Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.10.2014

Статья просмотрена: 1708 раз

Библиографическое описание:

Толкачев О. А. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 330-333. — URL https://moluch.ru/archive/76/13082/ (дата обращения: 15.08.2018).

Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию представляет собой доминирующую тенденцию мирового развития и в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы, и эффективностью налогового администрирования в стране.

С точки зрения науки об управлении, государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям, потребовал введения современной налоговой системы и ее последующего реформирования в процессе становления. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, поскольку государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Данные преобразования потребовали проведение реформ.

При этом под налоговой реформой понимают комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений), на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею, с целью приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.

Вместе с тем любые преобразования, процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.

Главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы и налогового администрирования, в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики.

По мере врастания нашей экономики в рынок, налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует, и прошла уже несколько этапов развития от момента возникновения и становления до существования в условия кризисной экономики, и последующей модернизации, внедрения инновационной экономики.

Следует отметить, слова заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова данное в интервью журналу «Налоговые споры» — «Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике».

Налоговое администрирование и налоговая политика государства — взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены, любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом, всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования. Важнейшее звено налоговой реформы — это укрепление системы налогового администрирования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов.

Хорошее налоговое администрирование — это хорошая реализация налоговой политики. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.

Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное установление процедур по реализации норм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должно обеспечивать, с одной стороны, легкость, понятность и простоту уплаты налога с точки зрения налогоплательщика в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. С другой стороны — минимизацию затрат государства на содержание налоговых органов и осуществление всех элементов налогового администрирования.

Реформирование налоговых органов, проводимое в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.

На что же в настоящее время направлены преобразования и изменения в сфере налогового администрирования, можно судить по повышению модернизации электронного документооборота и ИТ-технологий.

Так, с 2009 года заработал электронный сервис «проверь себя и контрагента» направленный на снижение налоговых рисков и возможности исключить недобросовестных контрагентов из нормальных гражданских правоотношений. На сегодняшний день таких сервисов уже больше 30 и одним из самых популярных является «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Более того, как говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте ФНС России, «сегодня каждый налогоплательщик, использующий электронные сервисы ФНС России, может не посещать налоговую инспекцию — все свои вопросы он оперативно решает, используя Интернет. Налогоплательщики могут подавать в электронном виде налоговые декларации, счета-фактуры, акты совместной сверки, заявления о постановке на учет — всего более 40 документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ при взаимодействии Налоговой службы и налогоплательщиков». Как показывает современная тенденция, и сложившийся опыт данное направление будет только развиваться и совершенствоваться.

Официальный сайт ФНС России является наиболее популярным сайтом среди органов исполнительной власти в России, еженедельно его посещают более миллиона пользователей, при этом количество обращений к отдельным сервисам достигает миллиона в день.

Кроме того, начиная с конца 2013 года, в России началось успешное развитие нового метода налогового администрирования, направленного на реализацию партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Данный метод получил название «горизонтального мониторинга» — это новый уровень общения с налогоплательщиками, позволяющий своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков.

Горизонтальный мониторинг — это один из новых подходов наряду с уже существующими методами налогового администрирования, при котором налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию, имеют возможность согласовывать правила налогообложения сложных сделок и снижать бремя последующего налогового контроля.

Такой подход направлен, прежде всего, на возможность помочь наладить компании такой уровень внутреннего контроля, который позволяет правильно соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Одновременно Федеральная налоговая служба в целях улучшения качества все больше переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками, что значительно ускорить взаимодействие и сотрудничество. Так с 1 января 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты, на которых возложена обязанность подачи налоговой декларации по НДС, в обязательном порядке подают декларации по НДС в электронном виде по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Кроме этого, с 2015 года введена обязанность расширенного декларирования операций, связанных с исчислением и уплатой НДС. В налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанные изменения дают возможность создать автоматизированный инструмент камерального контроля, по сопоставлению покупок и продаж различных организаций. Такой механизм позволит непосредственно после представления налоговой отчетности, выявлять и пресекать попытки мошеннического возмещения НДС из бюджета.

В свою очередь, упростится процесс камеральной налоговой проверки добросовестных налогоплательщиков. Исчезнет потребность в истребовании значительных объемов документов, поскольку подтверждение реальности и достоверности, указанных в декларации данных будет производиться автоматически.

Отдельно следует отметить о распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р, которым утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», координатором которой назначена Федеральная налоговая служба.

«Дорожная карта» направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

Целями «дорожной карты» являются сокращение временных и материальных затрат предпринимателей, на подготовку и представление налоговой отчетности, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.

Характерными показателями проводимых преобразований и инноваций в области налогового администрирования стали, показатели количества проводимых проверок, число которых снижается и одновременно их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений.

При этом, как показывает тенденция, улучшение администрирования в результате использования и внедрения достижений современных технологий, будет способствовать снижению налоговых нагрузок и повышению собираемости налогов.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом, закончено формирование основ современной налоговой системы. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем. В этих условиях, проведенная в последние годы налоговая реформа, является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Налоговая политика государства в ближайшие годы (2014–2015 года) будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ, является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования.

Литература:

1.    Дорофеева Н. А., Брилон А. В., Брилон Н. В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2014. 296 с.

2.    Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование. Уч. пособие. Инфра-М. Магистр. 2014. 544 с.

3.    Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010, № 6, С. 27–32.

4.    Шаталов С. Д. Налоговая реформа никогда не закончится. Журнал «Налоговые споры» № 7. 2013. С. 1–8.

5.    Ефремова Т. А. «Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования». Журнал «NB: Финансовое право и управление» № 2. 2013. С 1–23.

6.    Грицкова О. Ю. Матвеевой Т. В. Новый интернет-сайт Федеральной налоговой службы. Журнал «Налоговая политика и практика». № 1/2014. С. 22–27.

7.    Суворова Е. В., Казанский Д. М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию. Журнал «Законы России» 2014, № 3. 11–18.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая служба.


Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования...

налоговое администрирование, орган, налогоплательщик, уплата налогов, основное направление процесса модернизации, электронный вид, налоговая служба, использование передовых...

Развитие системы налогового администрирования...

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя.

Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1.

Электронные сервисы налоговых органов Российской...

Ключевые слова: Налоговые органы, электронные услуги, электронные сервисы, личный кабинет налогоплательщика, налоговые выплаты, вакансии, налоговые декларации, бухгалтерская и финансовая отчетность, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, анкетирование.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый контроль, проверка, орган, контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс, Российская Федерация, выездная налоговая проверка.

Совершенствование налогового администрирования: очередной...

РФ, налоговое администрирование, налоговая отчетность, Российская Федерация, бухгалтерский учет, сокращение времени, налоговый орган, налоговая база, Дорожная карта, упрощенная система налогообложения.

Проблемы и перспективы налогового администрирования...

налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, проблема, налоговое законодательство, Российская Федерация, налоговый орган, уплата налогов, сокрытие доходов.

Особенности налогового администрирования крупнейших...

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Система налоговых органов: понятие, структура, принципы...

Система налоговых органов Российской Федерации, построенная по принципу централизации, имеет двухуровневую структуру, включающую в себя: ‒ Федеральную налоговую службу; ‒ территориальные органы ФНС России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования...

налоговое администрирование, орган, налогоплательщик, уплата налогов, основное направление процесса модернизации, электронный вид, налоговая служба, использование передовых...

Развитие системы налогового администрирования...

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя.

Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1.

Электронные сервисы налоговых органов Российской...

Ключевые слова: Налоговые органы, электронные услуги, электронные сервисы, личный кабинет налогоплательщика, налоговые выплаты, вакансии, налоговые декларации, бухгалтерская и финансовая отчетность, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, анкетирование.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый контроль, проверка, орган, контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс, Российская Федерация, выездная налоговая проверка.

Совершенствование налогового администрирования: очередной...

РФ, налоговое администрирование, налоговая отчетность, Российская Федерация, бухгалтерский учет, сокращение времени, налоговый орган, налоговая база, Дорожная карта, упрощенная система налогообложения.

Проблемы и перспективы налогового администрирования...

налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, проблема, налоговое законодательство, Российская Федерация, налоговый орган, уплата налогов, сокрытие доходов.

Особенности налогового администрирования крупнейших...

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Система налоговых органов: понятие, структура, принципы...

Система налоговых органов Российской Федерации, построенная по принципу централизации, имеет двухуровневую структуру, включающую в себя: ‒ Федеральную налоговую службу; ‒ территориальные органы ФНС России.

Задать вопрос