Библиографическое описание:

Толкачев О. А. Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 337-339.

Современная налоговая политика ориентирована на существенное снижение налоговой нагрузки на экономику страны. Такое снижение не должно сопровождаться значительным уменьшением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, в связи с этим необходимо существенно повысить эффективность налогового администрирования. Любое государство функционирует по большому счету за счет налоговых поступлений в бюджет и соответственно важнейшей задачей является, эффективная организация работы налоговых органов государства их совершенствование и модернизация.

Термин «модернизация» появился в западной науке в 60–70-е годы ХХ века и означает изменение в соответствии с требованиями современности. Вокруг данного понятия ведутся многочисленные споры. Одни под модернизацией понимают реформы и глубинные преобразования, другие считают, что модернизация — это синоним слову «развитие», когда общество переносится из одного качественного состояния в другое, с новыми качествами и новыми смыслами.

Следует согласиться со сторонниками первого подхода, поскольку модернизация предполагает не саморазвитие, а какие-либо изменения в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

В связи с этим под модернизацией государственного налогового администрирования следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проведение как структурных, так и функциональных преобразований деятельности налоговых органов, изменение принципов работы их должностных лиц. Осуществление данных преобразований возможно только при широком применении современных информационных технологий, позволяющих автоматизировать весь процесс проведения налогового администрирования.

Суть процесса модернизации заключается в изменении принципов налогового администрирования, в сторону увеличения собираемости налогов. Прежде всего — за счет изменения существующих принципов взаимоотношений, между налоговыми органами и налогоплательщиками. Проводимая налоговая реформа должна обеспечить большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшить качество налогового администрирования, а также сузить круг возможностей для уклонения от уплаты налогов.

За прошедшее десятилетия с начала модернизации и реформ удалось решить ряд проблемных вопросов, существовавших многие годы между налогоплательщиками и налоговыми органами, чему во многом способствовало применение новых информационных платформ, а также современных систем ведения технологических процессов. Так в частности произошло укрупнение Инспекций, сокращение дублирующих функций различными подразделениями, разделение налогоплательщиков на группы и значительное сокращение объема трудоемких ручных операций, выполняемых работниками налоговых органов.

Несмотря на все положительные тенденции, произошедшие в процессе модернизации налоговых органов, требуется дальнейшее решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий органов налогового контроля, а также со снижением возможности для уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.

В современных условиях совершенствования налогового администрирования предполагает переход налоговой службы от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению ее как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющей формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

Становление налоговых органов как сервисной компании невозможно без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов, в получении необходимых им сведений, на базе информационных систем и сетей.

Для решения проблем, имеющихся в сфере информатизации и модернизации налоговых органов, нужны не только значительные капитальные вложения, но и дальнейшие научные теоретические и практические разработки.

При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие, как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования, на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. В то же время, для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно, развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Перевод в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

В настоящее время для обработки и хранения значительных объемов информации строятся огромные серверные центры. Будет создано единое централизованное хранилище данных, с которым станут работать пользователи всех уровней в режиме терминального доступа. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью и резервированием

Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных Центре обработки данных (ЦОД). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяющейся нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг.

Кроме того, проведено разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в ЦОД и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

В результате комплексной модернизации ФНС России, должен быть получен четко работающий, прозрачный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень.

Также планируется создание централизованной системы ведения единого государственного реестра налогоплательщика и единого государственного реестра юридических лиц, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы, должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде.

В целях обеспечения эффективной работы налоговых органов требуется совершенствовать способы их взаимодействия с другими государственными органами. В этой ситуации становится очевидным создания единой системы информационного обмена налоговых органов с другими государственными органами. Необходимо также разработка единого программного обеспечения, установление единого формата представления данных, что позволит значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информации из других источников, вследствие разности их информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов.

ФНС России предполагает существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами, в рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, — это сверка расчетов с бюджетом, выписка из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.

Также ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками. С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, в последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это наиболее современный и надежный способ общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам ряд существенных преимуществ.

Указанные обстоятельства возможны при введении единой системы электронного документооборота, которая должна стать одной из систем, обеспечивающих доступ государственных служащих к информации, систематизированной надлежащим образом в нужный момент.

Также необходима модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

В ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения деятельности налоговых органов сводятся к разработке новой автоматизированной информационной системы (АИС «Налог 3»), создание Центра обработки данных, в котором бумажные документы преобразуются в электронные носители информации. В результате перераспределения функций, работники налоговых органов будут освобождены от выполнения рутинных операций по обработке документов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию наилучших условий для их содержательной деятельности.

Следовательно, в настоящее время главная задача совершенствования налогового администрирования дать налогоплательщику возможность в режиме он-лайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами.

Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Литература:

1.         Дорофеева Н. А., Брилон А. В., Брилон Н. В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2014. 296 с.

2.         Алиева Б. Х., Мусаевой Х. М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». М.: Юнити-Дана, 2014. 439 с.

3.         Артеменко Д. А. Механизм налогового администрирования. Теория. Методология. Направления трансформации. Содействие — XXI век. 2010. 352 с.

4.         Майбурова И. А. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Юнити-Дана. 2012. 591 с.

5.         Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М.: Юнити-Дана. 2005. 252 с.

6.         Пономарев А. И., Никулина С. В., Гойгереев К. К. Актуальные проблемы налогового администрирования. Гриф УМО МО РФ. М.: Мини-Тайп. 2011. 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle