Библиографическое описание:

Нагирная А. В. Глобальный процесс информатизации общества: факторы территориальной неравномерности // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 160-165.

В статье рассматриваются ключевыефакторы пространственной дифференциации развития процесса информатизации и распространения информационно-коммуникационных технологий: экономические, инфраструктурные, социальные, инновационные, институциональные, а также ряд географических. Анализируется изменение роли того или иного фактора при переходе от одной стадии информатизации к другой.

Ключевые слова:информатизация, информационно-коммуникационные технологии, диффузия инноваций, территориальные диспропорции.

Неотъемлемой характеристикой формирующегося информационного общества является его глобальный характер, обусловленный возможностями интенсивно распространяющихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мир впервые стал глобальным в конце ХIХ — начале ХХ вв., с появлением электрического телеграфа и началом эпохи мгновенной передачи информации. Особенностью же современного этапа информатизации является конвергенция ИКТ и принцип универсальной сети: создается единая сетевая инфраструктура для всех видов информации c универсальными каналами связи и центрами обработки данных. В результате, на базе Интернета формируется интегрированная система глобальных цифровых коммуникаций, которая является порождением современной эпохи глобализации, аналогично тому, как телеграф сформировал первую глобальную информационную сеть в эпоху ранней глобализации [6; 9; 11].

Однако, современный мир поляризован, и информатизация происходит неоднородно вследствие различных экономических, географических, политических, исторических и других особенностей тех или иных территорий. Поэтому все большую озабоченность международного сообщества вызывает появление нового вида социальной дифференциации, вытекающего из разных возможностей использования новейших ИКТ — информационного неравенства. Следствием последнего является так называемый «цифровой разрыв». В широком смысле под ним понимается разрыв между индивидуумами, домашними хозяйствами, бизнесом, географическими территориями и государствами в доступности информационно-коммуникационных технологий и их использовании. Цифровой разрыв имеет место на глобальном, макрорегиональном и национальном уровнях.

В глобальном масштабе под цифровым разрывом понимается отставание ряда стран и регионов по доступности новейших ИКТ и активности их использования. Очевидно доминирование развитых стран при значительном отставании развивающихся, особенно стран Африки и Ближнего Востока. Кроме того, внутри самих регионов также наблюдаются большие диспропорции. Например, в Африке число интернет-пользователей на 100 жителей разнится от менее 2/100 в Нигере, Эфиопии, Сомали до 51/100 в Марокко, в Центральной и Южной Америке — от 12/100 в Никарагуа до 76/100 в Аргентине, а в Азии — от 1/100 в Мьянме до 75/100 в Сингапуре и Тайване. Если в США наблюдается довольно однородное распределение пользователей по стране, то в Европе имеются значительные территориальные и межгосударственные отличия: к примеру, уровень проникновения Интернета (число пользователей на 100 жителей) в среднем уменьшается при перемещении с севера на юг [1].

При этом постепенно происходит сглаживание географических контрастов в распространении ИКТ в мире: за первое десятилетие XXI в. «цифровой разрыв» сократился в сфере телефонизации населения — в 16 раз, в проникновении Интернета — в 9 раз. Однако сокращение количественных диспропорций сопровождается сохранением качественных разрывов в области интенсивности использования ИКТ, распределения информационных ресурсов Интернета, развития интернет-рынка, где по-прежнему сохраняется монополия развитых стран и регионов [4; 5].

По мнению ряда экспертов, информационное неравенство не является фундаментальным неравенством (как социальное, экономическое и культурное), а должно быть отнесено к следствиям фундаментальных неравенств [8]. Поэтому причинами информационного неравенства являются такие барьеры, как: экономический (отсутствие возможности регулярно оплачивать телекоммуникационные услуги), образовательный (отсутствие необходимой образовательной подготовки), языковой (около 70 % всего Интернет-контента представлено на английском языке), гендерный (в некоторых странах пользователями Интернет являются в основном мужчины) и др. Пока государство не в состоянии решить такие проблемы, как голод, низкий уровень образования, здравоохранения, социального обеспечения и политических свобод, право на информацию реализовать в должной мере невозможно[1]. Следовательно, главной задачей политики информатизации и преодоления информационного неравенства должна стать борьба с фундаментальным неравенством. С этим мнением можно согласиться, однако важно понимать, что «цифровой разрыв» является не просто следствием социально-экономического неравенства, но и сам приводит к еще большему неравенству в социальной сфере.

В современную эпоху, в условиях научно-технического прогресса и информационной революции, скорость развития различных стран имеет тенденцию к еще большей дисперсии: страны и народы еще более удаляются друг от друга во времени, оказываясь в разных временных эпохах. Таким образом, процессы пространственные вступают в противоречие с процессами темпоральными. С одной стороны, благодаря распространению ИКТ происходит сжатие всемирного пространства, а с другой стороны, между странами и регионами образуются и расширяются «разрывы во времени» [3; 10].

Таким образом, характерной чертой глобального процесса информатизации общества является его территориальная неравномерность. Качественный и количественный анализ распространения ИКТ в более чем в 150 странах мира позволил сделать вывод о том, что ключевымифакторами пространственной дифференциации информатизации являются: диспропорции в распределении доходов населения, неравномерность развития базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры, человеческого капитала, инновационного потенциала, благоприятности правовой и институционально-экономической среды, урбанизации, а также специфика географического положения. Рассмотрим каждый из факторов по отдельности.

1. Фактор благосостояния определяет потребительские возможности распространения ИКТ в стране, и лучшими индикаторами здесь являются уровень доходов населения (валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения) и стоимостная доступность ИКТ. Коэффициент корреляции между ВВП на душу населения и индексом развития ИКТ [12] по странам мира в 2007 г. составил 0,83, что говорит о высокой положительной связи между указанными показателями.

В странах с высоким душевым ВВП расходы на ИКТ гораздо выше, чем в странах с низким душевым ВВП. Это объясняется возвышением потребностей человека по мере удовлетворения базовых потребностей, согласно теории «пирамиды потребностей» А. Маслоу[2]. Спрос на ИКТ является следствием сразу нескольких высших групп потребностей. Прежде всего, это изначально реализация социальных потребностей, в частности, потребности в общении на расстоянии. Во-вторых, использование новейших ИКТ является в информационную эпоху важным элементом престижа, особенно на первых стадиях их распространения. В-третьих, возможности новейших ИКТ (и в первую очередь, Интернета) позволяют наиболее полно реализовать духовные потребности человека, в частности, потребность в самопрезентации и самореализации.

2. Инфраструктурный фактор (уровень электрификации и электронизации хозяйства и быта, телефонизации и компьютеризации, наличие современных, с высокой пропускной способностью, линий связи и пр.). Инфраструктурный фактор является первичным или базисным для распространения многих ИКТ. Например, для доступа к сети Интернет базовой инфраструктурой являются компьютеры, мобильные телефоны, планшеты, телефонные линии, выделенные линии и т. п. В подтверждение, коэффициент корреляции между числом компьютеров на 100 жителей и числом интернет-пользователей на 100 жителей по 150 странам мира в 2007 г. составил 0,9, что говорит об очень высокой положительной связи между этими показателями.

3. Социальный фактор (уровень образованности и технической грамотности населения). Эффективность процессов создания, передачи, обработки и использования информации и знаний существенно зависит от наличия высокообразованной и высококвалифицированной рабочей силы. Ключевую роль в обеспечении высокого уровня развития человеческого потенциала играет образование. Более образованное население является более искушенным и требовательным в технологическом отношении, что обеспечивает внутренний спрос на высококачественные и все более совершенные товары и услуги и стимулирует местные фирмы к инновациям.

Для оценки уровня развития человеческого капитала и международных сопоставлений в этой области ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала[3] (ИРЧП). В 2013 г. среднемировое значение ИРЧП было равно 0,694. Почти пятьдесят государств (страны Африки к югу от Сахары и наименее развитые страны Ближнего Востока и АТР) попали в категорию стран с низким уровнем развития человеческого потенциала (менее 0,535). Среди лидеров — страны Северной, Западной и Южной Европы, Северной Америки, Япония, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, а также Австралия и Новая Зеландия. Максимальный ИРЧП — у Норвегии, Австралии, США, Нидерландов и Германии (0,920–0,955). Минимальный — у Нигера, Демократической Республики Конго и Мозамбика (0,304–0,327). В большинстве стран, в том числе в Китае (0,699), Индии (0,554) и Бразилии (0,730), в последние 30 лет наблюдался рост ИРЧП. Россия занимает 55-ое место и отнесена к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,788) [2].

Неравномерность развития человеческого капитала обусловливает неравномерность развития информатизации. Так, коэффициент корреляции между ИРЧП и Индексом развития ИКТ, рассчитанный на 2007 г. для 158 стран мира, составляет 0,93. Степень корреляции очень высокая, значит, уровень развития человеческого потенциала является важным фактором пространственной дифференциации информатизации. Поэтому, согласно мнению экспертов ЮНЕСКО, недостаточно сокращать «электронно-цифровой разрыв» — необходимо также принимать меры к сокращению «когнитивного разрыва» или «разрыва в знаниях», иначе это явление может приобрести экспоненциальный масштаб.

4. Инновационный фактор. Территориальные диспропорции информатизации тесно связаны с географией инновационной деятельности в этой сфере.Все важнее становится непрерывное внедрение новых технологий: происходит, с одной стороны, рост темпа инноваций, с другой — ускоренный моральный износ продукции. Сегодня подавляющее большинство научно-технических знаний производится развитыми странами мира: более 70 % выданных патентов и общего количества научных работ принадлежит исследователям из развитых стран. Разрыв в производстве научно-технических знаний на душу населения между развитыми и развивающимися странами превышает разрыв по показателю доходов на душу населения [13].

Индикатором развития инновационной деятельности являются расходы на НИОКР в процентах от ВВП. В передовых странах мира расходы на НИОКР в среднем составляют 2–3 % ВВП. В США на НИОКР выделяется около 2,8 % федерального бюджета. Максимальный процент расходов на НИОКР — в Израиле (4,3 %). В абсолютном исчислении почти половина общемировых расходов на НИР приходится на США. У России в области инноваций огромный потенциал, традиционно развитая фундаментальная наука и значительные ресурсы научно-технических кадров. Однако расходы России на НИР относительно невелики (1,3 % ВВП в 2010 г.), а также развитие тормозят слабая связь науки с производством и недостаточное использование мировых запасов знаний из-за морально и технически устаревшей системы их распространения [3].

5. Институционально-экономический фактор. Одним из важных факторов успешного развития процессов информатизации является благоприятность экономических, правовых и институциональных условий в стране. Всемирным банком выделяются следующие основные черты благоприятной для информатизации экономической среды: открытость экономики, отсутствие различных мер протекционизма, высокая конкуренция, стабильность экономики, невысокая инфляция, минимальный контроль за внутренними ценами, стабильность курса национальной валюты и отражение им действительной стоимости валюты. Благоприятная для информатизации общества институциональная среда имеет следующие черты: эффективное, надежное и свободное от коррупции правительство и законодательная система, обеспечивающая соблюдение базовых правил торговли и прав на частную и интеллектуальную собственность. Создание благоприятных институационально-экономических условий, необходимых для информатизации общества, является задачей правительств стран [7].

6. К географическим факторам развития связи можно отнести следующие:

-          информационное-географическое положение, т. е. положение относительно территорий с развитой телекоммуникационной инфраструктурой (такое соседство обеспечивает позитивные экстерналии в собственном телекоммуникационном развитии) и положение относительно крупнейших телекоммуникационных магистралей (в частности, наличие выхода к морю и к океаническим оптоволоконным кабелям);

-          размер страны (как правило, малый размер и компактность территории благоприятствуют развертыванию на ней телекоммуникационной инфраструктуры, и наоборот);

-          особенности ландшафта (геоморфологические преграды и климатические ограничения), которые могут быть барьерами для развития сетевой кабельной инфраструктуры и одновременно катализаторами развития беспроводных телекоммуникаций;

-          урбанистический фактор (плотность населения и уровень урбанизированности территории) — города, будучи фокусами концентрации наиболее активного населения, информационных центров, учреждений образования и инфраструктурных узлов, превращаются в узловые элементы телекоммуникационных сетей, территориальная конфигурация которых повторяет конфигурацию опорного каркаса расселения.

Все передовые технологии появляются, прежде всего, в мировых городах, и далее идет диффузия нововведений по направлению от Центра в Полупериферию и Периферию на макротерриториальном уровне и от крупнейших городов в малые города, а затем и в село — на национальном/микротерриториальном уровне. На начальных этапах распространения ИКТ город представляет наиболее благоприятную среду: горожане отличаются от сельских жителей большей активностью, платежеспособностью, менее консервативным поведением по отношению к инновационным продуктам. В этой связи целесообразно рассматривать показатель урбанизации как индикатор доли наиболее активных жителей страны, которые в первую очередь станут объектами информатизации. Таким образом, данный показатель вполне может служить одной из характеристик начального потенциала страны в области информатизации. Ведь чем выше доля горожан, тем больше вероятность быстрого распространения новейших ИКТ (при достаточном уровне благосостояния).

На стадии зрелости информационно-коммуникационной инфраструктуры фактор урбанизации теряет свое значение. Более того, информатизация сама начинает оказывать влияние на процессы урбанизации, а именно тормозит урбанизацию и создает благоприятные условия для субурбанизации. В высосокоинформатизированном обществе происходит снижение экономической, образовательной, коммуникативной и культурной роли географического местоположения. В частности, возникает эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек, используя новейшие ИКТ, может выполнять работу на другом конце земного шара. Информационно-коммуникативные типы деятелей переезжают в экологически чистые пригороды, что ведёт к снижению темпов или остановке роста городов.

Однако, эффект «глобальной деревни» возможен только при достижении высокого уровня распространения ИКТ, проведении среди сельских жителей соответствующей образовательной подготовки и т. п. Возникает парадокс: наибольшие выгоды от распространения ИКТ могут получить для своего развития именно жители отдаленных сельских территорий (для них ИКТ могут стать, действительно, «окном в мир»), но в силу экономической, культурной отсталости и недостатка образования они не имеют возможности «подключиться» к информационному обществу и рискуют остаться за его бортом. Возникает замкнутый круг, еще более углубляющий разрыв между городом и селом.

Важным свойством перечисленных факторов является эпизодичность их действия: значение того или иного фактора меняется при переходе общества от одной стадии развития информационно-коммуникационной инфраструктуры к другой (табл. 1). На начальной стадии важнейшими факторами распространения ИКТ являются фактор благосостояния (уровень доходов населения, ценовая доступность ИКТ), инфраструктурный фактор (наличие базовой инфраструктуры для развития нового вида ИКТ) и географические факторы. На стадии роста спектр факторов, влияющих на распространение ИКТ, наиболее широк. Еще более возрастает значение фактора благосостояния, так как он определяет ёмкость национального рынка. Скорость распространения ИКТ на данном этапе главным образом определяется уровнем урбанизации и плотностью населения (урбанизационный фактор), развитием человеческого потенциала и уровнем технологической грамотности (социальный фактор), а также благоприятностью экономической, правовой и институциональной среды (институционально-экономический фактор).

На стадии зрелости, когда информационно-коммуникационная инфраструктура и человеческий капитал уже развиты на высоком уровне, ключевым фактором дальнейшей информатизации становится разработка и внедрение инноваций (инновационный фактор): как в виде новых видов ИКТ, так и в форме различных новых услуг и продуктов на базе уже существующих ИКТ. Также большое значение приобретает решение таких вопросов, как обеспечение информационной безопасности и усовершенствование законодательной базы по защите прав интеллектуальной собственности (институционально-экономический фактор), внедрение системы электронного правительства и других общественных электронных услуг.

Таблица 1

Стадии и ключевые факторы информатизации

Стадии

Факторы

Начальная стадия

Стадия роста

Стадия зрелости

Инфраструктурный

I

II

III

Географическое положение

I

II

III

Фактор благосостояния

II

I

III

Урбанизационный

II

I

III

Социальный

II

I

III

Институционально-экономический

III

I

II

Инновационный

III

II

I

Основные вызовы /причины отсталости

-                  Инфраструктурная и ценовая недоступность ИКТ;

-                  Отсутствие компьютерной грамотности у большей части населения;

-                  Незаинтересованность населения в использовании ИКТ.

-                  Высокая стоимость доступа к новейшим ИКТ (из-за отсутствия конкуренции на рынке);

-                  Неконкурентоспособность национальной ИКТ-продукции и услуг;

-                  Недостаточное число специалистов в области ИКТ.

-                  Необходимость обеспечения безопасности информации;

-                  Необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;

-                  Преодоление психологического цифрового разрыва;

-                  Излишняя конкуренция на рынке ИКТ (США).

Эффективная государственная стратегия по преодолению отсталости

-                  Принятие национальной Программы/Стратегии информатизации;

-                  Создание центров общественного доступа (ЦОД);

-                  Национальные проекты по созданию ИК-инфраструктуры;

-                  Привлечение частного сектора к обеспечению ИК-инфраструктурой отдаленных территорий;

-                  Создание фонда универсальной службы.

-                  Приватизация и либерализация сектора ИКТ;

-                  Широкое использование ПО с открытым кодом;

-                  Инвестиции государства в образование;

-                  Привлечение иностранных компаний и инвестиций;

-                  Развитие национального сектора ИКТ.

-                  Разработка и реализация мер по обеспечению информационной безопасности;

-                  Усовершенствование законодательной базы по защите прав интеллектуальной собственности;

-                  Развитие системы электронного правительства и др. общественных электронных услуг;

-                  Развитие ИК-инфраструктуры последнего поколения.

Условные обозначения:

I — ключевое значение, II — большое значение, III — несущественное значение.

Составлено автором

Можно сделать следующие общие выводы относительно развития информатизации в глобальном масштабе. Очевидно, что к странам с высоким информатизации (стадия зрелости) относятся страны Северной и Западной Европы, Северной Америки (США и Канада), отдельные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Республика Корея), а также Израиль. На начальной стадии информатизации находятся наименее развитые страны мира (большинство африканских стран и др.). На стадии роста сейчас большинство стран мира: Россия, страны Восточной Европы, Латинской Америки (лидером здесь является Чили), Азии (например, Китай, Индия) и некоторые африканские страны (например, ЮАР, Египет, Алжир).

В заключение отметим, что особая роль в развитии процесса информатизации принадлежит государству, чья задача заключается в своевременном выявлении насущных потребностей и верном выборе тех или иных механизмов государственной политики для реализации экономических, социальных и культурных преимуществ от внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

1.      Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2003.

2.      Доклад о человеческом развитии. Возвышение Юга: человеческий прогресс в мнообразном мире. — М.: Издательство “Весь мир”, 2013.

3.      Могилевкин И. М. Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее. — М.: Магистр, 2010.

4.      Нагирная А. В. География российского Интернета // География в школе, 2013. — № 6. — С. 27–32.

5.      Нагирная А. В. Принципы развития глобального информационного пространства // Фундаментальные исследования, 2013. — № 6 (часть 6). C. 1462–1467.

6.      Нагирная А. В. Тенденции развития глобального процесса информатизации общества // Вопросы гуманитарных наук, 2013. — № 4– С. 82–89.

7.      Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник, 2000, № 8.

8.      Приоритетные направления реализации стратегий и программ перехода к информационному обществу и формирования экономики знаний. Дискуссия // Информационное общество, 2002, вып. 1, c. 73–78.

9.      Синцеров Л. М. География всемирного телеграфа и его роль в формировании мирового хозяйства //География в школе, 2004. -- № 8. — С. 3–7.

10.Синцеров Л. М. Транспортно-коммуникационная парадигма мирового развития // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 5, с. 122–128.

11.  Синцеров Л. М. Экономико-географическое единство мира // География в школе, 2000. — № 2. — С. 3–9.

12.Международный союз электросвязи (International Telecommunications Union): http://www.itu.int.

13.  Derek H. C. Chen and Carl J. Dahlman. The Knowwledge Economy, the Knowledge Assessment Methodology and World Bank Operations // The World Bank. — Washington DC, 2005.



[1] Тем не менее, и в наименее развитых регионах предпринимаются весьма эффективные меры по предоставлению универсального доступа населения к современным ИКТ (строительство центров общественного доступа, привлечение частного сектора к обеспечению ИКИ отдаленных территорий и др.).

[2] Пирамида потребностей А.Маслоу имеет следующую иерархию: 1) физиологические (питание, отдых, продолжение рода); 2) экзистенциональные (безопасность существования, постоянство условий жизни); 3) cоциальные (потребности в общении, привязанности, совместной деятельности); 4) престижные (уважение, признание, достижение успеха, социальный статус); 5) духовные (познание, самовыражение).

[3] ИРЧП – комбинированный индекс, измеряющий среднюю величину достижений в трех основных измерениях развития человека: здоровье и долголетии, уровне образованности и благосостоянии. Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle