Библиографическое описание:

Ефименко С. Н. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 538-542.

Постановка проблемы. Подготовка педагога нового типа приобретает особенную актуальность в условиях модернизации системы образования в Украине. Поскольку растет значимость интеллектуально-творческого труда, взаимодействия науки, техники и общества, гуманистической и творческой направленности науки и научно-технического прогресса. Растет спрос общества на подготовку специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях: способных быстро адаптироваться к условиям жизни и ориентироваться в быстротекущем информационном поле, к самостоятельному, творческому решению проблем и профессиональному саморазвитию. Эти показатели характеризуют человека с высоким уровнем развития интеллектуально-творческого потенциала. Значит, есть необходимость в подготовке учителей, способных к интеллектуально-творческому труду, профессиональному саморазвитию и актуализации собственных потенциальных возможностей. Высокий уровень развития интеллектуально-творческого потенциала будущего учителя технологий предоставит возможность будущему учителю на уроках технологий создать условия для интеллектуально-творческого развития личности ученика.

Анализ последних исследований и публикаций. В психолого-педагогическое исследование интеллекта и творчества осуществили взнос зарубежные и отечественные ученые (Г. Ю. Айзенк, Б. Г. Ананьев, А.Бине, Э.Боно, Д. Б. Богоявленская, Ф.Вернон, М.Вертгеймер, Г.Гарднер, Дж.Гилфорд, А. В. Губенко, В. Н. Дружинин, Е. П. Ильин, Р. Б. Кеттел, В. Ю. Крамаренко, А. Н. Лук, Ж.Пиаже, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, М. Л. Смульсон, Ч.Спирмен, Р.Стернберг, Л. Л. Терстоун, М. А. Холодная, В. А. Цапок, А. Т. Шумилин и др.). Интеллектуальный потенциал является предметом исследования В.І.Аристова, Г. Ф. Кунгурцевой, Л. М. Мишыной, М. В. Якунькиной. Содержание и структурные составляющие творческого потенциала личности исследуют Д. П. Барабоха, Д. В. Колесов, В. А. Моляко, Е. Н. Соколов, Т. М. Третяк, Л. Г. Яренчук. Проблему формирования творческой личности учителя в процессе профессиональной подготовки исследуют В. В. Иванова, В. А. Кан-Калык, Н. В. Кичук, П. Ф. Кравчук, А. А. Крывылева, А. П. Лисныченко, А. В. Морозов, Н. Ю. Посталюк, М. М. Поташник, С. А. Сысоева и другие ученые. Система профессиональной подготовки, развития личности студента, как субъекта инновационных образовательных процессов проанализирована в работах О. А. Абдулиной, А. А. Андреева, А. Е. Антоновой, И. Д. Багаевой, А. А. Беды, А. С. Белоус, М. В. Гриневой, Я. В. Галеты, Н. В. Гузий, Т. Я. Довгой, В. А. Кравцова, С. Г. Мельничука, Л. В. Михеевой, В. В. Радула, А. Б. Рацула, М. Г. Резниченко, Н. И. Садового, Р. К. Сережниковой, В. А. Сластенина, С. Д. Смирнова, В. П. Чорноус и других исследователей. Профессионально-педагогическая подготовка учителя технологий является объектом научных исследований С. Я. Батышева, Е. П. Белозерцева, А. Н. Коберника, Н. Ю. Лазаренко, Н. В. Мироненко, Л. В. Оршанского, В. К. Сидоренка, Д. О. Тхоржевского, Л. Г. Яренчука, С. Н. Ящука и других ученых.

Однако в ходе анализа психолого-педагогических исследований мы выявили противоречия между существующим социальным заказом на учителей с высоким уровнем интеллектуально-творческого потенциала и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы развития данного личностного образования студента. Таким образом, проблематика развития потенциала будущего учителя технологий остается недостаточно исследованной в общем потоке педагогических исследований, что обусловливает актуальность выделения данной тематики в самостоятельное направление исследования.

Цель статьи — теоретическое обоснование организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала будущего учителя технологий в процессе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала. Понятие «условие» используется в педагогике для характеристики целостного педагогического процесса и отдельных его составляющих. В педагогической литературе отсутствует единственная трактовка понятия «педагогическое условие». Ученые рассматривают его как обстоятельство или обстановку, которая содействует развитию или торможению учебно-воспитательного процесса [3, с. 8]; как совокупность объективных возможностей образования, методов, организационных форм и материальных возможностей их осуществления [1, с. 7]; как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мероприятий педагогического процесса, которая выступает в качестве результата целеустремленного отбора, конструирования и использования элементов содержания, методов, а также организационных форм учебно-воспитательного процесса для достижения поставленных целей [4, с. 10]; как обстоятельства, которые предопределяют определенное направление развития педагогического процесса [5, с. 12]; как совокупность форм, методов, педагогических приемов, направленных на формирование определенных качеств будущих учителей [2, с. 66] и тому подобное.

Мы рассматриваем понятие «организационно-педагогическое условие» как совокупность объективных возможностей интеллектуально-творческой образовательной среды, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий. Интеллектуально-творческую образовательную среду мы рассматриваем как систему, составляющие, признаки и требования к построению которой содействуют развитию и реализации потенциальных возможностей и, соответственно, развитию интеллектуально-творческого потенциала участников учебно-воспитательного процесса.

Такая учебная среда имеет пять специфических признак:

1.           Обеспечение мотивации деятельности путем развития внутренних познавательных мотивов к саморазвитию в процессе учебно-познавательной, интеллектуально-творческой, научно-исследовательской, проектно-технологической, профессиональной деятельности. Это осуществляется путем формирования позитивного отношения к проектированию знаний, умений и навыков, приобретенных в высшем учебном заведении, на творческую педагогическую деятельность. Этот элемент учебной среды направлен с одной стороны на ориентирование будущего специалиста на саморазвитие, с другой — на овладение им целостным содержанием педагогической деятельности.

2.           Интеллектуально-творческое обеспечение учебно-познавательной деятельности путем творческой насыщенности учебной среды системой творческих заданий, наполненных интеллектуальным содержанием.

3.           Создание условий для когнитивной деятельности. Элемент учебной среды учитывает внутренние условия познавательной деятельности, закономерности интеллектуального и творческого развития субъектов учебного процесса, психологические особенности возраста зрелой юности, индивидуальные потенциальные возможности студентов, взаимосвязь компонентов интеллектуально-творческого потенциала будущего учителя технологий.

4.           Эмоционально-волевое обеспечение учебно-познавательной деятельности путем формирования благоприятного учебного микроклимата.

5.           Личностное обеспечение учебно-познавательной деятельности путем ценностной поддержки развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий и ориентации их на дальнейший качественно новый уровень саморазвития и профессиональной готовности.

Нами проанализированное содержание педагогических условий развития мотивационной сферы, интеллекта и творчества будущих учителей, предложенных за последнее десятилетие украинскими учеными: Т. Н. Демиденко, Н. А. Есина, В. В. Иванова, О. М. Кириченко, Н. А. Клименко, А. А. Крывылева, Н. В. Мыроненко, А. А. Поляков, Р. К. Сережникова, Н. Н. Солдатенко, Л. Г. Яренчук и другими.

Мы проанализировали определенные исследователями педагогические условия и установили, что они содействуют развитию мотивации, интеллекта, творчества и обеспечивают профессиональное становление будущего учителя. Выделенные исследователями условия тесно связаны между собой, имеют личностно-ориентированную, деятельную, развивающую, проблемную направленность учебного процесса на принципах интеллектуального и творческого саморазвития личности будущего учителя. В данных диссертационных исследованиях подчеркивается необходимость усовершенствования профессиональной подготовки будущего учителя на основе стратегий углубления, ускорения, обогащения, проблемности, интеллектуальной насыщенности и творчества учебного процесса. Также обращается внимание на принципы активизации, связи теории с практикой и отмечается на педагогическом взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, психологическом комфорте образовательной среды, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности студентов. Исследовано применение системно-целостного, личностно-деятельного, процессуального, диалогического, интегрированного, имитационно-игрового, научно-исследовательского, проблемно-ситуационного подходов к организации учебного процесса в высшей школе. Предложено применение инновационных педагогических технологий и интерактивных методов учебного процесса. Но в проанализированных исследованиях остается недостаточно исследованная проблематика развития интеллектуально-творческого потенциала будущего учителя технологий. И соответственно не достаточно уделенное внимание взаимосвязи интеллектуального, творческого, когнитивного, эмоционально-волевого, личностного и мотивационного компонентов этого личностного образования студента, что повлияло на выделение педагогических условий развития отдельно каждого из этих компонентов, а не в их единстве и системности.

Мы считаем, что во время организации учебного процесса важно не только учитывать психолого-педагогические закономерности взаимосвязи компонентов интеллектуально-творческого потенциала будущего учителя технологий, но и создавать условия, в которых это личностное образование развивается.

Мы исследовали совокупность организационно-педагогических условий, которые содействуют развитию интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки. На протяжении 2009–2014 гг. на базе Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченка, Киевского национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова, Криворожского педагогического института государственного высшего учебного заведения «Криворожский национальный университет» Украины нами проводилась опытно-экспериментальная работа из проверки эффективности организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки. На основе результатов первого этапа педагогического эксперимента, из которых мы выяснили, что практически в трети студентов преобладает начальный уровень интеллектуально-творческого потенциала, развитие интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий осуществлялось через реализацию опытно-экспериментальной работы. Она заключалась в проверке эффективности организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий:

1.           Создание интеллектуально-творческой образовательной среды.

2.           Психолого-педагогическое обеспечение будущей профессиональной деятельности.

3.           Обеспечение мотивации познавательной деятельности.

4.           Активизация учебно-познавательной, интеллектуально-творческой, проблемно-поисковой, научно-исследовательской, проектно-технологической деятельности будущих учителей технологий.

Создание интеллектуально-творческой образовательной среды предусматривает обеспечение учебного процесса проблемностью и неопределенностью, процессуальностью, благоприятным микроклиматом учебной деятельности, творческой атмосферой, наполненной интеллектуальным содержанием.

В ходе педагогического эксперимента учебную среду мы обеспечивали проблемностью и неопределенностью путем насыщения содержания учебного материала проблемными ситуациями. Они характеризовались противоречием обстоятельств, которые нужно проанализировать с целью поиска правильного пути решения проблемы.

Процессуальностью учебная среда обеспечивалась перераспределением акцента творческой деятельности на процесс деятельности, а не на ее результат.

Благоприятный микроклимат учебной деятельности создавался путем обеспечения учебного процесса психологическим комфортом и равновесием, позитивным эмоциональным фоном, гуманностью, демократичностью, взаимопониманием, взаимоуважением, взаимопомощью. Он способствуют возникновению ситуаций успеха, ценностной поддержки потенциальных возможностей каждого студента, поощрению любознательности, активности, инициативы, независимости замыслов и идей.

Во время педагогического эксперимента творческая атмосфера, наполненная интеллектуальным содержанием, обеспечивалась путем творческой насыщенности учебной среды системой творческих заданий, наполненных интеллектуальным содержанием. Ее создание заключалось в оптимальном применении творческих и репродуктивных заданий, логических и эвристических методов решения творческих познавательных заданий, интеллектуализации содержания творческих заданий, присутствия элементов творчества во всех видах учебной деятельности студентов. С этой целью мы рационально сочетали фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности. При этом система дифференцированных индивидуальных заданий включала разнообразные по уровню и содержанию задания. В свою очередь интеллектуализация учебных заданий была эффективной при аналитико-синтетическом подходе к поисково-познавательным действиям, логическому и систематическому построению содержания учебных предметов. При этом благоприятная творческая атмосфера обеспечивалась путем сотворчества субъектов учебной деятельности. Она заключалась в ограничении конформного мышления, одобрении творческой смелости, нестандартности и оригинальности в постановке новых проблем и поиска путей их решения. В ходе педагогического эксперимента это достигалось путем постановки вопросов или заданий таким образом, чтобы они «провоцировали» нестандартное мышление, а также анализа обычных объектов труда в новом ракурсе, поиска необычной взаимосвязи между разными материалами и предметами и тому подобное. Субъект-субъектное общение участников учебного процесса создавало атмосферу сотрудничества, побуждало студентов к генерации идей, обмену мнениями и опытом, самопознанию, самовыражению. Развитие в студентов умения самостоятельного приобретения необходимых профессиональных знаний и умений, навыков самостоятельного поиска необходимой информации и способности к ее эффективному восприятию, систематизации и применения в практической деятельности отображало содержание данного организационно-педагогического условия.

Во время педагогического эксперимента психолого-педагогическое обеспечение будущей профессиональной деятельности заключалось в моделировании ситуаций будущей профессиональной деятельности на занятиях дисциплин цикла фундаментальной профессиональной и практической подготовки. Данное организационно-педагогическое условие обеспечивалось практическим устремлением знаний, реализацией в процессе педагогической практики теоретических знаний и практических умений, применением профессионально направленных самостоятельных заданий и квалификационных работ. То есть, проекты, научно-исследовательские, квалификационные работы, задания педагогической практики являли собой самостоятельное научное исследование конкретных профессиональных проблем с разработкой путей их практического решения. Студенты разрабатывали интересные развернутые конспекты уроков, воспитательные мероприятия, дидактичные материалы к каждому модулю учебной программы из школьного предмета «Технологии», методику диагностики интеллектуально-творческого потенциала учеников. В ходе опытно-экспериментальной работы будущие учителя готовили доклады из недостаточно разработанных психолого-педагогических проблем, проводили мастер-классы студенческого творчества в группе, были участниками выставок творческих работ, студенческих научно-практических конференций, профессиональных конкурсов и олимпиад, демонстраций коллекций одежды и тому подобное. Данное организационно-педагогическое условие было эффективным в условиях развития у студентов мотивационно-ценностного отношения и интереса к общепедагогическим нововведениям, профессионально-профессиональным инновациям.

В процессе педагогического эксперимента обеспечение мотивации познавательной деятельности осуществлялось путем опоры содержания учебного процесса на внутренние условия познавательной деятельности. Данное организационно-педагогическое условие основывается на психолого-педагогических закономерностях познавательной, интеллектуально-творческой деятельности человека. В ходе опытно-экспериментальной работы данное организационно-педагогическое условие реализовалось путем согласования учебных планов с интересами и потребностями студентов, предоставления учебному материалу личностного значения, развития интереса студентов к объекту деятельности. Оптимальная нагрузка когнитивной сферы и общее включение всех компонентов интеллектуально-творческого потенциала студентов в процессе усвоения учебного материала отображали ее содержание. Также мы обеспечивали индивидуальный подход в учебном процессе с учетом компетенций, опыта, интересов, мотивов деятельности, особенностей психических познавательных и эмоционально-волевых процессов, внутренних познавательных, индивидуальных потенциальных и возрастных особенностей студентов.

Активизация учебно-познавательной, интеллектуально-творческой, проблемно-поисковой, научно-исследовательской, проектно-технологической деятельности будущих учителей технологий обеспечивалась путем подготовки материально-технического и научно-методического обеспечения этой деятельности. В ходе педагогического эксперимента реализацию организационно-педагогического условия мы осуществляли путем применения на занятиях профессиональных дисциплин:

-        активных учебных методов (эвристических, проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

-        интерактивных учебных методов («мозговой штурм», «микрофон», «дерево решений», «большой круг», «синектика» и тому подобное);

-        методов проектирования (метод фантазирования, метод образцов, метод комбинирования, метод фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта, основы теории развязывания изобретательских задач);

-        методов активизации умственной и творческой деятельности системы КАРУС школы В. А. Моляко (метод часовых ограничений, метод внезапных запретов, метод скоростного эскиза, метод новых вариантов, метод нехватки информации, метод информационной перенасыщенности, метод абсурда, метод ситуативной драматизации).

Во время опытно-экспериментальной работы будущие учителя участвовали в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности, посещали мастер-классы мастеров народного творчества, музеи и выставки прикладного и технического творчества, организовывали выставки и демонстрации студенческих творческих достижений. Также данное организационно-педагогическое условие реализовалось путем обеспечения студентов основательной базой профессиональных знаний и интеграции знаний из разных областей науки и производства.

Совокупность разработанных и апробированных нами организационно-педагогических условий базируется на принципах традиционного, личностно-ориентированного, деятельного, проблемного, интерактивного, проектного, развивающего педагогических подходов. Во время педагогического эксперимента традиционный подход предусматривал усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированный - ориентацию педагогического процесса на выявление индивидуальных особенностей, развитие и саморазвитие личности будущего учителя. Деятельный подход базировался на признании активной учебно-познавательной деятельности как основы, средства и необходимого условия развития личности. Использование деятельного подхода предусматривало осмысление, восприятие, закрепление и применение полученных студентами знаний, приобретенных умений и навыков в практической деятельности. Проблемный подход реализовался путем применения в учебном процессе проблемных задач и ситуаций профессионального устремления. Развивающий подход обеспечивался качественными и количественными изменениями компонентов интеллектуально-творческого потенциала студента. Интерактивные и проектные подходы реализовывались путем применения в учебном процессе соответственно интерактивных и проектных методов активизации интеллектуально-творческой деятельности будущих учителей технологического образования.

На основе результатов педагогического эксперимента мы определили, во сколько раз увеличились коэффициенты уровня развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий. И выяснили, что коэффициенты уровня развития данного личностного образования студентов экспериментальных групп сравнительно со студентами контрольных групп выросли в 1,18–2,27 раза.

Выводы. Результаты эксперимента дают основания сделать вывод о целесообразности использования организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к заключению, что с целью эффективной реализации разработанных организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий целесообразной является их межпредметная системность. Она предусматривает системное применение организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала студентов на занятиях дисциплин цикла фундаментальной профессиональной и практической подготовки. При этом педагогически целесообразное сочетание традиционной и инновационных педагогических технологий является условием эффективного личностно-сориентированного развивающего взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Исследование стоит продолжить в таких направлениях: дидактичное обеспечение развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий; исследование последипломного этапа развития данного личностного образования будущего учителя технологий.

 

Литература:

 

1.          Братанич О. Г. Педагогічні умови диференційованого навчання учнів загальноосвітньої школи: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. пед. наук: спец. 13.00.09 «Теорія навчання» / О. Г. Братанич. — Кривий Ріг, 2001. — 19 с.

2.          Данилко О. Педагогічні умови формування інтелектуальної культури у студентів фізико-математичного факультету засобами інформаційних технологій / Оксана Данилко // Наукові записки — Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2010. — Вип. 91. — 284 с. (С. 65–70). — (Серія: Педагогічні науки).

3.          Жерноклєєв І. В. Педагогічні умови забезпечення професійного самовизначення учнів основної школи на уроках трудового навчання: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теорія і методика трудового навчання» / І. В. Жерноклєєв. — Тернопіль, 2002. — 20 с.

4.          Костюченко К. Є. Педагогічні умови формування раціонально-критичного мислення у майбутніх учителів у процесі вивчення психолого-педагогічних дисциплін: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / К. Є. Костюченко. — Кіровоград, 2011. — 20 с.

5.          Хриков Є. М. Педагогічні умови як складова наукових знань / Є. М. Хриков // Шлях освіти. — 2011. — № 2. — С. 11–15.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle