Библиографическое описание:

Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 71-74.

 

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах различных показателей деятельности игрока (тренировочной, соревновательной, психической деятельности)

Ключевые слова: комплексная оценка, рейтинг, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ)

 

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды спорта. Также важным компонентом системы подготовки в спорте является наличие высококвалифицированных кадров, к которым современная практика предъявляет новые требования [5;7]. Но для более точной информации о спортсмене, о его подготовленности к соревнованиям используют комплексную оценку спортивной подготовленности [1;2;8;9]. На основе комплексной оценки можно грамотно оценить эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера [9].

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием методов и приёмов комплексной оценки как средство управления, позволяющего реализовать обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе улучшать уровень задач при подготовке спортсменов. Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности [2;8;9;10].

Это выявило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и разработке комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся мини-футболом.

Предмет исследования: методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Задачи исследования:

1.      Изучить и проанализировать теоретические аспекты и подходы к комплексной оценки спортивной подготовленности в игровых видах спорта.

2.      Определить эффективность существующих подходов к комплексной оценке спортивной подготовленности игровиков.

3.      Разработать и теоретически обосновать методику комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, на основе анализа их тренировочной и соревновательной деятельности

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом повысит результативность соревновательной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования — может заключаться в теоретическом и практическом использовании результатов исследования тренеров по мини-футболу.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; контрольные испытания; констатирующий этап педагогического эксперимента; математико-статистические методы обработки данных.

База исследования: исследование проводилось на базе студенческой мини-футбольной команды ИГПИ им. П. П. Ершова в составе 12 игроков.

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований [9;10].

Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством. Процедура выполнения теста называется тестированием, результатом которого является численное значение, полученное в ходе измерений. Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Как правило, для оценки подготовленности спортсмена используется несколько тестов.

Комплексная оценка подготовленности спортсмена предусматривает оценку:

-        специальной физической подготовленности;

-        технико-тактической подготовленности;

-        психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам.

Оценка технической подготовленности заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнения соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляется визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники (число действий), разносторонность техники (степень разнообразия двигательных действий) и эффективность (спортивный результат). Так, например, в плавании, гребле, лыжном и конькобежном спорте эффективность техники может оцениваться по расстоянию, преодолеваемому за гребок (шаг). В спортивных играх техническую подготовленность можно оценивать по количеству точных нападающих или защитных действий, приемов из определенного числа попыток. Например, подача мяча (волана) в определенную зону игровой площади из 5 или 10 попыток; количество реализованных бросков в кольцо с линии штрафного броска из 5 попыток; количество точных передач в волейболе из определенного заранее числа попыток и многое другое; количество эффективно принятых (отраженных) нападающих ударов и т. п. На определенном этапе совершенствования техники движений необходимо контролировать ее освоенность. Стабильность результатов и значений основных биомеханических характеристик упражнения будет свидетельствовать об их освоенности [9].

Оценка тактической подготовленности — это оценка целесообразности действий спортсмена, направленных на достижение успехов в соревнованиях. Она предусматривает контроль за тактическим мышлением, тактическими действиями.

Оценка психологического состояния — это оценка психической готовности к соревнованиям (настойчивость, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность).

Исходя из всего выше сказанного, наиболее подходящей для комплексной оценки деятельности мини-футболиста может стать балльно-рейтинговая система, обладающая гибкостью и вариативностью [4;6]. К тому же, возможна организация ее электронного сопровождения, что упростит оперативный подсчет и ведение статистика действий игроков во время игры [3;6;10].

Нами экспериментально разрабатывается комплексная оценки деятельности спортсмена, включающая рассмотренные ране 3 компонента — специальной физической и технико-тактическая подготовленность; психологического состояния и поведения на соревнованиях; показатели соревновательной деятельности. Далее показатели по всем компонентам связываются в единую формулу посредством весовых коэффициентов, характеризующих значимость того или иного фактора и его влияние на спортивный результат.

В ходе педагогических наблюдений определяются стабильность и эффективность применения игровых действий в нападении и защите (удары, потери мяча, успешные обводки, удары в створ, кол-во голов, отборы и т. п.), которые затем переводятся в условные баллы и единый рейтинговый балл (таблица):

Таблица 1

Оценка эффективности соревновательных ТТД мини-футболистов

п/п

Ф.И. игрока

Удары

Удары в створ ворот

% точных передач

Эффективные обводки

Голевые передачи

Отборы

Потери

Рейтинг

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для выявления физической и технической подготовленности проводятся контрольные испытания (тесты), результаты которых также переводятся в условные баллы и образуют свой единый показатель эффективности тренировочной деятельности В эти тесты входили следующие нормативы: бег 6 метров, бег 20 метров, челнок 2 по 40 сек., 4-кратная обводка 4 стоек на расстоянии 3 м (4х9 м).

Для оценки психологического состояния мы предлагаем использовать анкетирование с помощью опросника Стреляу, выявляющего свойства нервной системы (подвижность-инертность, сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность), сочетания которых дают определенный балл в комплексную оценку деятельности мини-футболиста. В данном случае больший балл будет иметь сочетание сильной и подвижной нервной системы, которая наиболее характерна для игровой деятельности в мини-футболе.

Таким образом, мы можем предложить комплексную оценку деятельности игрока (КОИ), которую можно выразить следующей формулой:

КОИ= Стр,

где: Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; ПрП — процент точных передач; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери мяча; ВрИ — время игрока в игре; 6м — бег 6 м; 20м — бег 20 м; 2по40 — челночный бег 2 серии по 40 сек (площадка 42 м) с 1 минутой отдыха между сериями; СЛ — слалом с ведением и обводкой фишек 4х9 м; Стр — балл за результаты опросника Стреляу (сочетание свойств нервной системы).

Мы считаем, что данный подход позволит системно и объективно проводит комплексную оценку спортивной деятельности в мини-футболе, давать объективные данные о готовности того или иного мини-футболиста на различных этапах подготовки.

На данном этапе идет уточнение весовых коэффициентов, входящих в данную формулу, соответствие результатов и нормативов определенным рейтинговым баллам, а далее данная система комплексной оценки будет апробирована в тренировочно-соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

По результатам исследования, мы можем сформулировать следующие предварительные выводы:

-        на основе комплексной оценки можно грамотно оценивать эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность соревновательной деятельности;

-        в различных игровых видах спорта достаточно широко используются различные подходы к комплексной оценке деятельности спортсменов (баскетбол, футбол, волейбол), однако, в мини-футболе такая оценка не разработана и экспериментально не обоснована;

-        нами разработана и теоретически обоснована комплексная оценка деятельности мини-футболистов, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах за 3 вида деятельности игрока — показателей соревновательной деятельности, показателей тренировочной деятельности (физическая и технико-тактическая подготовка), индивидуально-психологических особенностей свойств нервной системы игрока.

 

Литература:

 

1.         Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/ В. В. Головков. — СПб., 2002–24 с.

2.         Лукин Ю. К., Кашичин А. И., Герасименко А. П. Методика оценки эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревнований [Текст]: Помехоустойчивость движений спортсмена / Ю. К. Лукин. — Волгоград, 1981. — С. 75–78.

3.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

4.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

5.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

6.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

7.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

8.         Шестаков М. М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе [Текст]: Учеб.-метод. пособие / М. М. Шестаков. — Краснодар, 1993. — 28 с.

9.         Современная система спортивной подготовки [текст] / под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 320 с.

10.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle