Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 394-397.

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Ключевые слова:фразеология, урок, задача, цель, умения.

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Крылатые слова — это термин, обозначающий вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными и т. п. Нередко термин «крылатые слова» толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловия, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту.

Крылатые слова или фразеологизмы изучаются в раздел языкознание, изучающей устойчивые сочетания слов — фразеологии.

Употребление фразеологизмов в нашей речи очень важно, именно поэтому фразеологию начинают изучать в школе с 7-го класса в разделе «Лексика и фразеология» и продолжают изучение в ВУЗе более углублённо на 3-м курсе по программе бакалавра. Благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности экспрессивности и слитности значения, — наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели, даже во времена Гомера, использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы усвоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.

Именно поэтому в школьном курсе русского языка раздел науки о языке фразеология занимает особое место. Ознакомление с ней предполагает познание основных свойств изучаемых языковых единиц, их языковых особенностей и функционирования в речи, фразеологического богатства русского языка.

Формирование учебно-языковых умений как задача изучения фразеологии в школе способствует закреплению полученных лингвистических знаний.

Кроме того, изучение фразеологизмов должно сопровождаться использованием их в речи, толкованием значения фразеологических оборотов и уместным употреблением их в разговоре. Это также является одной из задач обучения детей на уроках русского языка, посвященных изучению раздела фразеологии.

Е. И. Литневская и В. А. Багрянцева указывают следующие задачи изучения фразеологии в школе.

Основной целью ставится дать представление о фразеологизме как о языковой единице. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1)        показать сходство и различие со словом и словосочетанием;

2)        показать специфику значения фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием;

3)        дать представление о системных отношениях во фразеологии (синонимия, антонимия);

4)        дать понятие о фразеологических словарях [2; с. 210].

Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна. Многие исследователи сетуют на то, что разделу фразеологии в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов. Поэтому в задачи педагога входит оптимальное поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах.

Все понятия лексикологии (в том числе и фразеологизмы) описываются в школьном курсе следующим образом:

1)        определение понятия;

2)        функция;

3)        отражение в словаре.

Е. И. Литневская и В. А. Багрянцева отмечают, что фразеология «представляет собой относительно самостоятельную область лингвистики, и изучение фразеологизмов в лингвистике обычно осуществляется по той же схеме, что и описание лексических единиц — слов:

1)        значение;

2)        однозначность и многозначность;

3)        омонимия, синонимия, антонимия;

4)        происхождение;

5)        функционирование;

6)        отражение в словарях» [2; с. 267].

Однако небольшое количество часов, отведенных на эту тему, не позволяет провести достаточно широкий обзор, поэтому, по мнению исследователей, педагог должен ограничиться лишь наиболее существенными моментами:

1)        спецификой фразеологизмов по сравнению со словами и со свободными словосочетаниями;

2)        стилистической окрашенностью фразеологизмов;

3)        системными отношениями между фразеологизмами или фразеологизмами и словами (синонимия, антонимия).

При изучении фразеологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.

Одним из важных аспектов изучения фразеологизмов является рассмотрение их функционирования, то есть использования в текстах разного стиля. Здесь постоянно осуществляется связь уроков по теории фразеологии и уроков по развитию речи.

Объектом изучения в школе является современный русский язык. Все основные понятия рассматриваются в синхронном срезе. Однако в курсе лексикологии (и в частности фразеологии) происходит обращение и к процессу исторического развития языка.

В курсе изучения фразеологии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

1)        определять лексическое значение фразеологизма, отличать его от грамматического значения;

2)        давать толкование лексического значения фразеологизма, взятого из контекста (описательно или через подбор синонимов);

3)        находить фразеологизмы в тексте;

4)        подбирать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы;

5)        приводить примеры фразеологизмов;

6)        группировать фразеологизмы по заданному основанию;

7)        определять функцию употребления фразеологизмов в тексте;

8)        пользоваться фразеологическим словарем.

Изучение такой темы, как «Фразеология» в ВУЗе требует от студентов постоянного поиска, умения анализировать, сопоставлять и находить наиболее эффективные и рациональные пути освоения знаний, способы формирования осознанных умений и навыков, самостоятельности мышления, познавательной активности. Будущий учитель должен быть по-настоящему исследователем: уметь анализировать, обобщать полученный опыт, творчески использовать методическое наследие прошлого и достижения современных методик.

При изучении фразеологии преподаватель использует следующие «мероприятия»:

-          лекции;

-          практические занятия;

-          рефераты, доклады;

-          лабораторные работы;

-          контрольные работы.

Подготовка студентов в педагогическом вузе складывается из усвоения ими теории о фразеологии и из овладения умениями научить будущих школьников пользоваться фразеологизмами в разных сферах их применения.

Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В изучении фразеологии в ВУЗе фразеологии, неразрывно с разделом науки о языке «Лексикой», действуют следующие принципы:

-          лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматический значений слова);

-          системный (учёт всех элементов лексической парадигмы);

-          контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте);

-          лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).

Все эти принципы обеспечивают студентам понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.

Фразеология, совместно с лексикой, в вузовском изучении русского языка занимает менее значимое место и по объёму, и по отводимому времени, чем, к примеру, морфология или синтаксис. Однако ознакомление с данным разделом предполагает познание основного функционирования его в речи. В соответствии с этим перед ознакомлением с разделом фразеологии ставятся следующие частные специальные цели:

-          изучение основных особенностей фразеологизмов;

-          углублённое изучение их функций в речи;

-          формирование и закрепление учебно-языковых умений.

Изучение лингвистических понятий, естественно, сопровождается употреблением их в связных ответах. Они представляют собой учебные тексты, доклады, рефераты, выступления на научно-языковые темы.

Как показывает опыт, целесообразно раскрывать студентам некоторые вопросы теории следующим образом:

1)        прочитать лекционный курс;

2)        составить ряд вопросов для практических занятий;

3)        разработать задания поискового характера;

4)        выполнить со студентами необходимое количество лабораторных и контрольных работ.

Знакомя студентов на лекциях по фразеологии, преподаватель опирается, в основном, на работы таких учёных, как-то: Николай Максимович Шанский и Виктора Владимировича Виноградова.

В программу лекционного курса по фразеологии включаются такие темы:

«Введение во фразеологию»;

«Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира»;

«Классификация фразеологических единиц»;

«Семантические отношения в системе фразеологии»;

«Основные тенденции развития фразеологии»;

«Сопоставительное изучение русской фразеологии и фразеологий других языков»;

«Стилистическое использование фразеологических единиц» — данная лекция построена на конспекте статьи Дубровиной К. Н. «Лингвистические основы стилистических приемов использования фразеологизмов в художественной литературе и публицистике» [1; с. 100];

«Фразеологические словари».

Одним из важнейших этапов в обучении студентов фразеологии (как одной из составляющих общего комплекса) являются зачёты и экзамены. Именно поэтому, тот материал, который даётся преподавателем на лекциях, может стать частью экзаменационного билета.

Исходя из этого, лекции по фразеологии — это одна из составляющих по подготовке студента к экзаменам или зачётам по лингвистике.

На практических занятиях студенты могут и изучать новый материал, и его закреплять. Поэтому целесообразно использование различных типов заданий, чтобы студенты смогли овладеть и разными способами их выполнения. Задания могут выполняться без непосредственного участия преподавателя, без его помощи с использованием исследовательского метода. В случае необходимости преподаватель приходит на помощь, но оставляет место для самостоятельности студента.

Задания распределяются таким образом, чтобы часть из них была выполнена на занятии под руководством преподавателя, часть предложена в качестве домашнего задания.

В качестве примеров практических заданий могут выступать такие задания, как:

-          работа с учебным материалом (по приведённым заданиям);

-          анализ фразеологизма;

-          анализ фразеологического словаря.

Задания поискового характера могут быть использованы во всех звеньях обучения студентов. Так, при изложении материала лекции объяснительно-иллюстративным методом, сущность которого сводится к сообщению теоретических сведений в готовом виде и иллюстрации их примерами, преподаватель вводит задание поискового характера, создавая проблемную ситуацию, важную для активизации внимания студентов, для более осознанного и прочного, творческого усвоения ими определённой проблемы. Таким путём осуществляется сочетание объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения. Предлагая задание поискового характера при использовании метода проблемного изложения, преподаватель сам разрешает созданную им ситуацию: раскрывает студентам путь поиска ответа на вопрос задания, учит делать обоснованные выводы, учит ориентироваться в новой ситуации.

К заданиям поискового характера можно отнести такие типы работ:

-          рефераты;

-          доклады;

-          сообщения;

-          разработка урока;

-          курсовые работы;

-          диссертации.

Практикуемая в ВУЗах система контроля (лабораторные и контрольные работы) позволяет закрепить знания студентов.

Лабораторная работа по фразеологии может состоять из перечня вопросов, выполнение которых непосредственно связано с использованием фразеологических словарей.

В итоге можно сделать такие выводы, что основной формой обучения является лекционный курс в вузах и ознакомительные уроки в школах, формирующие у них методическое мышление. Практическая работа студентов и школьников реализуется на уроках, практических и лабораторных занятиях.

В результате использования различных методик преподнесения информации, ученики и студенты усваивают знания, что способствует формированию у них представления о фразеологии, как о целостной, неотъемлемой части освоения русского языка. На основе теоретико-методических знаний развиваются методические умения.

Литература:

1.                  Дубровина К. И. Лингвистические основы стилистических приёмов использования фразеологизмов в художественной литературе и публицистике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». — 2005. — № 7. — С. 100–118

2.                  Крысин Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2009. — 240 с.

3.                  Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: 2006. — 590 с.

4.                  Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. — М.: Просвещение, 1990. — 368 с.

5.                  Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. М., 1997. — 19–267 с.

6.                  Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» / Н. М. Шанский. — М.: Высш. шк., 1985. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle