Библиографическое описание:

Гималетдинова Р. Р. Образ коня в башкирском устном народном творчестве // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 642-644.

Культура является одним из факторов организации духовной жизни людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт предшествующих поколений, но и как особая форма бытия, которая отражается во всех проявлениях жизнедеятельности человека.

В культуре каждого народа ярко проявляется индивидуальность, национальный характер. Одежда, жилище, домашняя утварь, язык, традиции, обряды носят этническую тональность, отличающую представителей одного народа от другого. В культуру также входят духовные ценности, нормы поведения, социально-бытовые установки, принятые в данном обществе правила этикета. В процессе межкультурного общения мы имеем возможность «проникнуть» в иной мир — мир других народов и изучить их особенности.

В данной статье мы рассмотрим отражение образа коня в устном народном творчестве. Произведения устного народного творчества представляют собой незаменимый материал для исследования особенностей народа, проявляющихся в разных поступках, отношениях людей к природе, животных, другим людям и т. д.

Из истории нам известно, что ведущее место в хозяйстве башкир занимало скотоводство. Среди всех домашних животных особое место занимали лошади. П. И. Рычков отмечал: «Лошади башкирские издавна в России почитаются, между которыми многие сходами, и так резвые иноходцы бывают… До последнего бунта башкирский народ весьма богат был лошадьми, … среди них были такие, кои от трех до четырехсот кобыл имеют» [4, с.274]. И. Г. Георги пишет: «редко у простого человека бывает меньше 30 и 50 лошадей, многие оных до 500, богатые до 1000, а оные до 2000 и выше…» [7, с.33–34]. Если в русской культуре конь — это главный кормилец, опора в крестьянском хозяйстве, то в культуре башкир — это символ доблести батыра, верный помощник в битвах за родную землю.

Бережное отношение башкир к лошадям выросло в культовое почитание. Во многих башкирских эпосах встречается образ мифологического коня — Акбузат.

«Дрожит под ногами его земля,

Пена стекает из пасти, бела,

А помчится, вспорхнув, как птица, -

Только следом пыль заклубиться;

Любого, кто повстречается с ним,

Поражает величием своим –

Вот таким был дивный тот конь,

Слетевший вниз, как небесный огонь» [1, с.100].

По представлениям башкир, крылья толпара никто не должен видеть, он их расправляет только в темноте. Если батыр увидит крылья толпара, конь погибает. Поэтому у башкир сохранилось суеверие, согласно которому, подходя ночью к табуну, давали знать о своем приближении, чтобы толпар успел спрятать свои крылья. Об этом говорится и в легенде об озере Йылкысыккан. Шульган спрятался в озере и увел с собой коня Акбузат. Когда крылатый Акбузат выскакивает из этого озера, то поднимается ветер, ураган. Если человек оборачивается, чтобы посмотреть, то Акбузат сразу исчезает, поэтому вода в озере всегда мутная.

В «Урал батыре» и «Акбузате» мудрый богатырский конь Акбузат помогает людям в беде. Башкирский эпос отрицает жестокость в обращении с животными и утверждает принцип гуманизма.

В башкирском языке много пословиц и поговорок, отражающих образ жизни народа: «У того, кто не ведёт счёт, весь скот во дворе», «Считанная скотина не пропадает», «Считанных овец волк не порежет» [2, с.119,123–124]. «Клеймёная скотина не теряется», в этой поговорке речь идет о тамге, которую башкиры раскалённым железным тавром ставили на крупе лошадей. В очертаниях тавра обычно использовалась родовая тамга, в которую вносилась небольшая деталь — семейный знак. Некоторые знатные башкиры имели индивидуальный рисунок тавра.

Во многих обрядах башкир тоже присутствует конь. Например, из свадебного обряда: придерживание коней — ат башынан алыу (жених у снохи монетой выкупает право отъезда со двора; сноха держит за уздцы запряженную лошадь) [5, с. 285].

Уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею было характерно для башкир. Известный арабский путешественник, Ахмед ибн-Фадлан писал, что башкиры верили в 12 богов, которые управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, — сообщает путешественник, — как одна группа из них поклоняется змеям, другая — рыбам, третья — журавлям. Мне сообщили, что они когда-то вели войну с какими-то людьми из числа своих врагов, причем они, враги, обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них, врагов, так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство этих башкир. Поэтому они, эти башкиры, стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются» [3, с.24].

Мировоззрения древних башкир представлены во всемирно известном башкирском эпосе «Урал батыр». В момент появления эпоса люди еще не отделяли себя от природы. Так, Урал, обращаясь к зверям и птицам, говорит:

«Весь майдан восторгом объят:

На коне чудесном седло,

Ну а к луке седла того

Приторочен алмазный меч;

Лита из золота лука седла,

Недоуздок на нем золотой;

Уши — два шила над головой,

Грива развевается гордо,

Вздернутая точеная морда,

Зубы — как дольки чеснока,

Грудь соколиная, узки бока,

Крут и легок в копытах он,

Медью отливают глаза,

Шея тонкая, как змея;

Двойная макушка, впалые щеки,

Словно вытянутые — ноги,

Веки — как у дикого беркута;

Ступает, вздернув голову кверху,

Землю хвостом метет на ходу,

Уши ножницами раздвигает.

Танцует на месте, кося глазами;

Как у волка, быстрая кровь,

Так и пылает пара зрачков» [6, с.116].

Любой народ — явление уникальное. Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и многогранную культуру. Дошедшие до нас памятники устного народного творчества свидетельствуют о жизнестойкости народа, о его огромном духовном потенциале, об уникальности и неповторимости в своем роде.

В наши дни, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивая духовные ценности других народов, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.

Все эти явления обретают в культуре народа и в его сознании определенный символический смысл, единый для всего данного народа. В данной статье мы рассмотрели образ коня, занимаещего одну из ведущих мест в башкирском устном народном творчестве.

 

Литература:

 

1.      Башкирское народное творчество. Т.2. Эпос. Уфа: Китап, 1987. — С.100.

2.      Башкирское народное творчество. Т.7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993. — С.119,123–124.

3.      Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. — С. 24.

4.      Рычков И. П. Топография Оренбурской губернии. — Уфа, 1999. — С.274.

5.      Султангареева Р. А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. — Уфа: Гилем, 2005. — С. 285.

6.      Урал- батыр. Башкирский народный эпос. — Уфа: Китап, 2005. — С. 116.

7.      ЯнгузинР. З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII — XIX вв. — Уфа, 1998. –С. 33–34.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle