Библиографическое описание:

Красникова А. С., Шибаева В. С. «Инновационный лифт» для малых инновационных предприятий // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 343-347.

Современное общество и экономика развиваются на фундаменте из постоянного роста новых знаний и включения их в процесс производства, ориентирующегося на рынки в приоритетном порядке. Малое предпринимательство характеризуется мобильностью, легким приспособлением к изменяющимся условиям, а также является инновационным именно по своей природе. А в экономике, базирующейся на внедрении новых знаний и передовых технологий, это его качество усиливается, и малый бизнес становится ключевым фактором трансформационных изменений. Последние, в свою очередь, способствуют ускорению проведения научных разработок, скорой коммерциализации результатов исследований, а также гибкости и адаптации к изменениям условий во всех сферах деятельности, что оказывает весомое влияние на темпы инновационного развития страны.

Однако проводимая в России политика государственного регулирования малого бизнеса не обеспечивает приоритетного развития малого инновационного предпринимательства в стране (далее МИП). В таблице ниже отражено значительное различие в показателях МИП в индустриальных странах и РФ (Табл. 1) [6]

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей развития малых инновационных предприятий (МИП) в индустриальных странах и РФ

Наименование показателей

Индустриальные страны

Российская Федерация

Доля МИП среди малых предприятий, %

80

6

Объём научных исследований и разработок МИП, %

30

5

Объем всех создаваемых новшеств, %

20

2

Доля МИП в обрабатывающей промышленности, %

15

2

Число разработок МИП, которые доходят до реализации

60

3

Таблица составлена автором источника [6] по официальным данным сайта Общероссийской общественной организации «Опора России»: www.opora.ru.; Global R&D Funding Forecast; OECD Main Science and  Technology Indicators на 2012 год.

 

Малая доля МИП в основном объясняется высоким уровнем коммерческого риска инвестиций в инновационную деятельность, а так же рядом факторов, препятствующих инновациям:

1.                  Недостаток собственных денежных средств у малых предприятий

2.                  Недостаток государственной поддержки

3.                  Высокая стоимость нововведений

Нужно признать, что малый бизнес рискован, а тот, что связан с наукой и инновациями, рискован вдвойне. Поэтому во всем мире существуют программы государственной поддержки малых инновационных компаний. Предприятиям, находящимся на начальном этапе развития, во всех странах оказывает поддержку именно государство, потому что не всякий инвестор станет вкладывать средства в проекты на данной стадии (Рис. 1)

Описание: D:\Мои документы\Downloads\Untitled Diagram (1).gif

Рис. 1. Стадии развития инновационных проектов и финансирование

 

На российском рынке имеется большое количество проектов, которые могут быть профинансированы из частных средств лишь в ограниченном объеме по причине высоких рисков. Но в то же время часть таких проектов относится к важным для государства, технологически сложным и перспективным с точки зрения развития экономики страны. На поддержку именно таких проектов ориентирована система институтов развития.

Для улучшения системы институтов развития и обеспечения ими непрерывной поддержки проектов на всех стадиях развития в 2010 году заключено многостороннее соглашение о создании «инновационного лифта», который стал основным механизмом обеспечения координации институтов развития и в тоже время исключает возможность конкуренции между ними. Участники соглашения являются:

Первым этажом данного «инновационного лифта» является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Далее — Фонд).

В системе институтов развития ключевая задача Фонда — это создание наиболее подходящих условий для стабильного потока качественных проектов (в основном за счет программы «Старт») с целью последующего их финансирования другими институтами развития.

Таким образом, Фонд — первый этаж «инновационного лифта», а партнёры (участники соглашения) задействуют свои ресурсы и подключаются к финансированию предприятия на соответствующем этапе.

Рис. 2. Принцип действия «инновационного лифта»

 

Участники соглашения взаимодействуют по следующим направлениям:

-       финансовая поддержка инновационных проектов;

-       содействие генерации «потока проектов»;

-       привлечение частных инвестиций в проекты;

-       оказание информационное и консультативное содействия инициаторам проектом, реализация образовательных программ.

Взаимодействие данных финансовых институтов развития в условиях Соглашения проходит на двусторонней основе (в основном), и в том числе с учетом соглашений об информационном обмене.

Основные направления взаимодействия институтов развития друг с другом представлены на рисунке ниже.

Рис. 3. Основные направления «обмена проектами» между участниками соглашения

 

Как запускается «инновационный лифт»?

Руководителям предприятий, реализующим наиболее перспективные, по мнению экспертов Фонда, проекты, были направлены рекомендации по продвижению этих проектов в другие институты развития.

Всего по состоянию на конец 2013 года более 160[1] малых предприятий, успешно участвовавших в программах Фонда, получили возможность дальнейшего развития за счёт финансовой поддержки со стороны следующих организаций:

Описание: C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\Настюша\Рисунок5.png

Рис. 4. Итоги функционирования «инновационного лифта» на 2013г. [3]

 

Кроме взаимодействия с институтами развития, Фонд в 2013 году продолжил сотрудничать с венчурными фондами (поддержку получили 22 предприятия).

Объем дополнительно привлеченных малыми предприятиями средств со стороны других институтов развития составляет около 11 млрд рублей, в то время как затраты Фонда составляют порядка 1 млрд рублей.

Бесспорно, существует целый ряд задач, для которых необходимо формирование специализированного государственного агента — институтов развития. Но нужно учитывать тот факт, что данные задачи возникают при отсутствии активных частных игроков в той или иной части рынка, а так же в случае неблагоприятного для такого игрока соотношения риск/доход. Но необходимо учитывать, что эффективность работы и целесообразность существования «инновационного лифта» может быть оценена при условии, что компании, профинансированные институтом, «пройдут проверку» рынком, окажутся востребованы в рыночных условиях и рыночными игроками.

«Инновационный лифт» станет по-настоящему эффективным, если на последнем этаже будет находиться потребитель инновации (конечный покупатель инновационной услуги/продукта). Именно его интересы должны определять и работу «лифта», а также заселение «этажей». В представленном «лифте» ориентированности на покупателя явно не хватает.

На наш взгляд, умножение числа государственных организаций в цепочке развития инновационной компании приведет даже не к сложению, а к перемножению неизбежных ошибок при распределении бюджета.

Фонд действительно способствует развитию в России конкурентоспособного рынка инновационных разработок, а также формированию механизмов частно-государственного партнерства в сфере науки и инноваций. Но так же необходимо учитывать, что при всём разнообразии инструментов поддержки малых инновационных компаний Фондом, остаётся проблема перехода из состояния СТАРТ на уровень производственного предприятия с оборотом порядка 10 млн. рублей, когда начинают быть востребованы прочие программы. Этот процесс существенно затрудняется без возможностей посевного финансирования для создания опытного производства. Объём инвестиций этой стадии составляет от 10 до 25 млн. рублей. Некоторым компаниям удаётся выйти на продажи за счет первых заказов, либо вложив собственные ресурсы, либо выйдя на стадию стартап и получив финансирование от венчурных фондов. Однако этот путь занимает от 3-х до 5-ти лет.

 

Литература:

 

1.                  Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 472 с

2.                  Сайт Фонда содействия малых предприятий в научно-технической сфере — Режим доступа: http://www.fasie.ru

3.                  Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 2013, 73 с.

4.                  Федеральная служба государственной статистики, Официальная статистика по инновациям — Режим доступа.: http://www.gks.ru

5.                  Малое инновационное предпринимательство: Кейсы российских компаний / Д. С. Андреюк и др. Под ред. Д. С. Медовникова. — Москва: МАКС Пресс, 2013. — 196 с.

6.                  Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Налоговое стимулирование экономической активности субъектов малого предпринимательства // Современные технологии управления, 2012. — № 8 (20). — № гос. рег. статьи 0421200170/. — Режим доступа к журн.: http://sovman.ru

7.                  Предпринимательский климат в России: Индекс опоры–2012 — Режим доступа: http://new.opora.ru/projects/index

8.                  Годовой отчет 2012–2013 Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» — Режим доступа: http://new.opora.ru/news/federal/293-godovoj-otchet-opory-rossii



[1] Поддержка со стороны Фонда «Сколково» оказана 101 предприятию, 16 из них на грантовой основе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle