Библиографическое описание:

Дроботова Е. В. Аудит эффективности бюджетных средств // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 390-392.

На сегодняшний день внутренний аудит актуален как никогда, на эту тему уже не первый год видеться обсуждение в сообществе органов финансового контроля. Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. Эта тема остается интересна и до настоящего времени. Для нынешнего этапа развития российского государства, характерна постановка обширных экономических задач, стремление наиболее продуктивного применения своих ресурсов. Стало быть, решение должно строиться на улучшении и необходимой оценки результативности использования бюджета.

Известно, что в ходе хозяйственной деятельности как государственных организаций, так и негосударственных организаций, происходит образование фондовых денежных средств. И использование этих средств при выполнении государственных задач, однозначно, обязано предусматривать соответствующую систему государственного контроля.

Бюджетный процесс в РФ представляет собой централизованное бюджетно-сметное планирование с довольно строгой регламентацией расходов федерального бюджета с применением детализированной бюджетной классификации. По этой причине, что реализация бюджетного процесса, довольно кропотливая работа, становится понятна необходимость повышения контроля эффективности использования бюджетных средств. Именно поэтому в зарубежных странах аудит эффективности использования бюджетных средств является одним из важных видов контроля и применяется в течении последних десятилетий. Так впервые в Российской Федерации прозвучало понятие аудита эффективности и было зафиксировано Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. И уже позднее в 2004 году написали Руководство по внедрению аудита эффективности в котором были все основные определения, термины и показатели. Появление и развитие аудита эффективности является следствием усовершенствования финансовой системы государства и становится фактором реформирования системы внешнего финансового контроля в направлении повышения эффективности использования бюджетных средств. [1]

Подробнее рассмотрим аудит эффективности. В первую очередь это разновидность финансового контроля. Аудит эффективности — это проверка, задача которой, определить эффективность, экономность и рентабельность использования государственных средств, которые используются в ходе деятельности органов государственной власти при выполнении возложенных на них функций. Эффективность использование бюджетных средств можно описать соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение.

Основной задачей аудита эффективности является проверка экономного использования государственных средств, проверка продуктивности использования трудовых ресурсов в процессе производственной деятельности, использование информационных систем и технологий, проверка результата в ходе достижения поставленных задач и наконец сравнение результата с затраченными ресурсами.

Объекты аудита эффективности — это органы государственной власти РФ, которые являются главными распорядителями бюджетных средств; федеральные органы, которые используют средства государственных внебюджетных фондов или распоряжаются государственной собственностью; казенные предприятия; бюджетные учреждения и любые другие учреждения получившие и использующие бюджетные средства.

Аудит эффективности подразумевает проведение различных видов проверок, которые отличаются в зависимости от предмета и объектов проверки, поставленных целей и задач. Так можно выделить следующие виды проверок, которые условно делятся на две группы. Первая группа — это проверки эффективности, связанные с исполнением муниципальных функций. Вторая группа включает проверки программ, в реализации которых принимают участие структурные подразделения Администрации города, муниципальные учреждения и иные организации к примеру: городские целевые программы, и т. д. [1]

Одной из основных функций регулировки денежных потоков, реализуемой для максимизации их эффективности в будущем, является оптимизация денежных потоков. Для ее осуществления необходимо решить следующие задачи: определить возможные резервы, способные уменьшить зависимость организации от внешних источников заимствования средств; организовать как можно более четкую сбалансированность поступивших и выбывших денежных потоков по объемам и во временном пространстве; обеспечить наиболее прочную взаимосвязь финансовых потоков по видам хозяйственной деятельности компании. [3]

Аудит эффективности бюджетных средств одно из направлений финансового контроля и включает в себя следующие элементы: анализ деятельности организации по использованию бюджетных средств в целях повышения их эффективности, выявление недостатков и помощь в принятии решений по их устранению, а так же своевременное выявление резервов более эффективного использования финансов.

Нацеленность на результат, вот главная задача аудита эффективности. При организации данного вида проверки, инспекторам Счетной палаты нужно руководствоваться тем, что каждая проверка должна давать определенные результаты, которые способствовали увеличению экономности, прозрачности и подотчетности в деятельности органов государственной власти и других организаций использующих бюджетные средства, так же которые помогли бы в решении наиболее значимых вопросов и проблем, соответствующих интересам общества. Данный орган государственного финансового контроля обязан действовать независимо, адекватно интерпретировать реальную ситуацию. Что бы дать оценку эффективного использования бюджетных средств нужно определить, была ли у проходящего проверку объекта возможность более экономным способом приобрести и использовать нужные ресурсы, для достижения поставленных целей. В ходе проверки нужно определить экономическую результативность использования бюджетных средств и дать оценку полученному социально-экономическому эффекту, что бы базируясь на полученных данных сделать вывод об эффективности использования государственных средств.

Рассматривая контроль как неотъемлемую часть системы регулирования, хотелось бы отметить, что аудит эффективности тесно связан с финансовым аудитом, но имея общую базу, которая основывается на общих принципах финансового контроля, имеет при этом разное содержание. Именно поэтому я предлагаю рассмотреть аудит эффективности как отдельный тип финансового контроля. Одно из основных отличий аудита эффективности от финансового аудита, то, что его объектами являются не только организации, предприятия и учреждения, но и различные социальные группы граждан в деятельности которых учувствуют бюджетные средства. Так же нужно учитывать, что проведение аудита эффективности требует большее количество времени и затрат, имеет наиболее сложный порядок проведения, по сравнению с проверками законности и целевого использования бюджетных средств, то есть финансовым аудитом. Это связано с тем что для такого рода проверок как правило выбираются наиболее общественно значимые и крупные сферы расходования средств бюджета города.

Если посмотреть на аудит эффективности в целостной системе государственного контроля, можно заметить несколько особенностей. Во первых, является своеобразным типом государственного финансового контроля в целях определения эффективности формирования и использования финансовых средств государства. Так же как форма финансового контроля формирования и использования государственных средств имеет общую базу с финансовым аудитом, основных принципов и методов осуществления. И существенно отличается в схеме проведения, специфике целей, задач, от финансового контроля.

Процесс проведение аудита эффективности проходит в три этапа:

1 этап. Подготовительный. Происходит предварительное изучение предмета и объекта проверки для определения приоритетных задач по проведению аудита эффективности, происходит постановка вопросов, выбор критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых составляется план проведения аудита эффективности. Важно, что бы предварительное изучение объекта проводилось таким образом, чтобы еще до начала контрольной проверки было четко понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

2 этап. Основной. На данном этапе аудита эффективности проводится проверка и анализ результатов использования бюджетных средств в соответствии с задачами проверки, в ходе чего происходит сбор и анализ фактических данных и необходимых документов, для получения доказательств. Подготавливаются акты, которые фиксируют результаты проверки и анализа, служащие основой для подготовки отчетов, выводов и рекомендаций.

3 этап. Заключительный. На третьем этапе аудита составляется отчет, в него включены выводы и рекомендации. Целесообразнее проводить подготовку методом непрерывного составления, это способствует качеству проверки. Конечным результатом является предоставление отчета. [1]

Все этапы должны осуществляется с учетом общих правил проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, определенных в соответствующих Инструкциях Счетной палаты

Для проведения аудита эффективности бюджетных средств необходимы определенные профессиональные знания непосредственно в деятельности которой занимается проверяемая организация, в некоторых сложных случаях создается консультативная группа, в состав которого входят инспекторы СП РФ и независимые эксперты, привлекаемые на договорной основе и отбираются с учетом их квалификации, наличием советующих знаний и опыта. Как правило консультативная группа собирается на этапе планирования аудита эффективности и завершать его деятельность — после подготовки акта проверки. Сложность проведения связана со спецификой данной проверки.

На федеральном, региональном и местном уровнях действует большое количество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени касаются вопросов финансового контроля, однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной основой. Можно считать нерешенным вопрос, кто обязан заниматься аудитом эффективности, контролировать и координировать его развитие, это может быть Счетная плата или еще и другие органы в системе государственного и муниципального финансового контроля, службы внутреннего аудита в органах исполнительной власти и независимые аудиторы. Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов существенно замедляется в связи недостаточной методической базы. Хотя многие процедуры аудита эффективности могут быть заимствованы из аудита правильности, в целом разработка его методологии представляется гораздо более сложной задачей. Прежде всего это касается выбора и формирования критериев оценки эффективности для сектора государственного управления, к которому неприменимы или малоприменимы понятные и универсальные критерии и показатели коммерческой деятельности. [2]

В настоящее время известно какое место аудиту эффективности выделено в системе контроля, но к сожалению Россия в рейтинге стран по бюджетированию, ориентированному на результат занимает далеко не первое место. На это есть ряд причин, нужно усилить внутриведомственный контроль, создать специальные институты контроля и сделать государственный финансовый контроль одной из важнейших функций государства. Нужна адекватная нормативная и методологическая основа для проведения аудита эффективности, в частности разработать единую концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации или аналогичный документ и утвердить его на федеральном уровне. Нужно дополнения в действующее законодательство, Бюджетный кодекс, разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов, что позволит с большей эффективностью использовать бюджет РФ. Так как аудит эффективности особым образом отличается от других видов финансового контроля, особое внимание следует уделить созданию условий для подготовки и аттестации аудиторов. И конечно особо нужно отметить, что важнейшим условием для аудита эффективности служит наличие политической воли, реальное желание законодательной власти производить контроль и оценку деятельности исполнительной власти.

 

Литература:

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой РФ 17 июля 1998 г.: по состоянию на 15.04.2014 г.] / Собрание законодательства Российской Федерации

2.      Васильева М. В. Методы оценки эффективности использования государственных средств при проведении аудита эффективности / Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 20.

3.      Васильчук, О. И. Использование данных управленческого учета при принятии управленческих решений [Текст] / О. И. Васильчук // Карельский научный журнал. — 2013. — № 2. — С. 8–10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle