Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Чернова Н. А. Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 104-106.

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые слова: иностранный язык, компетентностный подход, активные методы обучения, компетенции, мотивация.

Abstract. The article deals with the problem of creating psychological and pedagogical conditions of motivation to learn a foreign language students of secondary vocational education. The peculiarities of the implementation of competence-based approach and the use of active learning in the formation of key competencies of students.

Keywords: foreign language competence approach, active learning methods, competence, motivation.

 

Объективной потребностью современного общества, в условиях модернизации Российского образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, содержания обучения и его структуры.

В настоящее время знание иностранных языков, особенно английского, является необходимостью для современного образованного человека. Владение иностранными языками предоставляет широкий спектр возможностей, начиная от простого общения с друзьями в сети Интернет до реализации потенциальной возможности трудоустройства на престижную высокооплачиваемую работу. Знание иностранных языков позволяет устанавливать широкие образовательные, культурные и профессиональные контакты. Однако, несмотря на осознание необходимости знания и свободного владения иностранным языком и понимание его значимости в реализации потенциальных возможностей будущим специалистом, студенты колледжа, по-прежнему, не уделяют должного внимания его изучению и недостаточно хорошо им владеют. Изучение иностранного языка – процесс сложный, требующий много времени и сил. У большинства студентов колледжа нет желания преодолевать эти трудности.

В ходе изучения трудностей связанных с изучением иностранного языка студентами СПО в эксперименте участвовало 60 студентов профиля «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 3 курса, очной формы обучения, все мальчики, в возрасте 18-19 лет.

Анализ результатов исследования мотивации изучения иностранного языка показал, что студенты СПО имеют уровень сформированности мотивации изучения иностранного языка:

– несколько ниже среднего (30% обучающихся СПО, что составило 18 человек, от общего числа участвующих в эксперименте);

– низкий уровень мотивации изучения данной дисциплины имеют 40% учащихся СПО, что составило 24 человека от общего числа респондентов;

– и 18 % (11 студентов) имеют средний уровень мотивации изучения иностранного языка;

– высокий уровень сформированности имеют 7 студентов, что составило 12 % от общего числа респондентов.

Таким образом, 70% обучающихся нуждаются в помощи по повышению мотивации изучения иностранного языка и главной целью для многих студентов становится не получение знаний, для своего развития, а желание получить зачет.

Нами была разработана анкета, с помощью которой мы выяснили основные причины снижения мотивации изучения иностранного языка студентами политехнического колледжа. Причин, объясняющих это явление, в ходе эксперимента было выявлено довольно много, это:

– низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе (45% учащихся);

– слабое представление о необходимости дальнейшего использования иностранного языка в реальной жизни (30%), однако (5%) предполагают коммуникацию на изучаемом языке при выезде за границу в качестве туристов, при посещении родственников и т.п.;

– неприязненные отношения, сложившиеся с педагогом, обеспечивающим предмет (5%);

– сложности с восприятием и запоминанием большого объема текстового материала (20%).

Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это необходимость создания на занятии таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованность и желание изучать иностранный язык.

Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют студентов на овладение полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях, где компетентность выступает в качестве универсальных способов деятельности, которые позволят студенту использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых для него учебных и внеучебных жизненных ситуациях. Вследствие этого в современной системе обучения иностранному языку появляется необходимость перехода от простого накопления знаний, умений и навыков к формированию ключевых компетенций.

Компетентностный подход в обучении иностранному языку в СПО предусматривает формирование десяти общих компетенций, которые включают в себя способности организовывать собственную деятельность; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; брать на себя ответственность за работу членов команды результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием [1].

Основными средствами формирования базовых компетенций при обучении иностранному языку выступают особые формы и методы подачи материала. Главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Например, в аудиторных занятиях по иностранному языку могут использоваться такие методы, как интеллектуальные разминки, деловые и ролевые игры, дискуссии, реальные жизненные ситуации.

Как показывает практика, студенты принимают активное участие в дискуссиях по актуальным для них проблемам, например, «Надписи на одежде: за и против», «Реален ли виртуальный мир?», «Экологические катастрофы: случайность или закономерность?», «Возможна ли любовь на разных языках?» и др.

Задача педагога состоит в том, чтобы увлечь студентов проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Во время дискуссии студенты учатся отстаивать свою точку зрения по проблеме, слушать и слышать других, терпимо относиться к иному мнению, совместно принимать решения. Данная форма работы развивает у ребят такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, толерантность. Совместная работа преподавателя и студентов по решению актуальных проблем развивает умение общаться друг с другом. Следовательно, участие в дискуссии формирует у студентов компетенции работы в коллективе, эффективного общения, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и умения нести за них ответственность.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных методов активного обучения в самостоятельной работе студентов. Работа над проектом является процессом творческим. Выбор тематики происходит в рамках программного материала и с учетом практической значимости для студентов. Так, студенты 1 и 2 курсов с большим интересом работают над проектами по страноведческой тематике (например, «Удивительные праздники», «Современные английские заимствования в русском языке», «Английские традиции и обычаи», «Приметы и суеверия Великобритании и России» и др.), а также анализируют проблемы современной молодежи, проблемы семьи. На старших курсах студенты выполняют профессионально-ориентированные проекты по темам: «Моя будущая профессия», «Роль английского языка в моей будущей профессии», «Самые известные изобретения британцев» и др. Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой информации, т.е. учатся ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов предполагает совместную постановку целей студентов и педагога, предоставляет студентам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Студенты становятся активными участниками, а преподаватель направляет их деятельность и помогает им. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, эссе, рефератов. При этом они учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Работа над проектом способствует формированию таких ключевых компетенций, как способность работать с различными источниками информации, анализировать полученные данные, подводить итоги, корректировать, делать выводы.

Именно применение активных методов, в отличие от традиционных, активизирует мыслительные процессы студентов, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит студентов анализировать информацию, строить связное логическое высказывание, учит общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии иностранного языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.

Таким образом, в процессе активного обучения студенты овладевают целым рядом важнейших компетенций, осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, пользоваться различными видами информации; осмысливать и обсуждать результаты своей деятельности; взаимодействовать с преподавателем и между собой; активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности, что позволяет не только пробудить интерес к изучению иностранного языка, но и повысить их уровень мотивации.

 

Литература:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего специального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html (дата обращения: 12.11.2014).

Основные термины: иностранного языка, изучения иностранного языка, мотивации изучения иностранного, иностранного языка студентов, иностранному языку, иностранного языка студентами, уровень мотивации изучения, развития мотивации изучения, языка студентов СПО, ключевых компетенций, Изучение иностранного языка, обучении иностранному языку, изучением иностранного языка, активные методы обучения, языка студентов учреждений, использования иностранного языка, занятии иностранного языка, изучению иностранного языка, ходе изучения иностранного, общего числа респондентов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle