Библиографическое описание:

Ташлыкова Е. В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 641-644.

В последнее время возросла заинтересованность исследователей вопросами развития речи. Этот интерес вызван осознанием социального заказа к дошкольному и школьному образованию. Возникла необходимость вооружить детей достаточным объёмом знаний для развития значимых компетентностей, успешной социализации и самоопределения. На современном этапе развития дошкольного образования как одно из основных направлений определено речевое развитие детей. С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в школе.

Среди составляющих общую готовность детей к обучению в школе выделяется, как основная, речевая готовность. Н. В. Новоторцева отмечает, что 59 % воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста не обладают достаточной умственной и речевой готовностью к школе [3]. В своих работах М. Ф. Фомичева говорит о том, что среди задач, которые стоят перед дошкольным образованием, немаловажное место занимает задача практической подготовки детей к школьному обучению [4]. По утверждению Р. С. Немова, дошкольники используют речевую готовность для произвольного управления познавательными процессами и своим поведением [2]. Существенной является функция речи как возможность общения и предпосылки овладения письменной речью. Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь письменная речь обуславливает интеллектуальное развитие детей.

Потребность детей в общении будет определять их речевое развитие. В течение всего детства дети интенсивно овладевают нормами речи, осваивают речевую деятельность. Речевое общение предполагает широко представленное разнообразие употребляемых речевых единиц, а также понимание речи. Основной функцией речи является общение, коммуникация.

Речевая готовность к школьному обучению детей подготовительных групп в значительной степени определяется уровнем их развития речи, так как именно при помощи устной и письменной речи дошкольниками будет усваиваться вся система школьных знаний. Чем выше уровень развития речи детей до поступления в школу, тем быстрее они, будучи учениками, овладеют навыками письма и чтения.

Речевая готовность к школе предполагает: завершённость процессов формирования фонематического слуха и звукопроизношения; сформированность лексической и грамматической сторон речи; наличие достаточного объёма активного и пассивного словаря; связная и контекстная речь; присутствие навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми. Исследователи выделяют пять компонентов речевой готовности, рассмотрим их становление в дошкольном возрасте.

Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи. Дошкольное детство — наиболее благоприятное время для развития звуковой культуры речи. Овладение правильным и четким произношением звуков должно быть завершено в дошкольном учреждении. Становление звукопроизношения у детей происходит в среднем в период от года до шести лет. Звуки дети усваивают не изолированно, а в составе целых слов, звуковое наполнение которых, по мере освоения правильного звукопроизношения, все более и более уточняется.

Постижение звуковой стороны речи дошкольниками происходит постепенно. Правильная артикуляция звуков речи — сложный процесс. Дети начинают «упражняться» в произношении звуков уже с двух месяцев, для усвоения речепроизносительных навыков им потребуется три-четыре года. При нормальном речевом развитии к пятилетнему возрасту у детей могут спонтанно корригироваться физиологические нарушения произношения звуков. К шести годам в норме дошкольники должны уметь произносить все звуки языка правильно.

Второй критерий — сформированность фонематических процессов. По определению М. Е. Хватцева фонематический слух является «способностью воспринимать звуки речи как смысловые единицы». Наличие фонематического слуха делает возможным четкое звуковое восприятие, а также понимание смысла высказывания. В исследованиях Р. Е. Левиной, Г. А. Каше отмечается большое значение сформированности фонематических процессов, развития фонематического восприятия (способности воспринимать звуки речи). В период от трех до семи лет у детей все более вырабатывается навык слухового контроля своего произношения, исправление его в возможных случаях, то есть формируется фонематическое восприятие.

К моменту поступления в школу у детей должен быть сформирован навык элементарного звукового анализа. Несложные формы анализа фонем у детей могут появиться самопроизвольно (с четырех — пяти лет), тогда как возникновение более сложных форм возможно в процессе обучения. Анализ речевого потока (дробление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) является не самым сложным для детей, тогда как фонематический анализ слов вызывает трудности. Пятилетний ребенок способен выделить ударный гласный в начале слова. Дошкольник шести лет может определить первый согласный звук в слове; последний звук в слове, с определением последовательности звуков в слове; считают число звуков в словах.

Многие авторы обосновали необходимость развития более сложных форм фонематического слуха, благодаря которым дошкольники могут делить слова на звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть качественно производить анализ звуковой структуры слов. Полный фонематический анализ становится доступен детям в процессе обучения грамоте. В конце дошкольного периода дети правильно слышат каждую фонему, не смешивают её с другими и овладевают правильным произношением звуков.

Третьим критерием речевой готовности является сформированность слоговой структуры слова. В процессе усвоения слоговой структуры дошкольники проходят сложный путь. Специально организованные исследования показывают, что перед тем, как дети научаются произносить слова без ошибок, они проходят длинную череду усовершенствования произношения.

Четвертый критерий — сформированный лексико-грамматический строй речи, развитие которого рассматривается в исследованиях Н. И. Жинкина, Т. Б. Филичевой. По мнению Ф. А. Сохина, дошкольники усваивают грамматический строй практическим путем, то есть подражанием речи взрослых и способом языковых обобщений. К моменту поступления в школу дети должны обладать разнообразным словарем и в достаточной мере уметь пользоваться грамматическим строем языка. Лексико-грамматическая сторона речи развивается и совершенствуется не только в дошкольный период, но и во время обучения в школе.

Пятый критерий включает понятие связной речи, которая представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяющей уровень интеллектуального и речевого развития дошкольников. Овладение коммуникативной стороной речи происходит благодаря развитию у детей умения связно высказываться. У дошкольников сначала формируется контекстная (обобщенная, отвлеченная) речь, проявляющаяся при пересказе рассказов, сказок, затем при описании своих впечатлений, переживаний. Затем формируется диалогическая речь, благодаря которой дети пользуются достаточно точными, краткими или развернутыми ответами в соответствии с вопросом. Развитая связная речь является важнейшим условием успешной подготовки дошкольников к обучению в школе.

К факторам недостаточной речевой готовности нужно отнести низкий уровень развития речи, причинами которого являются различные речевые нарушения, такие как фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие и общее речевое недоразвитие. Простой фонематический дефект может стать причиной неуспеваемости по родному языку и чтению, так как младшие школьники пишут, в основном, так же, как и говорят. Ещё сложнее, когда звукопроизношение детей в норме, а нарушены фонематические или лексико-грамматические процессы. Эти нарушения оказывают серьёзное влияние на усвоение учебных школьных программ. Если с детьми будут проводиться коррекционные занятия, которые направлены на исправление дефектов речевого развития, то этих осложнений можно избежать.

Согласно мнению Г. В. Чиркиной, Р. Е. Левиной трудности, которые возникают у дошкольников при обучении письму и чтению, являются результатом несформированности фонетико-фонематической, лексической и грамматической сторон речи, недоразвития связной речи, то есть общего речевого недоразвития. Дети с недоразвитием речи — это дошкольники с недостаточно сформированными предпосылками для обучения. В настоящее время общепризнанно, что между нарушением чтения и письма и недоразвитием речи имеется тесная взаимная связь. Существующие школьные программы обучения насыщены и усложнены разнообразными материалами, которые могут быть усвоены посредством чтения. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в обучении чтению и письму. Не всегда дети, имеющие недоразвитие речи, могут продолжить занятия на школьном логопедическом пункте, поэтому формирование предпосылок к обучению грамоте у данных дошкольников необходимо начинать в дошкольном учреждении. Работа должна проводиться по специальным методикам. Детям с общим недоразвитием необходимы комплексное сопровождение специалистов ДОУ, систематические занятия по формированию устной речи, подготовка к обучению грамоте. В комплекс занятий должны быть включены занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза, упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Нарушение процесса формирования произносительной системы языка у дошкольников с различными речевыми нарушениями из-за дефектов восприятия и произношения фонем определяется признанными авторами как фонетико-фонематическое недоразвитие. В фонетико-фонематическом недоразвитии дошкольников выявляется несколько составляющих: недостаток различения и трудности анализа звуков, нарушенных в произношении; неумение различать значительное число звуков из нескольких фонетических групп. Глубокое фонематическое недоразвитие детей характеризуется тем, что они «не слышат» звуков в слове, не различают связи между звуками, не справляются с выделением звуков из состава слов, испытывают трудности при определении порядка звуков.

К недостаткам звукопроизношения можно отнести замену звуков более легкими по артикуляции; наличие смешанной артикуляции звуков, заменяющей группу звуков; неустойчивое использование звуков в речи; искажённое произнесение одного или нескольких звуков. Низкий уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников выражается в недостаточно точном различении фонем в собственной, а также чужой речи; в неумении пользоваться элементарными формами звукового анализа и синтеза; в трудностях звукового анализа состава речи. Для дошкольников с ФФН речи характерна определённая зависимость между количеством дефектно произносимых звуков и уровнем фонематического восприятия.

У дошкольников с ФФНР несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на развитие правильного звукопроизношения, а также усложняет формирование навыка звукового анализа и синтеза, без которого невозможен процесс полноценного чтения и письма. Формирование готовности к обучению в школе дошкольников с ФФН речи должно заключатся в развитии аналитико-синтетической деятельности, то есть в умении анализировать, сравнивать и обобщать языковой материал.

Проблема готовности к обучению детей, воспитывающихся в сельских ДОУ, усугубляется ещё несколькими факторами. В исследованиях Н. В. Новотворцевой, Е. Б. Агеевой говорится о том, что воспитатели ДОУ общеразвивающего вида не подготовлены к коррекционно-педагогической работе и не могут оказать детям полноценную и специальную помощь в соответствии с выявленными у них отклонениями в речевом и общем развитии [1, 3]. Воспитатели сельских ДОУ зачастую имеют лишь среднее специальное образование.

По мнению В. И. Селиверстова педагогам ДОУ необходимо иметь четкие представления обо всех существенных видах речевых нарушений, о причинах, их вызвавших, а также о методах и приемах их коррекции и предупреждения, что вкупе условно можно определить как основы специальных логопедических знаний. Но, еще больше для воспитателей важно реализовать профилактическую работу, которая по своим задачам и содержанию должна совпадать с работой педагогов по развитию речи дошкольников в ДОУ, предусмотренной «Образовательной программой дошкольного образования».

Ю. Ф. Гаркуша, Н. Л. Крылова, Н. В. Новотворцева, Е. М. Рабольте делают акцент на том, что реализация коррекционно-педагогического воздействия должна проводиться совместными усилиями многих специалистов с привлечением родителей. Низкая заинтересованность родителей процессами учебно-воспитательной и коррекционной работы в большей степени связана либо с высокой занятостью и нежеланием видеть проблему у своего ребёнка, либо с высоким показателем социально-неблагополучных семей на селе.

Е. М. Мастюкова и Т. И. Гризик подчеркивают важную роль в реализации коррекционно-педагогического влияния на детей ближайшего окружения, и считают, что правильно организованное семейное воспитание детей с особыми нуждами есть одно из условий создания для них развивающей речевой среды. Необходимо обратить внимание на заниженную планку требований, предъявляемых к детям в ДОУ и в семье. Эта планка ограничивается обиходно-бытовым уровнем.

Таким образом, для успешного обучения детей грамоте необходим определенный уровень речевой готовности, который предполагает наличие сформированного фонематического слуха и звукопроизношения; сформированности лексической и грамматической сторон речи; наличие достаточного объёма активного и пассивного словаря; связная и контекстная речь; присутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

На этапе завершения дошкольного образования все дошкольники должны усвоить программу ДО и достичь так называемых целевых ориентиров, которые представлены социально-нормативными, возрастными характеристиками развития. Достижение этих ориентиров для детей с речевыми нарушениями возможно при реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на устранение недостатков и формирование речевой готовности к обучению в школе по современным методикам.

 

Литература:

 

1.      Агеева, Е. Б. Пути совершенствования коррекционно-педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов [Текст]: автореф. дис.…канд. пед. наук / Е. Б. Агеева — Москва, 1996. — 16 с.

2.      Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн. — 3-е изд. Книга 3 [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 640 с.

3.      Новотворцева, Н. В. Логопедическая работа в массовом детском саду [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н. В. Новотворцева. — Ленинград, 1991. — 16 с.

4.      Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет.сада. — 4-е изд. [Текст] / М. Ф. Фомичева. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. — 320 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle