Библиографическое описание:

Скворцова С. О. О необходимости формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 726-730.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, формирование компетентности, профилактика компьютерного синдрома.

 

В условиях совершенствования процессов информатизации образования, особенно в связи с необходимостью создания единого образовательного пространства, высокую актуальность приобретает проблема создания и эффективного использования информационных образовательных ресурсов. Несомненный плюс компьютеризации — это осуществление множества развивающих программ, ускорение процесса перехода знаний из одной сферы в другую, но другой стороной (неблагоприятной) является воздействие самого компьютера на организм пользователя [6, 12].

В то же время распространенность возникающего компьютерного синдрома — зрительного, запястного канала, а также длительной статической нагрузки на позвоночник становится предметом внимания различных специалистов: медицинских работников, педагогов, психологов, эргономистов, специалистов физической культуры [8, 17]. При этом большую озабоченность вызывает «омоложение» контингента пользователей компьютера: дошкольники, школьники, студенты.

Однако рекомендации по профилактике компьютерного синдрома сводятся к эргономическим мерам, использование средств физической культуры с этой целью — недостаточно. По нашему мнению, это связано с отсутствием в методико-практическом подразделе программы дисциплины «Физическая культура» рекомендаций по профилактике неблагоприятного влияния компьютера на организм. Таким образом, необходимость интеграции усилий ученых, преподавателей, врачей и специалистов по физической культуре очевидна [1,4].

Анализ ситуации по предупреждению компьютерного синдрома средствами физической культуры показал, что студентам сложно самостоятельно организовать работу в этом направлении. Причиной является не только недостаточная двигательная активность в связи с большой умственной загруженностью, но и физкультурно-образовательная некомпетентность в рассматриваемом вопросе. При этом, по мнению А. В. Хуторского, компетентность, при всем многообразии ее видов всегда «окрашена» качествами конкретного лица: от смысловых и мировоззренческих: «зачем мне это необходимо» до рефлексивно-оценочных: «насколько успешно я применяю ее в жизни» [16].

В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебной программы по физическому воспитанию для осуществления профилактики компьютерного синдрома в группах студентов путём формирования образовательной компетентности, подразумевающей расширение знаний о снижении вероятности развития проявлений неблагоприятного воздействия на организм самого компьютера средствами физической культуры.

Для разработки стратегии формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома на первом этапе нам были необходимы данные о частоте и длительности работы за компьютером и признаки неблагоприятного влияния этой деятельности на здоровье и работоспособность.

Так было проведено анкетирование 163-студентов (1–5 курса) по разработанным нами анкетам. Результаты данного исследования (табл.1) позволили выявить значительное количество факторов, способствующих неблагоприятному воздействию компьютера. При этом отмечено, что ежедневно работают за компьютером от 72 % студенток 1 курса до 88 % — 5 курса. Это связано с тем, что больше половины всех студентов уже работают по специальности [15].

Данные показатели увеличивают вероятность формирования компьютерного синдрома у студентов, что соответствует аналогичным данным [3].

Настораживает проявление усталости глаз (77 %); усталости в области шеи и спины и скованности в плечах у всех анкетируемых и снижение работоспособности у студентов. Однако такой показатель, как сонливость, более всего выражен у студентов 1 курса. На наш взгляд, это связано с большой загруженностью «рабочего» дня студента и недостаточной адаптированностью к учебному процессу в этот период.

Данные факты свидетельствуют о вероятности снижения морфофункциональных показателей организма, что может отрицательно сказаться на общей и профессиональной трудоспособности пользователей компьютера, и согласуются с мнением А. О. Егорычева [9].

Таблица 1

Динамика факторов, предрасполагающих к формированию компьютерного синдрома у студентов

Вопросы

1 курс

(n=69)

3 курс

(n=57)

5 курс

(n=37)

Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

 

 

 

а) 1- 2 часа

33 %

32 %

6 %

б) более 2 часов

42 %

51 %

75 %

Сколько дней в неделю пользуетесь компьютером?

 

 

 

а) 2–4 дня

14 %

18 %

6 %

б) каждый день

72 %

74 %

88 %

Какие признаки утомления возникают у Вас после работы на компьютере? Можно отметить несколько вариантов.

 

 

 

а) усталость глаз

77 %

72 %

88 %

б) двоение, жжение в глазах

10 %

2 %

6 %

в) ощущение зуда и засоренности в глазах

13 %

4 %

13 %

г) усталость в области шеи и поясницы

58 %

53 %

81 %

д) боли в поясничном отделе позвоночника

16 %

16 %

37 %

е) тяжесть и скованность в плечах

17 %

7 %

31 %

ж) онемение и усталость в области запястья и пальцах рук

7 %

5 %

25 %

Как длительная работа на компьютере влияет на Вашу работоспособность?

 

 

 

а) появление усталости и раздраженности

26 %

53 %

44 %

б) увеличение количества ошибок в работе

17 %

12 %

13 %

в) сонливость

43 %

26 %

25 %

г) снижение памяти и внимания

12 %

9 %

19 %

 

По заключению медицинской комиссии у студентов 1-го и 3-го курса (основного отделения) была выявлена распространенность возможных «предшественников» развития компьютерного синдрома в будущей трудовой деятельности. Выявленные нарушения подтверждают необходимость внедрения в учебный процесс профилактических мероприятий, начиная со студенческого возраста (рис.1).

Рис.1/ Характеристика предрасполагающих факторов проявлений компьютерного синдрома студентов, (%)

 

В связи с этим особый интерес представлял вопрос об информированности студентов различных курсов о составляющих понятия «здоровый образ жизни», уровне физической активности, готовности к участию в профилактических мероприятиях, источниках получения информации и доверия к ним, выраженной приоритетности информации и самооценке своего образа жизни (табл. 2).

В целом следует отметить, что у студентов как на 1, так и 5 курсе недостаточно выражена мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой.

Выяснилось, что, по мнению респондентов, на первое место в здоровом образе жизни выносится двигательная активность: у студентов 1курса (36 %) с дальнейшим повышением её до (52 %) на 5 курсе, что свидетельствует о понимании значимости этого показателя в жизнедеятельности современного человека. При этом готовность анкетируемых к профилактическим мероприятиям достигает (75 %), что так же подтверждает понимание необходимости их внедрения в режим труда и отдыха. Приоритет в информации был отдан: контролю над состоянием здоровья (от 30 % на 1 курсе, до 57 % на 5 курсе).

Таблица 2

Результаты анкетирования по самооценке здорового образа жизни

Вопросы

1 курс (n=69)

3 курс (n=57)

5 курс (n=37)

Составляющие «здорового образа жизни»,(ваше мнение)?

 

 

 

а) двигательная активность

36 %

33 %

52 %

б) вредные привычки

23 %

16 %

19 %

в) правильное питание

12 %

18 %

13 %

Ваша физическая нагрузка в течение дня?

 

 

 

а) в основном сидя

13 %

12 %

44 %

б) сижу и хожу

87 %

88 %

56 %

Готовность к участию в профилактических мероприятиях

 

 

 

а) да

73 %

61 %

75 %

б) нет

25 %

39 %

25 %

Приоритет информации:

 

 

 

а) о рациональном питании

28 %

23 %

31 %

б) о физической активности

32 %

25 %

18 %

в) о стрессе

14 %

11 %

6 %

г) о контроле над состояние здоровья

30 %

42 %

57 %

Источник получения информации о влиянии компьютера на здоровье

 

 

 

а) от преподавателя информатики

6 %

5 %

-

б) от преподавателя физической культуры

13 %

11 %

12 %

в) от врача

43 %

35 %

50 %

г) СМИ

14 %

11 %

6 %

Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым?

 

 

 

а) да

12 %

9 %

19 %

б) в какой-то степени

59 %

38 %

50 %

в) нет

23 %

16 %

19 %

г) затрудняюсь ответить

6 %

4 %

13 %

 

Однако наибольшее предпочтение к получению информации студентами отдано врачам. К сожалению, процент доверия к преподавателю физической культуры невысок и составляет всего лишь 10–13 % с дальнейшим снижением у студентов 5курса. Видимо, специалисты этой сферы мало уделяют внимания возможности использования средств физической культуры не только в формировании здорового образа жизни, но и немедикаментозной профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе снижению формирования компьютерного синдрома.

Аналогичное мнение высказано многочисленными учеными как в области медицины и биологии, так и теоретиками общего и профессионального педагогического образования [2, 5].

Физическая подготовленность зависит от двигательной активности и при снижении последней оказывает неблагоприятное воздействие в целом на общую работоспособность [7]. При явной низкой двигательной активности всех респондентов, соответственно анкетному опросу, динамика показателей физической подготовленности свидетельствует о достоверном снижении общей выносливости к третьему курсу с дальнейшим снижением к пятому курсу.

Одной из причин недостаточной активности учащихся на современном этапе развития образования, по мнению Л. Б. Ивановой, является несоответствие традиционных форм и методов обучения и воспитания новым тенденциям. Во главу угла ставится формирование личности, способной к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности и саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели [11,14].

При этом П. И. Пидкасистый считает главным неусвоение «передаваемых знаний», а совместное открытие их соответственно ситуации, в которой обязательно присутствуют и эмоциональные переживания, чувствование и встреча личностных смыслов педагога и ученика. Только в этом случае может повыситься активность обучаемых — один из важнейших факторов улучшения процесса обучения и показатель его эффективности [13]. В то же время проведение организованной формы (урока) на третьем курсе — один раз в неделю, без целенаправленного профессионально-прикладного изучения специального материала мало способствует формированию физкультурно-образовательной компетентности студенток в вопросах профилактики компьютерного синдрома. Подобные сведения представлены в работах [9, 10].

Предполагаем, что выявление проявлений компьютерного синдрома у каждого индивидуально будет способствовать переосмыслению своей деятельности в работе за компьютером, и нацелит студентов на повышение физической активности для предупреждения дальнейшего развития неблагоприятного воздействия на организм.

При этом хочется отметить, что использование информационно-коммуникационной технологии в обучении профилактике компьютерного синдрома будет способствовать формированию компетентности студентов в этом вопросе.

Мы также основывались на содержании Государственной программы дисциплины «Физическая культура», в которой появилась возможность варьировать некоторые её подразделы, разрабатывать новые формы предоставления научных теоретических и практических положений, исходя из имеющихся материальных условий и кадрового состава кафедры физической культуры [15].

 

Литература:

 

1.                  Айзман Р. И. Физиологические основы здоровья / Р. И. Айзман, А. Я. Тернер. — Новосибирск: Лада, 2002. — 522с.

2.             Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208с.

3.             Белоцерковский О. М. Научно-технический прогресс и проблемы современного образования / О. М. Белоцерковский // Современная высшая школа. — 1996. — № 4. — С. 23–24.

4.             Вакурин А. Н. Использование информационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре и спорту / А. Н. Вакурин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы IХ науч. конф. — Томск, 2006. — С. 60–61.

5.             Виленский М. Я. Физическая культура личности студента как объект и субъект образовательной технологии / М. Я. Виленский // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта: тез. докл. II междунар. науч. конф. — М., 2006. — С. 27–29.

6.             Гунн Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых / Г. Е. Гунн. — СПб.: Нева, 2003. — 128 с.

7.             Гилев Г. А. Физическая культура в вузе — средство социальной защиты студенчества / Г. А. Гилев // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодёжи сибирского региона». — Иркутск, 2006. — С. 31–33.

8.             Демирчоглян Г. Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье / Г. Г. Демирчоглян. — М.: Терра-книга, 2001. — 23 с.

9.             Егорычев А. О. Оценка психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / А. О. Егорычев // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе: материалы II междунар. науч. конф., 14–15 июня 2006 г. — М., 2006. — С. 53–54.

10.         Загайнов С. А. Средства физической культуры в профилактике неблагоприятных влияний при работе на компьютере: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Загайнов. — Омск, 2006. — 23с.

11.         Иванова Л. Б. Развитие познавательного интереса в условиях применения инфокоммуникационных технологий обучения / Л. Б. Иванова // Педагогические науки. — 2006. — № 3. — С. 15–19.

12.         Климовская И. А. Глаза и компьютер / И. А. Климовская // Здоровье. — 2003. — № 3. — С. 62.

13.         Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый; под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 608 с.

14.         Пономарёв В. С. Некоторые результаты тестирования студентов по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура» / В. С. Пономарёв, В. М. Богданов, А. В. Соловов // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2006. — С. 160–162.

15.         Скворцова С. О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. О. Скворцова. — Москва, 2010.- 24с.

16.         Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

17.         Чечилова С. Человек и компьютер / С. Чечилова // Здоровье. –2003. — № 9. — С. 56–57.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle