Библиографическое описание:

Ушанёва Ю. С. Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога) // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 179-183.

Существенные экономические, социальные и культурные преобразования, затрагивающие почти все сферы современной жизни, приводят к изменениям приоритетных ценностных ориентаций. От специалиста в любой области требуется умение мгновенно анализировать ситуацию, принимать адекватные решения, эффективно работать в быстро меняющихся условиях. Это дает нам возможность говорить об актуальности и необходимости развития самостоятельности в сфере профессионального образования.

Художнику-педагогу необходимо во время обучения в вузе не только приобрести необходимые для ведения практической работы знания, умения и навыки, но и развить способность к творческому преобразованию педагогической действительности. Для этого, в процессе обучения, необходимо развитие профессионального вида мышления у студентов. В конкретном случае, данный вид мышления можно охарактеризовать как мышление, свойственное педагогу, и отвечающее за владение той дисциплиной, которая преподается (в данном случае этой дисциплиной является  изобразительное искусство).  

Рассматривая процесс подготовки художников – педагогов с точки зрения их практической деятельности на занятиях дисциплинами предметной подготовки    (рисунок, живопись, композиция) мы, уделяем внимание формированию специального компонента профессионального мышления художника – педагога, одним из важнейших аспектов которого является художественно-образное мышление.

Таким образом, целью данной статьи является раскрытие роли художественно – образного мышления в формировании самостоятельности студентов факультета изобразительного искусства в процессе практических занятия занятий дисциплинами предметной подготовки – рисунком, живописью, композицией.

В литературе, посвященной самостоятельной деятельности обучаемых можно выделить два понятия – «самостоятельная работа» и «самостоятельность».  Этот вопрос требует некоторого уточнения. С одной стороны, самостоятельная работа понимается как учебная деятельность студента, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного участия последнего. В то же время самостоятельная работа может являться и формой учебно-воспитательного  процесса. В то же время следует учитывать, что самостоятельная работа никогда не является абсолютно самостоятельной, так как постоянно координируется преподавателем. В таком контексте самостоятельная работа является направленной учебной и научно-исследовательской деятельностью студентов, которая осуществляется под воздействием планирования и управления со стороны руководителей учебного процесса. В исследованиях по психологии и педагогике самостоятельная работа имеет значение формы учебно-воспитательного процесса в отличии от самостоятельности, которая рассматривается как ступень в развитии личности в процессе познания. Так же можно говорить о том, что самостоятельность является необходимым условием творческого процесса.

Понятие «самостоятельность» в педагогике является одновременно и процессом и результатом развития личности. На формирование самостоятельности оказывают влияние таки факторы как:

- биогенность: зависимость психического развития личности от биологических механизмов наследственности;   

- социогенность: влияние социальной среды на характер протекания процесса развития самостоятельности;  

-   индивидуальность: уникальные способности, качества характера;

- стадийность, учитывающая условия развития личности на определенной стадии развития (зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка)

- нелинейность – свойство личности к ускорению процессов сознания и их торможении;

- физический возраст, дающий определенный потенциал и определяющий вероятные возможности психического развития.

Все эти факторы оказывают влияние на формировании самостоятельности, а, следовательно, на возможность творческого потенциала. Согласно философскому словарю, творчество является процессом человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Творческий характер учебной деятельности предполагает вариативность решения учебных задач. Поэтому, придать процессу обучения творческий характер означает не сделать его абсолютно свободным от воздействия преподавателя, а создать такие условия, при которых студент бы проявил творческий подход к решению конкретной учебной задачи.  

Для такого подхода к процессу обучения, необходимо формирование художественно - образного мышления студентов. В самом этом понятии уже отражен творческий компонент и владение средствами выражения,  изобразительной грамотой как средством создания образа.  Рассмотрим понятие художественно-образного мышления подробней.

Мышление художника-педагога обусловлено его профессиональной деятельностью, эстетически-нравственной позицией, обладает рядом специфических особенностей, проявляющихся в его направленности, способах проявления и самом характере протекания мыслительных процессов. Одной из специфических черт такого мышления является направленность на практическое исполнение и поиск выразительного решения некоего образа, который возникает в сознании в результате воздействия различных факторов действительности (как объективных, так и субъективных). Это позволяет говорить о существовании  художественно-образного типа мышления, который формируется у людей, работающих в сфере искусства, отличается условиями протекания мыслительных процессов, представляет собой один из способов взаимодействия чувственного и рационального компонентов. Выделяя этот тип мыслительной деятельности, следует отметить, что его, так же как и остальные виды мышления, можно охарактеризовать по следующим позициям. Это быстрота, ширина, глубина, самостоятельность, гибкость, критичность.  Доказано, что в процессе художественно-образного мышления осуществляются такие операции как синтез, анализ, сравнение, группировка, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике изобразительной деятельности. Поэтому, сформировав у обучаемых подобные навыки можно обеспечить творческое решение учебных задач. Эти навыки можно разделить условно на четыре  группы:

Первая группу можно охарактеризовать как группу навыков восприятия изображения. Это навыки позволяют человеку, работающему в сфере изобразительного искусства анализировать произведения с точки зрения их художественного языка, и присущих ему условностей и средств выразительности.  Так, например, искусствовед или опытный художник, имеющий соответствующее образование,  может оценивать произведения изобразительного искусства самых разных эпох и стилей, начиная с Древнего Египта и заканчивая современным искусством, с точки зрения их художественной выразительности. Это навыки позволяющие воспринимать и анализировать саму структуру изображения, т. е способы выделения и решение главного в изображении,  виды контрастов примененных в произведении, пластическую организацию композиционной структуры, способы технического исполнения и т.д..

Вторая группа – группа навыков восприятия натурного материала (если таковой имеется) и представлений художника, которое находит свое отражение в произведении. Эта группа включает в себя две подгруппы.

Первая подгруппа представлена навыками сюжетно-тематического восприятия. Этот такой способ восприятия, при котором под воздействием окружающей действительности в сознании художника моделируется сюжет, тема произведения. Для формования подобного навыка студенту необходим высокий уровень общей гуманитарной подготовки, фантазия, способность к сопереживанию.

Вторая подгруппа включает навыки восприятия визуальных характеристик самой натуры. Так, например, если студентами ведется работа с натуры в условиях аудиторных занятий, то, объектом этого восприятия является организованная натурная постановка. На её примере студенты учатся определять единственную доминанту, соотношение масс, тона цвета и т.д.. Все это позволяет выявить особенности изображаемого, его отличительные характеристики, отражающие внутреннее содержание. 

Третьей группе навыков, необходимых студентам для развития художественно-образного мышления, являются навыки эмоционально-ассоциативные. Это навыки характеризующие эмоциональное отношение  художника к воспринимаемому. Они свойственны в той или иной степени любому человеку и играют в его жизни очень важное значение. Но эмоции художника отличаются тем, что кроме личностного отношения, условного «нравится» или «не нравится», они в большей степени продиктованы эстетическим чувством, сформированным в процессе соприкосновения с большим количеством произведений мировой художественной культуры и значительного визуального опыта, глубинному пониманию языка искусства. Именно этот опыт позволяет сформировать навыки ассоциативного восприятия. Причем, здесь речь идет не только, о так, сказать, прямых ассоциациях, когда конкретный образ реальности ассоциируется с конкретным способом художественного решения. В этом процессе начинают задействоваться более глубокие пласты сознания.

Что бы лучше их представить рассмотрим способ выбора приема стилизации для конкретного растения, который диктуется эмоциональным восприятием автора. Один и тот же цветок розы отдельные авторы стилизуют совершенно различным способом. Кто-то в большей степени воспринимает форму цветка и мягкий характер его лепестков, кто-то подчеркивает прямолинейность, грубоватость, некоторую «агрессивность» присущую его стеблю и в этом ключе решает и сам цветок. Это прекрасный пример зависимости способа изображения от эмоционального – ассоциативного восприятия автора. Поэтому, можно говорить о том, что навыки,  эмоционально-ассоциативного восприятия играют важную роль в формировании и решении художественного образа, как на стадии восприятия натуры, так и на стадии работы над изображением.   

И наконец, четвертая группа навыков восприятия, необходимых для развития художественно-образного мышления студентов при обучении основам изобразительного искусства – группа навыков обобщения. Сама способность к обобщению, лежит в основе художественно-образного мышления. И.П. Павлов говорит о том, что для нормального функционирования человеку необходимо не только воспринимать действительность, но и производить анализ информации, который становится возможным в том числе и в результате обобщения некоторых элементов в сознании и оперирования образами. Особенно ярко проявляется эта способность человеческого сознания в процессе художественного творчества. По словам И.П. Павлова художники могут ясно, иногда до степени галлюцинаций, представлять себе предметы и явления, например, художники пишут портрет по памяти, как только отчетливо представляют себе свою мысль. Поэтому у них многое происходит, как при реальных раздражителях.

 Из этого высказывания следует вывод, что зрительные образы возникают в сознании человека посредством воображения и являются своеобразным результатом воздействия внешних факторов. Такая позиция во многом послужила основой так называемой теории отражения, согласно которой «зрительный образ формирующийся в процессе изображения, имеет тенденцию к изменению до тех пор, пока не станет наилучшим способом отражать изображаемый предмет». В таком контексте все художественное творчество предстает как отраженное через призму сознания художника объективная реальность. Этой концепции придерживаются в своих работах Е.И. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, Б.М. Неменский.

Благодаря этой способности сознания художник способен провести анализ, как натуры так и изображения, выявляя самые существенные, характерные черты изображаемого. Этим и достигается убедительность художественного образа, его неповторимость и изобразительная оригинальность.  

            Кроме навыков восприятия влияющие на формирование художественно-образного мышления, немаловажным можно назвать и навык практической работы. Очень много в решении художественного образа занимает не только применение средств изобразительной выразительности, но и владение материалом. Поэтому приобретение практических навыков крайне важно для развития творческого потенциала и самостоятельности студентов.

            В подготовке художника – педагога большую роль играют дисциплины предметной подготовки, такие как рисунок, живопись, композиция. Занятия по этим дисциплинам, чаще всего представлены рисованием с натуры. Поэтому развитие самостоятельности студентов, как качества, благодаря которому они учатся творчески решать изобразительные задачи целесообразно проводить на занятиях данными дисциплинами.

Расскрывая роль художественно-образного мышления в формирование самостоятельности в процессе работы с натуры, мы подробней рассмотрим сам процесс работы на занятиях живописью, с целью выявления особых условий влияющих на развитие самостоятельности студентов.

Как уже говорилось, роль натурной учебной в процессе обучения основам изобразительного искусства крайне высока. Первое, с чем сталкивается студент при работе над очередным заданием это сама постановка, которая представляет собой определенную часть материально-объективного мира, сознательно организованную человеком для определенной цели – создание на ее основе изображения. Тем не менее, художник стремится к созданию не просто изображения, а изображения выразительного с художественной точки зрения. Поэтому организация особым образом учебной постановки, способна сама по себе «натолкнуть» начинающего художника на способ ее художественного решения. Уже на этом этапе студентов необходимо обучать самостоятельно решать определенные задачи. Правильно поставить учебную постановку, означает уже почти написать ее. Организация натурного материала – подобна постановке вопроса, чем точнее он сформулирован, тем проще на него ответить. Умение грамотно ставить учебную постановку необходимо будущим учителям изобразительного искусства. Каждая постановка своей структурой «провоцирует» ученика на решение тех или иных изобразительных задач, подсказывает своеобразный художественный ход, способный сделать изображение не только грамотным, но и выразительным, несущим определенную эмоциональную нагрузку.

При такой работе все доступные обучаемому  изобразительные средства,  в том числе и средства живописи, направлены на передачу основного ощущения, вызванного восприятием постановки. От того как натура будет организована зависит и способ создания изображения. Таким образом, студент с младших курсов включается в активный учебно-творческий процесс, не только осваивая основы изобразительной грамоты, но и развивает навыки восприятия, приучается мыслить образами и целесообразно осуществлять выбор художественных средств необходимых для их воплощения, основываясь на натурном материале. Всвязи с эти мы рекомендуем организовывать учебную постановку совместно со студентами. Это позволяет не только выявить их знания в области восприятия, теории изобразительной грамоты, а так же степень развития художественного вкуса, приучит их мыслить, создаст ситуацию общения, условия для самостоятельного поиска способов решения тех или иных задач. 

Это способствует приобретения необходимых навыков восприятия, включает в себя как направленный анализ натурной постановки, с целью выявления главного,  умения целостно воспринимать натуру, поиск оптимально-выразительного   способа  ее изображения, так и ряд частных умений. К ним относятся: выбор оптимальной точки зрения (ракурса), на какое расстояние следует занимать место от постановки, как учесть характер освещения на постановке и на изобразительной плоскости, чем следует руководствоваться при организации визуальной структуры учебной постановки  и т.д..

Эти знания необходимы для успешного ведения студентами самостоятельной работы и являются залогом будущего профессионализма.

Другим залогом развития самостоятельности является четкое предоставление студента о последовательности ведения учебной и творческой работы и осознания им задач каждого из этих этапов. Пренебрежение каким либо из них ведет к недостаточному осмыслению одного из важнейших пунктов решения тех или иных изобразительных задач.

Как показала практика, очень часто при работе над учебным этюдом с натуры студенты недостаточно уделяют поиску композиционного решения. При этом большое значение придается передачи материальности предметов, проработке деталей. Это приводит не только к таким распространенным ошибкам как неуравновешенное размещение основных масс, потеря доминанты, так и к шаблонности выполняемых этюдов. Что в свою очередь ведет к потере интереса к работе. Тем не менее, композиционное решение - это важнейший этап в решении художественного образа. При недостаточно хорошо продуманной композиции никакой, даже самый высокий уровень технического исполнения или интересный сюжет не помогут в раскрытии художественного образа. В то время как композиционные средства, являются максимально эффективными в решении данной задачи. Благодаря интересному  композиционному решению самый сложный сюжет при небольшом количестве предметов будет раскрыт полно, отражая эмоциональное значение всей идеи произведения.    

Поэтому, при обучении основам изобразительного искусства при помощи рисования с натуры, необходимо раскрыть учащимся способ ведения работы над изображением, и четко обозначить назначение каждого из этапов. Кроме этого, процесс работы над учебной постановкой должен быть построен таким образом, что бы переход на следующий этап не был возможен без тщательной проработки предыдущего. Этого можно достичь благодаря изначальной установке на решение не только учебных задач, но и создание в каждом учебном этюде определенного художественного образа. Это процесс, не только имеет учебное значение, но и ориентирует студентов на последовательное ведение творческой работы, что является залогом их самостоятельности и успешности обучения. Полученные навыки, а самое главное, развитое профессиональное мышление позволят им успешно решать все усложняющиеся учебные задачи и послужат опорой в их  собственной профессиональной деятельности.  

 

Список литературы

  1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян, Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Кузин, В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов / В.С. Кузин. М.: ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2005.
  3. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. / И.П. Павлов. М.-Л., 1951.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн  М.: 1946.
  5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 4-е. М.: Издательство политической литературы, 1980. 559 с
  6. Ушанева, Ю.С. Роль натурной постановки в развитии художественно-образного мышления студентов факультета изобразительного искусства /  Ю.С. Ушанева // Известия Южного федерального университета.- 2009.-№ 4.- с 122-128.
  7. Яшухин, А.П. Живопись / А.П. Яшухин, С.П. Ломов. М.: АГАР, 1999.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle