Библиографическое описание:

Матухин Д. Л. Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 658-659.

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образовательных ресурсов, созданных с учетом дидактических, методических, управленческих и технологических требований, позволяет существенно повысить эффективность вузовского учебного процесса.

Ключевые слова: информатизация вузовского образовательного процесса, электронные образовательные ресурсы, иностранный язык, методическая и технологическая основы создания электронных образовательных ресурсов.

 

Введение

В условиях модернизации образования и появления ФГОС третьего поколения можно отметить, что огромное внимание в настоящее время отводится самостоятельной работе студента. Более 50 % учебного времени в соответствии с новым стандартом отводится на самостоятельное изучение дисциплин. В данных обстоятельствах остро встает вопрос совершенствования образовательного процесса, внедрения новых форм и методов обучения.

В современном информационно загруженном обществе, когда знания воистину становятся силой, студентам сложно не потеряться в огромном потоке информации, которую им необходимо освоить по разным дисциплинам, и задача преподавателя теперь сводится к тому, чтобы направить студента в «нужное русло» и помочь ему организовать свою учебную деятельность. Эффективным инструментом в руках преподавателя становятся системы электронного обучения (СЭО), призванные повысить качество образования за счет грамотного планирования учебной нагрузки, управления учебными материалами и контроля качества знаний [9]. Управление же учебными материалами осуществляется только при наличии учебно-методического обеспечения, или, другими словами, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), к которым можно отнести электронные копии печатных изданий, электронные интерактивные учебники, мультимедиа-презентации учебного материала, системы компьютерного тестирования, обзорные лекции на аудио- и видео носителях, компьютерные тренажеры, виртуальные лаборатории, интеллектуальные обучающие системы, учебные пакеты прикладных программ и т. д. [8]

Разработка электронных образовательных ресурсов

Поскольку одной из приоритетных языковой подготовки в высшей школе является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников, которая в условиях рыночной экономики является базовой характеристикой специалистов независимо от специфики их профессиональной деятельности, то решение этой задачи должно осуществляться комплексно и системно в следующих направлениях:

1.    Информатизация учебного процесса за счет разработки и внедрения в обучение иностранному языку электронных образовательных ресурсов;

2.    Оснащение вузовских научно-исследовательских лабораторий современным программным обеспечением и техническими средствами информатизации;

3.    Информатизация системы управления вузом.

Следует отметить, что именно первое направление является для преподавателей иностранных языков той областью, в которой максимально реализуется их педагогическое мастерство и стремление к использованию инновационных обучающих средств на базе современных информационных технологий [1, 3, 4], так как внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов приводит к существенному изменению как учебной деятельности студентов, так и преподавательской деятельности:

-          меняется форма взаимодействия преподавателя и студента: электронный образовательный ресурс становится «квази-субъектом» педагогической системы, что позволяет индивидуализировать процесс обучения иностранному языку и обеспечить индивидуальную траекторию изучения учебного материала;

-          содержание учебного материала в электронных образовательных ресурсах, как правило, представляется в учебных информационных модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с учебными целями и самопроверкой уровня усвоения учебного материала по иностранному языку;

-          студенты самостоятельно работают с электронным образовательным ресурсом, и происходит формирование у них навыка самоменеджмента, включая самопланирование, самоорганизацию, самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности [7].

Таким образом, при методической и технологической реализации электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку необходимо учитывать их дидактические и управленческие возможности. При методическом построении модульной структуры электронных образовательных ресурсов для обеспечения информационной поддержки учебной деятельности студентов как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе необходимо предусмотреть модули целеполагания, организации и предоставления учебного контента, а также модули контролирующих материалов. Кроме этого следует включать управленческие модули анализа результатов самопроверки знаний студентов по иностранному языку, что позволит и преподавателям, и самим студентам в динамике контролировать успешность изучения учебного материала [5].

Методико-технологической основой разработки электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку является использование технологии мультимедиа и технологии гипертекста, которые предоставляют большие возможности по предоставлению учебного контента в интерактивной форме с использованием нелинейной организации текстового материала, возможность создания перекрестных ссылок в текстовых массивах, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы [2, 6].

При технологической реализации электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку разработчики выбирают метод, который предусматривает использование авторских систем, позволяющих преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения, либо метод «прямого программирования», то есть так называемую «островную» информатизацию. Метод «прямого программирования» предполагает для разработки электронного образовательного ресурса создание творческого коллектива, который реализует весь дидактический и технологический цикл их создания, включая апробацию в учебном процессе.

Заключение

Следует отметить, что электронное обучение интегрирует различные формы и методы учебного процесса, и подобная интеграция требует глубоких научно-методических исследований для обеспечения максимально эффективного обучения, в том числе обучения иностранным языкам. В настоящее время наиболее предпочтительным в учебном процессе, в целом, и языковой подготовке, в частности, является метод прямого программирования, так как предоставляет разработчикам в полной мере реализовать все дидактические и управленческие возможности электронных образовательных ресурсов: интерактивность, мультимедийное представление учебного контента, моделирование реальных объектов и процессов, коммуникативность, формирование индивидуальной траектории обучающегося, доступность образовательных ресурсов через глобальные компьютерные сети.

 

Литература:

 

1.         Антонова А. В., Виштак Н. М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании // Преподаватель ХХI век. 2010. Т. 1. № 3. с. 22–25

2.         Асадуллина Л. И., Диденко А. В. Средства электронной коммуникации в обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 1–2. с. 14–17.

3.         Виштак О. В. Направления программной реализации электронных образовательных ресурсов // Сборник научных трудов SWorld. Вып. 2. Т. 5. Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. с. 36–39

4.         Есенина Н. Е. Использование электронных справочно-информационных систем в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2012. № 3. с. 65–69.

5.         Кондратов Д. В. Развитие свободного программного обеспечения в Российской Федерации // Система подготовки управленческих кадров

6.         Российской Федерации в условиях модернизации: сб. научн. трудов. Саратов: Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, 2012. с. 163–164

7.         Матухин Д. Л. Методологические основы смешанной формы обучения профессиональному иностранному языку студентов технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. с. 273

8.         Матухин Д. Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 4. с. 104–109

9.         Мирзабекова О. В., Михайлова М. А. Разработка и применение мультимедийных компьютерных средств обучения теоретической механике // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://www.science- education.ru/106–8043 (дата обращения: 11.11.2014)

10.     Соловов А. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 3. с. 58–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle