Библиографическое описание:

Молодцова Е. Ю., Склямина М. Ю. К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 65-68.

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

В современном мире объем потока информации огромен. Встает проблема защиты несовершеннолетних от воздействия агрессивной и негативной информации. Задача образовательных учреждений защитить учеников не только закрытым доступом к Интернет-ресурсам, но и дать необходимые знания для осознанного пользования поступающей к ним информации.

Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности в целом и образовательного учреждения в частности, несоответствии возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами. Отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих уровень нравственности данных, циркулирующих в информационных электронных сетях, обостряет проблему воспитания подрастающего поколения, использующего ресурсы сети Интернет.

В своем исследовании мы попытались выявить актуальные проблемы информационной безопасности образовательного учреждения, с точки зрения влияния на информационно-психологическую составляющую развития детей и подростков.

Чтобы до конца разобраться в проблематике, нам необходимо понять, что в целом представляет собой и включает в себя информационная безопасность, т.к. данное понятие в разных контекстах может иметь различный смысл.

В Российской Федерации документ, регламентирующий деятельность в данной области, это - Доктрина информационной безопасности. Но даже в доктрине термин «информационная безопасность» используется в широком смысле слова. И определяется, как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере и совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Нас, прежде всего, интересует более узкая и конкретная область – область личности учащегося, в частности вопросы поступления, использования и передачи различной информации, и как обезопасить учащихся от той информации, которая представляет угрозу гармоничному развитию личности.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности государства включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, особенно института детства. Вместе с тем, введение на законодательном уровне различных запретов и ограничений на распространение деструктивной информации до сих пор остается декларативным, не сопровождается должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение.[2]

В нашем исследовании под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб пользователям информации. В свою очередь защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности, а организация мероприятий - это комплекс мер, направленных на реализацию запланированных действий в решении данного вопроса.

Для эффективной организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, мы выявили ряд угроз, исходящих из сети Интернет в образовательном учреждении.

Рис. 1

 

Основные риски и угрозы

безопасности образовательного учреждения, исходящие из сети Интернет

 

Для системного подхода к организации мероприятий по информационной безопасности и для организации профилактики возможных последствиях и ряда факторов, указывающих на вредоносный источник поступающей информации, проанализируем выделенные угрозы более детально.

Первая группа угроз - негативное воздействие на психику - получила широкое распространение в сети Интернет по социальным сетям, через специализированные порталы, как в англоязычном интернете, так и в русскоязычном. Информация подобного толка отличается навязчивой рекламой, отлаженной системой вывода такого контента по наиболее популярным поисковым словам. Посещение подобных ресурсов сопровождается попытками заноса на ПК пользователя различного рода вредоносного кода, способного не только парализовать деятельность отдельного пользователя, но и сетевой инфраструктуры образовательного учреждения в целом. Ресурсы интернет с подобным содержанием имеют яркий дизайн, иногда переход на эти ресурсы организован по скрытым ссылкам и ссылкам с нейтральной мотивацией.

Вторая группа угроз, выделенная нами - распространение фото, видео материалов, текстовой информации экстремистского толка – может распространяться не только путем массовой рассылки, но и целенаправленно в определенном социальном кругу, и, как правило, готовится профессиональными специалистами в области PR-менеджмента. Под влиянием данных ресурсов может формироваться крайне негативное восприятие окружающего мира, отрицательное отношение к общепринятым нормам морали и права, и как следствие, резкое возрастание угрозы террористических актов на территории образовательного учреждения.

Следующие две группы угроз выделенные, как получение из сети Интернет знаний и умений, которые могут быть направлены как против личности, так и против общества, а так же участие учащихся в различных форумах, чатах и блогах, социальных сетях, .могут представлять опасность, как практический инструмент для реализации непосредственно тех идей, которые могли быть привиты подростку ранее. Не секрет, что в Интернете имеется достаточное количество ресурсов, в той или иной мере раскрывающих различные детали приготовления как психоактивных веществ и методики их употребления, так и приготовления взрывчатых смесей. Все это может быть использовано для дестабилизации обстановки в образовательном учреждении, а при наихудшем варианте развития событий – и для проведения террористического акта, например на бытовой почве.

Федеральный закон N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В основу данного закона положены нормы Конституции РФ, ратифицированные РФ принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе к информации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей от деструктивного информационного воздействия. Закон обозначает основные принципы государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации:

·                    принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;

·                    признание допустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность;

·                    признание права ребенка на информационную безопасность: на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, либо могут причинить вред их моральному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию;

·                    признание правомерности установления в интересах защиты национальной безопасности и общественной нравственности абсолютного запрета на использование средств массовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии, наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, а также для распространение иной информации, оборот которой запрещен федеральными законами (например, злоупотребление изображением и голосом ребенка в эротических целях, распространение конфиденциальных сведений о ребенке без его согласия и согласия его законных представителей);

·                     учет при формировании государственной информационной политики в целях защиты и гармоничного развития детей российских традиций и культурных ценностей ;

·                    признание приоритета над запретительными мерами превентивных мер защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. [1]

Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых мы выделили задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:

1.                  Формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;

2.                  формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;

3.                  развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.

Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательного учреждения, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.. Безопасность доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет и контроль за процессом работы в сети может достигаться путем применения комплекса аппаратно–технических и организационных мер. Но проведенные психолого-педагогические исследования, показывают, что только техническими средствами эту проблему не решить. Согласно данным исследований, на сегодняшний день нет компьютерных программ, способных полностью защитить пользователя от доступа к нежелательной информации. Мы считаем, что самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр. Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

В результате опросов родителей на родительских собраниях и учащихся разных возрастных групп, нами были выделены основные виды и формы работ, которые были бы интересны учащимся и полезны родителям.

Для целенаправленной работы по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию образовательном учреждении необходимо организовывать часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете. Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков.

Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий.

Умело спроектированное воспитательное пространство школы, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности. Повышению информационной компетентности подрастающего поколения способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ по информатике и информационным технологиям, привлечение детей и подростков к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов.

Проводимые мероприятия дадут больший результат, если образовательное учреждение будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения на современном этапе становится одним из основных видов его деятельности. Как правило, в школах не всегда работают специалисты, способные быстро решать вопросы обеспечения информационной безопасности учащихся, принимать решения по постоянно возникающим проблемам. Возникающие проблемы в каждой школе приходится устранять, вне зависимости от того, есть подготовленные специалисты или их нет. Если работа по информационной безопасности учащихся будет вестись целенаправленно, на протяжении всего периода обучения в школе, если в нашем образовании будет больше специалистов, знающих как справиться с возникающими сложностями в обеспечении информационной безопасности, то в наших школах будет комфортно всем участникам образовательного процесса.

 

Литература.

1.                  Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] // Пристанская О.В. / Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений /

2.                  Молодцова Е.Ю., Силаева Э.В. Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности. Молодой ученый. — 2014. — № 5.1. — С. 46.

3.                  Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181695 / (дата обращения к ресурсу 11.10.2014)

4.                  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155182/ (дата обращения к ресурсу 13.10.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle