономических санкций.

Внимание государства обращено не только на реальных экспортеров российской продукции, но и инновационные предприятия, находящиеся в стадии становления. Представители финансовых организаций в 2014 году констатировали падение доступности кредитных ресурсов для крупных предприятий и, особенно, для малого и среднего бизнеса, вызванное отсутствием готовности банков принимать на себя риски предпринимателей в текущих экономических условиях. Одной из ключевых проблем являются и высокие ставки банковских кредитов на развитие. Для решения данной проблемы в 2014 году учреждено Открытое Акционерное Общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (решение Правительства РФ № 740-р от 5 мая 2014г.) [12]. Данная организация — финансовый институт развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) — предоставляет банковские гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и иными финансовыми организациями. 100 % акций организации принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Основная задача Агентства — улучшение условий и увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП [13]. Почти во всех регионах России сформированы региональные гарантийные фонды.

В перспективе ближайших 5 лет объем гарантийных операций в рамках национальной гарантийной системы должен составить до 580 млрд рублей [14]. Агентство кредитных гарантий предоставляет три типа гарантийных продуктов: ориентированные на обеспечение исполнения субъектами МСП кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и обеспечение исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии). Центральный банк РФ принял решение о предоставлении гарантиям Агентства первой категории качества обеспечения. Это означает нулевое резервирование банков по кредитам для субъектов МСП под государственные гарантии. Ожидается, что первая категория качества должна стать условием для снижения процента по инвестиционным неторговым кредитам под гарантии Агентства.

Трудно прогнозировать эффективность вновь созданной структуры. Как сообщила руководитель Агентства Галина Изотова, за четыре месяца работы в 2014 году сформирован партнерский пул из крупнейших банков, специализирующихся на кредитовании субъектов МСП, но получено всего около сотни заявок на гарантирование кредитов, а среди 27 банков партнеров, заключивших соглашение о сотрудничестве с Агентством кредитных гарантий, существуют кредитные организации, которые не представили ни одного кредита под гарантии Агентства [15].

Нефинансовые инструменты поддержки экспорта представляют особое значение, так как правилами ВТО запрещено прямое финансирование экспортно-ориентированных предприятий со стороны государства. Институты по нефинансовой поддержке экспорта представлены в основном системой торговых представительств за рубежом и региональными информационно-консультативными центрами. Фактически действующих торгпредств сегодня — 52 из 54 учрежденных. В 2013 году в Минпромторге разработана Концепция формирования нового облика торгпредств, эти организации должны стать максимально клиентоориентированными, нацеленными на конкретные результаты по продвижению российских компаний на мировом уроне. На данный момент институтом торгпредств реализуется более 370 проектов общей стоимостью более 30 млрд. долларов. В основном это экспорт несырьевой продукции — 78 %. При этом в отраслевом плане наибольшую долю проектов составляют проекты в области машиностроения — 44 % и промышленности (в том числе химической, пищевой, легкой, и т. д.) — 28 % [16].

Одним из самых действенных инструментов продвижения продукции российских производителей на внешние рынки является участие в выставках как в России, так и за рубежом. В 2014 году на деньги федерального бюджета российские экспозиции были представлены на таких крупных выставках, Иннопром-2014 в г. Екатеринбург, Китайская международная выставка оптоэлектроники «Чайна Интернешнл Оптоэлектроник ЭКСПО-2014», г. Шэньчжэн, Международная промышленная выставка Вьетнама ВИИФ-2014, г. Ханой и др. На этих площадках проходят переговоры, подписываются контракты и соглашения, обсуждается возможность создания совместных производств, планируются визиты на российские и зарубежные предприятия [17].

Еще одним инструментом нефинансовой поддержки, которые реализуют торговые представительства, является организация и проведение бизнес-миссий. Это направление активно развивается как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Только в 2014 году было проведено более 200 бизнес-миссий, по итогам которых, между российскими и зарубежными компаниями подписаны 62 соглашения о сотрудничестве, заключено 6 контрактов, получено 16 лицензий, инициирован ряд паспортов проектов по продвижению торгпредствами российской продукции на зарубежные рынки. На протяжении последних двух лет в работу по реализации бизнес-миссий активно вовлечено и Агентство ЭКСАР в качестве партнера, оказывающего финансовую и организационную поддержку при проведении бизнес-миссий по приоритетным регионам работы Агентства.

Значительным событием 2014 года стало создание в Москве центра экспертизы по вопросам ВТО при Минэкономразвития и информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности при Минпромторге. Центр экспертизы по вопросам ВТО был создан по решению правительства РФ совместно со Сбербанком и Высшей школой экономики для оказания экспертной поддержки органам власти и бизнесу в текущей деятельности ВТО.

Необходимо отметить, что в какой-то степени благодаря осуществляемым мерам поддержки, показатели экспорта российских товаров за период январь-август 2014 года не уменьшились и в стоимостном выражении составляли 342886 млн долларов США (в 2013 году — 340860 млн долларов США). Однако структура экспорта по-прежнему демонстрирует преобладание экспорта сырья: основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук, на долю этих трех групп в январе-августе 2014 г. суммарно приходилось 84,9 % стоимостного объема российского экспорта [18].

Таким образом, несмотря на сложную современную экономическую ситуацию, выбор России в пользу участия в глобальной конкуренции, открытия рынков, глобальной конкурентоспособности необратим.

Несомненно, самым важным в плане государственной поддержки, является этап создания в России таких товаров и услуг в России, которые могли бы конкурировать на мировом рынке, лишь тогда появляется необходимость помощи по продвижению данной продукции. В первую очередь требуется анализировать тенденции мирового рынка, прогнозировать мировую конъюнктуру, подстроить под это свои собственные производства. Но одновременно для поддержки российского производителя, его конкурентоспособности необходимо развитие финансовых и нефинансовых механизмов стимулирования экспорта, прежде всего несырьевого экспорта. Для этого необходимо задействовать такие инструменты, как предоставление и страхование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок, страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий и многие другие, описанные в данной статье.

По мнению автора, дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки экспорта в период сложного экономического и политического периода в истории России необходимо. Значительные усилия правительства РФ, предпринятые в 2011–2014 годах, должны привести к восстановлению и расширению внешнеэкономических связей России.

 

Литература:

 

1.      Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.ved.gov.ru/rus_export/svodniy_reestr_institutov_i_instrumentov_podderzhk/

2.      ЭКСАР — Экспортное страховое агентство России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.exiar.ru/press/news/1206/

3.      Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asi.ru/npi/export/;

4.      UK Export Finance. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.uk/government/organisations/uk-export-finance;

5.      China Export and Credit Insurance Corporation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sinosure.com.cn/sinosure/index.html

6.      ЭКСАР — Экспортное страховое агентство России. Профиль деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.exiar.ru/about/profile/;

7.      Страхование Сегодня. ЭКСАР в I полугодии застраховал экспортеров РФ на 80 млрд руб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.insur-info.ru/news/4082/

8.      РосБизнесКонсалтинг. Петр Фрадков — РБК: «Мы действуем на основании цифры в $10 млрд». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://daily.rbc.ru/interview/business/20/10/2014/5443b69fcbb20f618bac206e

9.      Указ Президента РФ от 24.06.2014 N 464 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (24 июня 2014 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164648/

10.  Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р (ред. от 28.10.2014) О плане мероприятий («дорожной карты») Поддержка доступа на рынки зарубежных стран. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164648/

11.  ЭКСАР — Экспортное страховое агентство России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.exiar.ru/press/news/1206/

12.  Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 740-р О создании ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://its.1c.ru/db/garant/content/70549980/hdoc

13.  Официальный сайт министерства промышленности и торговли (Минпромторг). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/

14.  Росийская газета N 250(6522) Ставим на экспорт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/31/naryshkin.html

15.  Деловая Россия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deloros.ru/delovaya-rossiya-prinyala-uchastie-v-obsuzhdenii-dorabotannogo-proekta-nacionalnoj-eksportnoj-strategii.html

16.  РИА Новости. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/economy/20141030/

17.  Официальный сайт министерства промышленности и торговли (Минпромторг). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!8740

18.  Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/5a5f1bbf-47cf-4dde-bd26-e35c23690e74/Мониторинг+январь-сентябрь.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=5a5f1bbf-47cf-4dde-bd26-e35c23690e74

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle