Библиографическое описание:

Кукушкина Ю. О., Черапкин А. Н. Различные стороны «медали» демократии и тоталитаризма // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 698-700.

В статье исследуются различные стороны демократического и тоталитарного режима. На основе анализа научной литературы автор выявляет положительные и отрицательные аспекты каждого политического режима в различные исторические периоды существования.

Ключевые слова: демократия, тоталитаризм, власть, политический режим, общество.

 

Всем известен факт, что государство как форма организации общества зародилась давно и функционирует достаточно долгое время. В течении длительного периода существования сформировалось множество представлений о том, каким должно быть государство относительно методов и средств осуществления власти. В историческом процессе эти представления проявлялись в разных видах — от практически реализованных форм правления и политических систем, до политических философий, идеологий и доктрин. Эти понятия теперь — одни из ключевых в современной политической науке. В их числе, несомненно, и такое понятие, как «политический режим», представляющий собой совокупность способов организации власти, характер целей и принципов, лежащих в основе политических действий.

Политические режимы выступают в качестве трансформации социальных систем любого общества. Под трансформацией следует понимать развитие политических режимов во времени и пространстве в рамках определенных механизмов, характеризующих кооперативное взаимодействие элементов систем, и развитие как особого рода связь состояний элементов систем. Основные признаки развития — это качественный характер изменений на уровне системы, необратимость и направленность. С учетом комплексности в представлении понятия развития можно говорить о внутреннем механизме развития, в таком случае — это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы [1. с. 59].

Люди объединяются в государство и живут в этом политическом пространстве, готовые отдавать ему часть индивидуальных возможностей и способностей в замен на благополучие, вытекающие из их индивидуальных ожиданий. Благодаря существованию общего блага может происходить обоюдное качественное превышение ожидаемого результата. Юридической же основой, обеспечивающей обоюдное превышение, выступает создание условий, обеспечивающих приток в государство всего разнообразия индивидуальных возможностей. Равно как и устранение необоснованных препятствий для реализации ожиданий каждого от пребывания в государстве. При отсутствии соразмерности индивидуальных возможностей, ожиданий и результата, государство утрачивает качество как политической организации всего общества, с известными последствиями, вытекающими из данного обстоятельства [2. с. 170].

Понятие политический режим может быть подвергнуто множеству различных классификаций на которые оказывают влияние как субъективные характеристики политической ситуации в определенном государстве в определенный период: так, и в научной и научно-публицистической литературе можно встретить такие формулировки, как «бюрократически-олигархический режим», «сталинский репрессивный режим», «брежневский режим «застоя» и т. д.

Однако более интересными для подробного рассмотрения представляются основные разновидности политического режима в широком смысле понятия, содержащие базовые характеристики определенных политических систем, в частности такие режимы, как демократический и тоталитарный. Почему? На сегодняшний день среди многих представителей политической мысли демократический режим, подразумевающий организацию в стране демократического порядка, считается совершенным, эталонным, стремление народов к демократии в настоящее время все более усиливается. На тоталитаризм же повешен ярлык негативного элемента политического опыта, режима, который в наши дни совершенно не нужен и не актуален, на наш взгляд является достаточно субъективным моментом. Тоталитаризм, как и демократия, имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Как и демократия, он имеет свои разновидности реализации. Оба режима могут быть полезными и эффективными в определенных политических ситуациях, а потому оба режима должны быть оценены объективно. Собственно, именно объективная оценка демократического и тоталитарного режимов посредством выявления их положительных и отрицательных элементов, «за» и «против», является нашей целью.

Для ее реализации нужно, прежде всего, вспомнить, что представляют собой как политические режимы тоталитаризм и демократия, каковы их основные принципы, характерные черты и разновидности. Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:

1)      Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое;

2)      Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;

3)      Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;

4)      Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;

5)      Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;

6)      В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;

7)      В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.

8)      Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

9)      Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.

10)  Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

Для тоталитаризма в целом характерны такие основополагающие элементы и черты, как наличие одной идеологии, единой официальной идеологии, определяющей цель социального развития; господство одной массовой политической партии; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; политическая, экономическая и социальная монополия власти — тотальный контроль всех сфер жизни общества; превосходство государства над личностью, приоритет общественных интересов.

Эти черты вступают в противоречие с такими основными и незыблемыми демократическими принципами, как народовластие, правовое и политическое равенство граждан, уважение прав меньшинства, политический плюрализм, утверждение ведущей роли прав и свобод личности, человека и гражданина. Из-за этого противоречия тоталитаризм со всеми свойственными ему чертами был объявлен враждебным свободе, подразумевающей отсутствие абсолютного контроля. В целом демократии присущи следующие принципы:

1)      Суверенитет народа — источник его политической власти;

2)      Равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью;

3)      Регулярность выборов и разделения властей;

4)      Свобода личности, осуществляемая через права человека;

5)      Плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных групп, сил, политических партий и организаций.

Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а так же слаженности их работы [3. с. 148–149].

Анализируя данные черты, можно, конечно же, согласиться, что демократия как политический режим является более эффективной в реализации прав и свобод личности. Это может подтвердить сравнительный анализ, например, современной судебной системы в РФ и судебной системы в СССР в 1930-е годы, а точнее наличие в то время внесудебных органов вынесения приговоров, существовавших в «период чисток». С положительной стороны демократию характеризует и то, что такие демократические черты, как правовое и политическое равенство граждан и уважение прав меньшинства реализуют принцип социальной справедливости.

Без соблюдения гражданских законов всеми гражданами, чего у нас пока нет, нам и мечтать о гражданском, демократическом обществе невозможно. Ведь в гражданском обществе с высокой правовой и политической культурой граждан создается такая атмосфера жизни, при которой все граждане естественно окажутся неравными партнерами по чувствованию, пониманию сути происходящих событий и отношений между сообществом и государством, гражданином и властными структурами, по способностям осмысления всего происходящего в жизни общества [4. с. 191].

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц в любом современном демократическом государстве [5. с. 103].

История, однако, иллюстрирует не только эффективность тоталитарных режимов, но и их обреченность и замену, как правило, системами демократическими. Стремление масс к демократии вполне понятно и объяснимо — демократические принципы для общественности наиболее привлекательны. Законодательно закрепленные приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, участие масс в управлении создают у индивида иллюзию его общественной значимости, то есть удовлетворяют одну из основных его социальных потребностей, даже если фактически эти принципы не работают.

 

Литература:

 

1.           Колоколова Е. О. Трансформация социальных систем в кооперативном измерении // Российскому университету кооперации — 100 лет. Саранскому кооперативному институту — 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, 2011. С. 59–61.

2.           Ямбушев Ф. Ш. Феномен естественного права // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 166–171.

3.           Чичеров Е. А., Котляров С. Б. К вопросу о принципе разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 148–152.

4.           Громова Т. Н. Специфика формирования юридического мировоззрения // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: материалы междунар. науч.-практич. конф. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2014. Ч. 2. С. 190–192.

5.           Громова Т. Н., Ганин О. Н. Пределы осуществления требований защиты гражданских прав // Российскому университету кооперации — 100 лет. Саранскому кооперативному институту — 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, 2011. С. 103–106.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle