Библиографическое описание:

Миненко Е. Ю., Михеева Н. А. Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы участка федеральной автодороги 1Р-158 Н. Новгород — Саратов в Иссинском районе Пензенской области // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 193-196.

Многие проблемы современной России можно было бы решить, найдя выход в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтированы, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, с выбоинами столь частыми, что её и дорогой-то можно назвать с большой натяжкой. При увеличении протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 % автомобильный парк вырос почти на 75 %, поэтому анализ обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы автомобильной дороги актуален.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильная дорога. придорожный сервис, многофункциональная зона дорожного сервиса.

 

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области на 1 января 2012 года составляет 3728,0 км. Из них с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием — 3599,0 км, со щебеночным покрытием — 123,0 км [1, 23–26].

По территории Пензенской области проходит семь транспортных коридоров, соединяющих по кратчайшему направлению областные центры Саратовской, Ульяновской, Тамбовской, Рязанской областей и Республику Мордовия. Восемьдесят процентов от общей интенсивности движения транспорта составляют транзитные перевозки. Медленное восстановление потребительского и инвестиционного спроса в России, неопределенность ситуации на мировых рынках товаров, общее снижение темпов роста мировой и российской экономики по сравнению с 2010 г. будут оказывать сдерживающее влияние на динамику рынка транспортных услуг в 2011–2014 гг.

По расчетам аналитиков, основанным на прогнозных показателях развития экономики РФ, предложенных МЭР РФ (базовый вариант), грузооборот транспорта общ его пользования в 2011–2014 гг. может увеличиться на 12 %.

Общую динамику отрасли, как и прежде, будет определять железнодорожный транспорт, темпы роста грузооборота которого после некоторого сокращения в 2012 г. выйдут на уровень 4–4,5 % в год.

Оборот российского рынка транспортных услуг в 2014 г., включая доходы от перевалки грузов в портах и аэропортах, превысит $72 млрд.

С учетом динамики грузооборота и тарифной составляющей грузоперевозок, изменения спроса и арендных ставок в сегменте складских услуг, в 2014 г. совокупный объем рынка транспортно-логистических услуг в рублях превысит уровень 2010 г. в полтора раза [2, 1].

По состоянию на 1 января этого года на регистрационном учёте в Госавтоинспекции состоит более 50,5 миллионов единиц транспортных средств. Причем основную часть из них — 76,7 %, или 38,7 миллионов единиц — составляют легковые автомобили.

За последние 8 лет, по сравнению с 2004 годом, транспортный парк страны вырос на 44,2 %, то есть более чем на 15 миллионов транспортных средств. В среднем, ежегодно прирост транспорта составляет 5,5 %. Основное увеличение происходит за счёт легковых автомобилей: по сравнению с 2004 годом, их количество выросло на 62,7 %, или на 14,9 миллионов единиц.

Также высокими темпами растёт численность полуприцепов: с 290 тысяч в 2004 году до более чем 540 тысяч в прошлом году (+87,1 %). Парк грузовых автомобилей вырос на 22,9 % и составил свыше 5,7 миллионов единиц. Примерно такими же темпами — на 22,8 % — увеличилась численность автобусов: на сегодняшний день в России эксплуатируется 924,5 тысяч автобусов.

Сокращается ежегодно только количество мототранспорта — с 3,9 миллионов единиц в 2004 году до 2,5 миллионов к началу этого года, то есть на 36,3 %. По мнению специалистов, процесс такого уменьшения обусловлен утилизацией устаревших мототранспортных средств [3, 1–2].

Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в ведении Пензенской области, должны являться современными транспортными магистралями и в перспективе соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса на определенных участках автомобильных дорог.

Комплексы обслуживания должны обеспечить полный набор услуг, как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующим по автодорогам. Концентрация объектов обслуживания имеет целью создание не изолированных предприятий придорожного сервиса, а системы дополняющих друг друга и стимулирующих расширение форм сервисного обслуживания крупных региональных и областных транспортных узлов [4,105–108].

Состав комплексов (объектов придорожного сервиса) с учетом сложившихся условий, а также с учетом предполагаемой интенсивности движения по основным направлениям может включать в себя: КП ГИБДД; автозаправочные станции (АЗС и ГЗС); автосервис (станции техобслуживания, диагностика и мойка автомобилей); автостоянки; магазины (мини-магазины) автозапчастей и сопутствующих товаров; придорожные гостиницы (мотели); пункты торговли; пункты питания; оборудованные места отдыха; рестораны (кафе).

Основные проблемы размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания вдоль автодорог, находящихся в ведении Пензенской области, связаны с определением оптимальной структуры самих предприятий, специализации, набора платных и бытовых услуг, месторасположения. Также существуют значительные препятствия, тормозящие процесс развития необходимой придорожной инфраструктуры. Так как финансирование размещения объектов придорожного сервиса не предусмотрено федеральным бюджетом, в развитие инфраструктуры привлекаются в основном средства индивидуальных предпринимателей.

Авторам произведена оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы федеральной автодороги 1Р-158 Н.Новгород-Самара (на примере участка от г.Пенза до п. г.т. Исса).

Рис. 1 Участок автомобильной дороги 1Р-158 Н.Новгород — Саратов (г.Пенза — п.г.т. Исса)

 

Иссинский район расположен на севере Пензенской области. Территория составляет 926 кв.км, население 11300 человек. Административным центром района является рабочий поселок Исса. Иссинский район граничит с Лунинским и Мокшанским районами нашей области, Рузаевским, Инсарским и Кочкуровским районами республики Мордовия. Расстояние до областного центра 100 км, до г. Саранск — 50 км, до г. Рузаевка — 25 км. По территории района проходит асфальтированная автомобильная дорога Саратов — Нижний Новгород, железная дорога северо-восточного и южного направления отделения Куйбышевской железной дороги. Расстояние от р. п. Исса до железнодорожной станции Булычево — 10 км. Практически все населенные пункты (их 39) соединены с районным центром дорогами с твердым покрытием (асфальт или щебень). Р.п. Исса и все села, за исключением малых, где менее 50 жителей, газифицированы. Территория района имеет контактную конфигурацию. Протяженность с севера на юг- 35 км, с запада на восток- 44 км [5, 1].

Рис.2 Объекты размещения транспортной инфраструктуры придорожной полосы (участок автомобильной дороги 1Р-158 Н.Новгород-Саратов от с. Мастиновка до п. г.т.Исса)

 

На всем протяжении исследуемого участка автомобильной дороги 1Р-158 Н.Новгород-Пенза от с. Мастиновка до п. г.т.Исса находятся 8 сел: Бибиково, Суароково, Царевщино, Муратовка, Ивановка, Бекетовка, Уварово, Широкоис. Объекты туристической инфраструктуры:

-          Кафе, ИП Рябчиков А.П, р.п. Исса, автомобильная дорога 1Р — 158 Н. Новгород — Саратов;

-          АЗС ОАО «Лукойл», р.п. Исса, автомобильная дорога 1Р — 158 Н. Новгород — Саратов;

-          АГЗС ОАО Пензгазификация», р.п. Исса, автомобильная дорога 1Р — 158 Н. Новгород — Саратов;

-          АЗС ООО «АЗК 95», р.п. Исса, автомобильная дорога 1Р — 158 Н. Новгород — Саратов;

-          Кафе, ИП Рябчиков А.П, р.п. Исса, автомобильная дорога 1Р — 158 Н. Новгород — Саратов;

-          Кафе ИП Басамыкин Б. А., автомобильная дорога 1Р — 158 Н.  Новгород — Саратов гр. Республики Мордовия. Авторами предлагается размещение многофункциональной зоны дорожного сервиса в районе с. Бекетовка [6,] (пример МФЗ предложен на рис. 3).

Рис. 3. Пример многофункциональной зоны дорожного сервиса: 1-автобусы; 2- грузовые автомобили; 3-легковые автомобили/мотоциклы; 4-места для людей с ограниченными возможностями; 5-легковые с прицепами (продольная/косая парковка); 6-кратковременная парковка для легковых автомобилей (продольная парковка); 7- кратковременная парковка для грузовых автомобилей (продольная парковка); 8-места для крупногабаритного тяжелого транспорта (продольная парковка)

 

Но объединение объектов дорожного сервиса требует от предпринимателей значительных вложений, это и затраты на строительство, оснащение, подведение коммуникаций, стоянку, организацию дорожного движения, оборудование для автосервиса и т. д. Поэтому инвесторы не спешат вкладывать деньги в МФЗ, а в сооружения отдельных объектов типа СТО, автомойки, АЗС, пункты питания. Кроме всего выше перечисленного возникают сложности с проблемой приобретения земли в собственность, сложность и длительность процедур согласования строительства и получения нужных документов также не способствует привлечению инвестиций в развитие придорожной инфраструктуры. Но в итоге создание МФЗ на участок автомобильной дороги 1Р-158 Н. Новгород — Пенза от с. Мастиновка до п. г.т.Исса позволит не только обеспечить комфорт в дороге для жителей и гостей региона, но и обеспечит новые рабочие места и обеспечит улучшение культурных и торговых отношений между регионами.

 

Литература:

 

1.                  Государственная программа Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014–2020 годы».- Пенза, № 724-пП, 2013

2.                  Объем рынка транспортных услуг России в 2014 г. превысит $72 млрд/ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// tks.ru — Заглавие с экрана.- Дата обращения: 13.11.14

3.                  Статистика ДТП / [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://gibdd.ru — Заглавие с экрана.- Дата обращения: 13.11.14

4.                  Миненко Е. Ю. Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы федеральной автодороги 1Р-208 Тамбов-Пенза/ Е. Ю. Миненко, Н. А. Сафонова// Молодой ученый. —2014.-№ 15.-С. 105–108

5.                  Администрация Иссинского района. Новости/ [Электронный ресурс]- Режим доступа: htt//rissa.pnzreg.ru-Заглавие с экрана.- Дата обращения: 13.11.14

6.                  Регламент размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги». — Москва, № 93, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle