Библиографическое описание:

Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-182.

В статье исследуется проблема влияния современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников. Представлен обзор популярных современных мультфильмов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на поведение детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мультипликация, мультфильм, культура поведения, демонстрация, дошкольники.

Abstract. The article examines the problem of the influence of modern cartoons on the behavior of preschool children. Presents an overview of popular modern cartoons that have both positive and negative influence on the behavior of preschool children.

Keywords: animation, cartoon, culture, demonstration, preschoolers.

 

Проблема культуры поведения дошкольников во все времена являлась актуальной. Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами. В современном обществе факторов, влияющих на поведение дошкольников, с каждым годом увеличивается. К основным таким факторам следует отнести стремительную компьютеризацию современного образования, в том числе и дошкольного, различные инновационные технологии.

Мультипликация стала инновацией в начале 20 века и по сей день бурно развивается. Современные мультфильмы резко отличаются от мультфильмов прошлого века. Это проявляется не только в инновационных мультипликационных технологиях, но и в сюжетных линиях, обликах героев современных мультфильмов, музыкальном оформлении. Мультфильмы прошлого века, в особенности советские, в основном, представляли собой экранизацию народных и авторских сказок. Музыкальным оформлением таких мультфильмов («Золушка» 1979 года, «Щелкунчик» 1973 года, «Ну, погоди!» с 1969 по 1994 год и т.д.) в большинстве случаях являлась классическая музыка знаменитых композиторов [2, с. 53].

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников [4, с. 236].

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1-3 часов в день. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору. Следует отметить, что такие популярные детские каналы на телевидении, как «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «2х2» показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи.

В каждой стране существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей. Мультфильм в той или иной степени отражает формы поведения, которые дети перенимают. Современные американские диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, нетипичные для нашей страны. Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» и т.д.) [1, с. 19].

Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера [3, с. 128].

Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение – герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение – герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание – дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное [7, с. 132].

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

·                    агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;

·                    девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;

·                    демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;

·                    демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения;

·                    демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты;

·                    безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям;

·                    негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [5, с. 36], [6, с. 112].

Проанализировав вышеперечисленные признаки, можно заметить, что они свойственны многим современным популярным мультфильмам, которые так любят дети.

Мы проводили исследование в детском саду № 35 города Арзамас. А началось оно с опроса родителей о том, как часто их дети смотрят мультфильмы. Выяснилось, что большинство родителей предпочитают посадить ребенка перед телевизором, нежели почитать книжки, заняться рисованием и т.д. Однако мы отметили тот факт, что многие родители сами не знакомы с теми мультфильмами, которые смотрят дети. Следовательно, некоторые мамы и папы даже не подозревают, какой вред для ребенка могут нести в себе современные мультфильмы.

Далее мы проводили опрос среди дошкольников разных групп. Детям были заданы простые вопросы, такие как: «Любишь ли ты смотреть мультики?», «Как часто ты их смотришь?», «Какой твой любимый мультфильм?». Из ответов детей было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные мультфильмы, такие как: «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек»,  «Барбоскины».

После анализа популярных среди детей мультфильмов, мы в течение двух недели наблюдали за поведением дошкольников. Нам удалось провести параллели между обликом героев данных современных мультфильмов и формами их поведения и поведением детей детского сада.

Популярный мультфильм среди девочек «Клуб Винкс» – школа волшебниц, где несколько девочек-волшебниц постоянно превращаются в фей. Цвет данных персонажей имеет яркие краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот прием эксплуатирует свойства детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, все внимание ребенка приковано к персонажу, не давая возможности поразмышлять о поступках данных героинь. Можно отметить, что героини американских мультиков под копирку похожи друг на друга. Из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки стремятся выглядеть так, как персонажи мультфильмов, а мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Мы предложили девочкам средней группы поиграть в «Винкс». Девочки начали спорить и ругаться из-за распределения ролей. Однако когда спор был разрешен и девочки принялись играть, мы увидели, что сюжета игры нет. Девочки просто копировали манеры поведения волшебниц, но самой игры между детьми не было. Это говорит о том, что дошкольники видят в данном мультфильме только облик героинь и манеры их поведения, которые перенимают на себя, даже не осознавая, хорошо это или плохо. Данный мультфильм не имеет содержательной основы, а только анимационные эффекты, которые «зомбируют» сознание ребенка и подрывает эстетические эталоны. 

Анализируя многосерийный мультфильм «Маша и медведь», на первый взгляд, нам показалось, что он смешной, забавный. Очень добрый большой мишка и маленькая забавная девочка Маша. Но если присмотреться, то маленькая, вечно недовольная девочка, все время унижает и управляет большим медведем, а тот, в свою очередь, выполняет все ее капризы беспрекословно. Также в мультфильме можно наблюдать такие сцены, где в поле игры Маши попадают различные животные. Стараясь окружить их заботой, девочка попросту мучает их. Это способствует развитию у ребенка такого качества, как безжалостность. Мы отметили, что дети, которые любят смотреть данный мультфильм, невольно начинают копировать поведение Маши, также баловаться, кричать, не слушать взрослого, потому что тот в данный момент выступает тем самым большим мишкой, который все стерпит. У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет волшебных слов.

Анализируя американский мультфильм «Шрек», нами было отмечены такие моменты, где принцесса Фиона дерется как мужчина. При этом ей было весело, и она не испытывала смущения за такое поведение. Героиня наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Происходит омужествление женщин, что в более взрослом возрасте приведет к сексуальной дезориентации. Мы вынуждены констатировать факт, что большинство девочек в данном детском саду хотят вырасти такой же красивой и сильной, как героиня мультфильма. Большинство девочек даже зачинают драки, чтобы продемонстрировать свою силу. Также в мультфильме «Шрек» есть момент, где принцесса начинает очень громко петь возле дерева. Из гнезда, в котором находится несколько яиц, на ветку взлетает птица и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время героиня повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса смутилась, но ненадолго, и это не помешала ей пожарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Ребенок, смотря такие мультфильмы, никогда не будет милосердным по отношению к другим [8, с. 70].

Ещё один популярный среди детей мультфильм «Барбоскины» транслируют современную семью, в которой нет дела до членов семьи. Папа все время погружен в работу, постоянно находиться на телефоне и не расстается с ноутбуком. Мама, домохозяйка, которая ненавидит работу по дому и, считая, что она не реализовалась как личность, мечтает стать известной актрисой. Данная семья является многодетной, где каждый ребенок имеет свой характер. Например, Роза – классическая красотка, которая слишком помешена на своей внешности. На протяжении всего мультфильма, она говорит только об этом. Ее не интересуют ни ее родные, ни жизнь вне семьи. У героини есть одна главная задача – быть красивой и ухаживать за своей шерстью. Таким образом, у ребенка складывается эталон образа семьи, где родители обращены только на себя, а воспитание детей пущено на самотек. Данная модель поведения нами была отслежена в сюжетной игре детей старшей группы нашего детского сада. Можно представить, что ждет в будущем детей, какими могут быть их будущие семьи. А героиня того же мультфильма Роза демонстрирует детям модель поведения, где любить необходимо только себя и заботиться только о себе. Это способствует развитию такого качества, как эгоистичность, принятие только себя и отвержение других. К сожалению, такая тенденция также была нами замечена в детском саду. Для героини Розы красота превыше всего. Это объясняет тот факт, что наши дети в первую очередь смотрят на лицо, а не на душу другого ребенка.

Таким образом, выделим формы поведения детей, которые мы отметили в процессе исследования: капризность, эгоистичность, агрессивность, драчливость, упрямство. Все эти и другие негативные формы поведения подпитывают современные популярные мультфильмы. Большинство из них не несут в себе развивающего значения. В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов.

Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы. Например, мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание придти на помощь, не быть безразличным к окружающим. «Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют эталоны поведения.  

Из современных мультфильмов, которые также нравятся детям, следует отметить «Приключение Лунтика и его друзей» (Россия, 2006 год), где демонстрируется умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка, «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи. Дети также любят мультфильм «Смешарики». В нем отражены такие формы поведения, как взаимопомощь, дружелюбие. В данном мультфильме нет отрицательных героев, жестокости, агрессивности. Однако иногда героиня Нюша бывает капризной, но за это она наказывается. Мультфильм «Фиксики» не только дает детям знания об окружающем их мире, отвечает на детские вопросы, но и транслирует взаимопомощь, дружбу, преданность, а также образ крепкой дружной семьи. Мультфильм способствует развитию мышления дошкольников, воображения, умению общаться и взаимодействовать. Данный мультфильм, иногда, показывают детям непосредственно в детском саду.

Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые оказывает как позитивное влияние на поведение дошкольников, так и негативное. Родителям следует ограждать детей от большинства современных мультфильмов, где транслируются негативные формы поведения. Необходимо критически подходить к современным мультфильмам. Прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, нужно предварительно просмотреть и проанализировать, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для развития. Однако не следует забывать, что какой бы не был мультфильм, он не заменит живого общения со взрослым. Поэтому лучшей альтернативой будет просмотр хороших современных мультфильмов совместно с родителями.

 

Литература:

1.      Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

2.      Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Изд-во  Искусство, 1964. – 115 с.

3.      Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

4.      Капков С. А. Энциклопедия отечественной мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 810 с.

5.      Маркова Н.Е. Культринтервенция. – М.: Изд-во «Омега», 2002. – 90 с.

6.      Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М.: Изд-во «Семья и школа», 1996. – 272 с.

7.      Ольшанский Д. В. Психология масс. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 368 с.

8.      Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle