Библиографическое описание:

Акутина С. П., Кистанова И. В. Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 60-63.

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Ключевые слова: межличностные отношения, студенты, СПО, профессиональные компетенции.

Abstract. The problem of the forming of interpersonal relationships of students of Secondary Professional Education department of Arzamas branch of UNN is investigated in the article. It is experimentally revealed the interrelation of interpersonal relationships in a group with the development of professional competences of the future specialist.

Keywords:interpersonal relationships, students, Secondary Professional Education, professional competences.

 

Современное образование, претерпевающие активные сдвиги, предъявляет особые требования к личностным характеристикам выпускаемых специалистов. Одним из условий формирования умения работать в команде является наличие благоприятного социально-психологического в студенческих группах. Для успешного развития личности молодого специалиста необходимо дифференцированно выстраивать образовательный процесс и психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение студентов в вузе позволяет участникам образовательного процесса (преподавателям, кураторам, сотрудникам психолого-педагогической службы) более эффективно применять накопленные психологической наукой знания и опыт, как в профессиональной, так и в повседневной жизни, обеспечивает адаптацию молодых людей к полноценной жизни в социуме [1]. Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются нравственные качества, отношение к учебе, происходит адаптация к будущей профессиональной деятельности. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом, командой, где каждый готов помочь товарищу, где существует атмосфера научного поиска.Основными чертами, которые присущи студенческой группе являются: социальный престиж, активное взаимодействие с разными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным превращениям. Изучение межличностных взаимоотношений способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом [3].

По мнению А.В. Петровского, межличностные отношения – это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это – система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [4, с. 206]. В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к себе и другому человеку.В период обучения в учебном заведении молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает ею и начинает испытывать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. На основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных рассуждений и действий формируется мировоззрение, этичные и эстетичные взгляды [3].

Мы поддерживаем точку зрения А.С. Чернышева, который считает, что обучение и воспитание студентов должно осуществляться через активное включение их в жизнь группы, то есть в ее систему отношений и совместную деятельность. Целесообразно включение социальных групп в развивающие социальные среды типа социального оазиса, «социума, отличающегося от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [6].Социально-психологический климат студенческой группы обладает рядом особенностей, которые вытекают из природы самой студенческой группы [6]. Психология студенческой группы и в том числе ее климат отличаются тем, что формируются «с нуля». Студенты-первокурсники создают свои собственные группы на основе традиций, уже существующих в образовательном учреждении.Индивидуальные особенности студентов и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе, влияют на процессразвития межличностных отношений.Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, здесь имеются существенные межличностные и социальные различия.

Педагогический опыт работы со студенческими группами отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ показывает, что: в процессе обучения ухудшается социальное взаимодействие в социальных группах; происходит разлад в межличностных отношениях, причем коллективистический характер отношений заменяется на индивидуалистический и прагматический; к выпуску нарушается структура студенческой группы; студенческие группы пущены на самотек, недостаточно мер предпринимается для совершенствования профессиональной подготовки специалистов в плане создания положительного СПК и благоприятной рабочей обстановки.Для того чтобы сформировать благоприятные межличностные отношения необходимо оценить существующий в данном коллективе общий психологический климат, выявить его сильны и слабые стороны, и только потом прилагать усилия, направленные на укрепление положительных и избавляться от отрицательных элементов этого климата.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения особенностей межличностных отношений в учебных группах, определения того, как влияет коллектив на развитие профессиональных компетентностей будущих специалистов. Перед нами стояли следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретический и практический опыт по проблеме оптимизации межличностных отношений в студенческом коллективе, как средства развития профессиональных компетентностей будущих специалистов.

2. Исследовать межличностные отношения со сверстниками в студенческих группах.

3. Выявить взаимосвязь межличностных отношений в группе и качества обучения.

В экспериментальном исследовании приняли участие две группы первого курса отделения СПО АФ ННГУ, это 60 студентов – учащиеся в возрасте 15-17 лет.

Для исследования межличностных отношений со сверстниками в студенческих группах использовались следующие методики: тест «Самооценка» Р.В. Овчаровой, методика диагностики межличностных отношений, которая была создана Т. Лири, Р. Сазеком, метод социометрии. Анализ результатов исследования показал следующее: Тест «Самооценка» Р.В. Овчаровой выявил, что у большинства (68%) обучающихся экспериментальной группы – уровень самооценки выше среднего и у 32% студентов – средний уровень самооценки. Это говорит о том, что студенты реально соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, пытаются ставить перед собой цели, которые можно осуществить на деле. Т.е. имеют адекватный уровень притязаний, способность адекватно анализировать своё поведение.

По результатам методики Т. Лири получилось, что в экспериментальной группе у 80% подростков преобладает дружелюбный фактор и у 20% доминирующий.По результатам полученных психограмм, у 78% испытуемых в исследуемой группе наблюдаются небольшие количественные различия между образом «Я» и «идеалом Я». Это позволяет судить о том, чтособственная стратегия стиля межличностного поведения их не устраивают, и это рассматривается как стимул для дальнейшего роста личности, саморазвития. У этих ребят (78%) – бесконфликтное расхождение, или, скорее частичное совпадение. У 22% испытуемых обнаружились некоторые сложности в области общения с окружающими. Это говорит о том, что эти студенты считают себя избыточно пассивными, застенчивыми и робкими в межличностных отношениях и хотели бы от этих свойств избавиться, быть более уверенными в себе. Студенты с доминантными чертами личности значительно реже испытывают неудовлетворенность своим характером и поведением, но у них выявилась стремление к корректировкесобственного стиля межличностного взаимодействия с окружающими.

При проведении социометрии были определены следующие статусные категориикаждого студента в группе:лидеры – 5 человека, что составляет 8,33%; предпочитаемые –24 человека, что составляет 40%; пренебрегаемые – 26 человек, что составляет 43,33 %; отверженные – 5 человека, что составляет 8,33%.Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: 50% учащихся имеют неблагоприятный статус и 50% относятся к первой и второй статусным группам.Таким образом, низкий статусный уровень половины обучающихся в исследуемой группе означает неблагополучие студентов в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признаниисверстниками и их взаимоотношения в группе можно считать относительно неблагоприятными.

Развитие ролевых отношений в исследуемых группах сочетается с развитием личностных взаимоотношений, которые к этому возрасту являются наиболее важными. Взаимоотношения с однокурсниками являются избирательными и стабильными. Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» студенты в группе отличаются разными системами ориентации. «Предпочитаемые» скорее ориентированы на совместную учебную деятельность. Когда они осознают угрозу потери статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более мобильный, целеустремленный, спланированный характер. Учащиеся с неблагоприятным положением в студенческой группе сконцентрированы главным образом на взаимоотношениях с отдельными однокурсниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они моментально реагируют на ситуацию и даже готовы разорвать отношения. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников велика. Как популярные, так и непопулярные студенты отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более конструктивные подходы к анализу конфликтов. Они оценивают ситуацииадекватно и не принимают их глубоко. Восприятие событий у непопулярных студентов осуществляется через призму конкретной конфликтной ситуации. Они либо избегают решения, либо не задумываются о последствиях своих действий. Процессы группового взаимодействия могут усложняться за счет ярко выраженной потребности в индивидуализации личности сочетающейся с максимализмом в оценках окружающих.В общем, и целом, межличностные взаимоотношения строятся на доверии, взаимопомощи и не зависят от социометрического статуса членов группы. Об этом свидетельствует и то, что в группах обычно бодрое и жизнерадостное настроение, студенты чувствуют себя комфортно, отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах, группа активна, работоспособна, студентам нравится бывать вместе.Необычность однокурсника воспринимается как нежелательный фактор и является угрозой для персонализации остальных. В группах с этим типом межличностного взаимодействия индивидуализация одной личности происходит за счет деиндивидуализации других.

Таким образом, студентам необходима психолого-педагогическая помощь в оптимизации межличностных отношений со сверстниками, реализуемая в рамках специально разработанных корректирующих программ. Межличностные отношения в учебной группе в силу своей сложности и внутренней обусловленности складываются стихийно или формируются в ходе учебной и воспитательной деятельности. На межличностные отношения влияют цели и ценностные ориентации студентов. Так, например, исследования молодежи отделения СПО показали, что цель учебы у более 75 % студентов – иметь в будущем престижную и высокооплачиваемуюработу, добиваться успеха в жизни. Для значительной части респондентов мотивация в учебе основывается на стремление к самосовершенствованию (33 %), к получению знаний (35%). Наряду с этимдовольнопопулярен и инструментальный подход к обучению – получить диплом (34 %).При исследовании взаимосвязи межличностных отношений в группе и качества обучения выяснили, что студенты с высокой степенью благоприятности межличностных отношений, как правило, более успешно реализуют учебную и общественно значимую деятельность. Если студенты сплочены на основе целей и ценностных ориентаций, то в общении онипроявляют уважение друг к другу, чувствуют свою принадлежность и защищенность. На отделении среднего профессионального образования университета для студентов создаются благоприятные условия по вовлечению их в совместную деятельность. Студенты принимают активное участие в молодежных конференциях, в течение учебного года проводятся недели специальностей, в этом коллективном деле принимают участие все группы, а процесс организовывают ребята старших курсов. В колледже уже несколько лет функционирует молодежное научное объединение, в мероприятиях которого также могут поучаствовать студенты.

Кураторы групп проводят тематические классные часы, посвященные созданию коллектива в студенческой группе, развитию толерантности в студенческой среде, культуре общения, нравственности и духовности, повышению уверенности в себе и проч., наблюдают за межличностными отношениями и корректируют их (проводят беседы, приглашают психолога провести тренинг). Именно в процессе кураторской деятельности происходит тончайший механизм взаимодействия в диаде «педагог-студент», который эффективно помогает формированию личностных качеств студента, повышает конкурентоспособность будущего специалиста на современном рынке труда и делает его востребованным в сложноорганизованном мире состязательности [2]. Положительное воздействие на развитие благоприятных взаимоотношений между студентамив учебных группах могут оказать и преподаватели, практикуя задания, которые требуют от студентов объединения усилий, разделение обязанностей, что рождает взаимную ответственность. На семинарских занятиях возможно применение разнообразных форм совместной работы. Это позволит значительно увеличить число деловых отношений в коллективе. Эффективным средством регуляции межличностных отношений в коллективе также является групповой тренинг, который способствует повышению взаимной симпатии студентов [5]. В перспективе на отделении СПО планируется создание такой образовательной среды, направленной на реструктурирование студенческой группы в практико–ориентированные команды, выполняющие проекты в организациях.

В заключение следует отметить, что межличностные отношения являются мощным стимулом учебной деятельности для каждого студента. Практика показывает, что значительное число студентов не могут раскрыть свои способности и вполне овладеть учебной программой в составе группы, которая не создает им психологического комфорта.Установлено, что развитие профессиональных компетентностей студентов должно происходить через вовлечение их в жизнь группы и для этого на отделении СПО создаются благоприятные условия по включению студентов в совместную деятельность. Сделан вывод о том, что группа с высокой степенью благоприятности межличностных отношений, как правило, более успешно осуществляют учебную и общественно значимую деятельность, а в общении друг с другом наблюдаются взаимопомощь и поддержка.

Таким образом, все учебно-воспитательные мероприятия должны быть направлены на формирование здорового климата студенческой группы, как важного средства развития профессиональных компетентностей будущего специалиста.

 

Литература:

1.                  Акутина С.П., Щелина Т.Т. Создание психологически безопасной образовательной среды в вузе как условие успешной социализации студентов // Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»: Сборник статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 24-25 декабря 2012 года: В 2-х т. Т.2. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – С. 45-50.

2.                  Акутина С.П. Модели кураторства в инновационном вузе: педагогический нарратив // European Social Science Journal. – 2014. –  № 6. – Т.2. – С. 114 -121.

3.                  Момот Л. Межличностные отношения в студенческой группе [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2137.pdf (дата обращения 31.10.2014).

4.                  Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

5.                  Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд. Института психотерапии, 2002. – 191с.

6.                  Чернышев А.С. Психологические проблемы современной молодежи // Молодежь провинции: проблемы и перспективы. – Курск [Б. и.], 2011. – 154 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle