Библиографическое описание:

Машинистова Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 394-397.

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дошкольникам необходимо привести свои программы в соответствие с новыми требованиями. В статье рассматриваются основные положения, которых необходимо придерживаться при разработке образовательной программы по иностранному языку для старших дошкольников.

Ключевые слова:вариативная часть программы, сферы развития личности дошкольника, образовательная среда, предметно-пространственное окружение, коммуникативные умения, педагогическая диагностика (мониторинг), целевые результаты

В отечественной и зарубежной научно-методической литературе по раннему языковому образованию указывается, что начинать обучать иностранному языку целесообразно еще в дошкольном возрасте, учитывая «сенситивный» период языкового развития детей. При этом практика показывает, что оптимальным является старший дошкольный возраст: от 5 лет до момента поступления в школу. Раннее обучение иностранному языку «способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие; формирует важные элементы социальной компетенции; облегчает раннюю интеграцию в поликультурном пространстве современного мира; закрепляет полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками; тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию» [3]. Обучение детей иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться как в рамках основной образовательной программы, так и в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) [1], вступившего в силу 1 сентября 2013 года, был разработан и утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт), который представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» [2]. Стандарт был утвержден 17 октября 2013 года, статус нормативного правового документа приобрел 14 ноября 2014 года, а вступил в силу уже с 1 января 2014 года. Сейчас вся сфера дошкольного образования находится на этапе внедрения ФГОС ДО. Основная сложность — отсутствие вариативных комплексных программ, имеющих статус примерной. Тем не менее, дошкольные организации уже сейчас должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФГОС ДО. Закон предусматривает механизм определения соответствия вариативных авторских программ образовательным стандартам — проведение их экспертизы и включение по ее результатам в реестр примерных основных образовательных программ. Порядок проведения экспертизы примерных основных образовательных программ находится пока в стадии разработки [4]. ФГОС ДО является основой для разработки образовательных программ дошкольного образования и включает требования: к структуре образовательной программы и ее объему; к условиям реализации образовательной программы; к результатам освоения образовательной программы [2, п. 1.8]. Каким требованиям должна соответствовать образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников (далее — Программа) согласно ФГОС ДО?

В Законе указано, что ФГОС обеспечивает: преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ; государственные гарантии уровня и качества образования [1, ст. 11]. Согласно Стандарту программы дошкольного образования должны обеспечивать «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» [2, п. 2.1]. Из этого следует, что Программа должна способствовать целостному и всестороннему развитию личности старших дошкольников (не только речевому, но и интеллектуальному, нравственному, эстетическому, мировоззренческому), расширять их общий кругозор и готовить к дальнейшему освоению образовательной программы по иностранному языку начального общего образования. Содержание и объем Программы должны соответствовать возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Вариативная часть программы определяется участниками образовательного процесса (педагогами, обучающимися и их родителями) и зависит от индивидуальных особенностей, способностей и потребностей обучающихся. В основе ФГОС ДО заложены принципы, предусматривающие вариативность и разнообразие содержания программ дошкольного образования:

-                   поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

-                   личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

-                   уважение личности ребенка;

-                   реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Следовательно, при составлении Программы необходимо учитывать потребности ребенка в физической, игровой, творческой активности, общении, личностном самовыражении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе. Важно также создавать условия для межличностного взаимодействия дошкольников и их взаимодействия с взрослыми (педагогами и родителями).

В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» [2, п. 2.3], которая должна:

-        сохранять уникальность дошкольного возраста;

-        развивать личность детей, их мотивацию и способности в различных видах общения и деятельности;

-        создавать условия развития инициативы и творческих способностей детей;

-        содействовать сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом и семьей;

-        формировать познавательный интерес детей средствами их включения в различные виды деятельности;

-        приобщать детей к культурным нормам и традициям семьи, общества, своей страны и страны изучаемого языка;

-        учитывать конкретную индивидуальную, этнокультурную и социальную ситуации развития каждого ребенка.

Содержание Программы должно охватывать следующие сферы развития личности ребенка [2, п. 2.3]: социально-коммуникативную; познавательно-речевую; художественно-эстетическую; физическую. Поэтому в Программе должны быть предусмотрены разнообразные виды активности детей: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная, конструирующая, изобразительная, музыкальная, физическая. На занятиях по иностранному языку необходимо активно использовать различные виды игр (ролевые, коммуникативные, пальчиковые, подвижные и др.); физкультминутки и разминки на иностранном языке; прослушивание и разучивание простых стихов, считалок, песенок на английском языке; разные виды творческой деятельности (лепка, рисование, художественное конструирование и т. д.); проектную деятельность; инсценировки. Содержание Программы должно быть направлено на развитие у детей первичных представлений:

-       о себе и других людях;

-       о своей Родине и других странах;

-       о планете Земля;

-       о социальных нормах и некоторых культурных традициях общения и поведения в России и других странах;

-       об объектах окружающего мира;

-       об отношениях между людьми;

-       о времени и пространстве;

-       о временах года и погоде

Важным аспектом содержания Программы является образовательная среда, которая представляет собой педагогическое пространство, наполненное содержанием образовательного курса, средствами его реализации и отношениями его участников в сфере образования. Образовательная среда программы по иностранному языку для старших дошкольников должна отличаться «гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приемами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых материалов» [3]. По своей структуре Программа по иностранному языку для старших дошкольников должна состоять из обязательной части (не менее 60 % объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % объема). [2, п. 2.10]

Основным условием реализации Программы является организация образовательного пространства, разнообразие наглядных материалов, оборудования и инвентаря на занятиях. В образовательном пространстве (помещении для занятий) рекомендуется выделить такие зоны активности детей:

-         игровая (для различных видов игровой активности);

-         познавательная (для общей групповой познавательной активности);

-         проектная (для проектной активности в малых подгруппах).

Важно обеспечить во всех видах детской деятельности эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением. В образовательном процессе очень важна роль педагога-воспитателя, который обеспечивает необходимую поддержку детям в их познавательной деятельности и повышает эффективность взаимодействия с детьми при помощи следующих педагогических действий:

-       фокусирование внимания на интересе детей;

-       внимательное и терпеливое отношение к каждому ребенку;

-       одобрение детской познавательной активности;

-       вовлечение всех детей в общение;

-       постоянная опора на наглядность, музыку, движение и ритм;

-       использование артистичности, мимики, жестов;

-       применение на занятии современных информационных технологий;

-       поощрение детей, прежде всего, за участие в занятии.

Указанные действия являются элементами языковой педагогики дошкольного образовательного курса иностранного языка [3]. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга) для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей [2, п. 3.2.3].

Результаты освоения Программы — целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [3, п. 4.1]. В процессе реализации Программы не предусмотрена ни промежуточная, ни итоговая аттестация дошкольников [3, п. 4.3]. Согласно Стандарту, к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся [2, п. 4.6]:

-       проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способность выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

-       положительное отношение к миру, другим людям, самому себе и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-       развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

-       достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

-       развитая крупная и мелкая моторика, а также хорошее физическое развитие (подвижность, выносливость, овладение основными движениями и контроль над ними);

-       способность к волевым усилиям и знание социальных норм поведения;

-       проявление любознательности; склонность к наблюдениям и экспериментам; обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; обладание элементарными представлениями в разных областях знаний; способность к принятию собственных решений.

Поэтому главным итогом реализации Программы следует считать готовность старшего дошкольника к освоению образовательной программы по иностранному языку в начальной школе, а также «активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе» [3]. У образовательного курса иностранного языка для старших дошкольников есть своя содержательная специфика, которую нужно учитывать при определении целевых ориентиров. Целевые ориентиры выражаются в определенных коммуникативных умениях, которые старшие дошкольники должны приобрести к завершению образовательного курса. Мильруд Р. П. выделяет следующие умения [3]:

-         называть на иностранном языке доступное детям количество предметов и объектов, а также явлений и процессов окружающего мира;

-         действовать с предметами, объектами и изображениями, сопровождая эту деятельность элементарными речевыми действиями на иностранном языке;

-         группировать объекты и предметы окружающего мира на основании ведущих признаков и свойств;

-         произносить усвоенные фразы на иностранном языке в соответствующих коммуникативных ситуациях;

-         описывать изображения с передачей содержания объекта описания, цвета и количества, размера и формы предмета;

-         кратко раскрывать содержание сюжетного рисунка с использованием элементарных языковых конструкций;

-         излагать последовательность событий анимационного фрагмента или серии сюжетных рисунков, следуя логической линии, с использованием элементарных фраз в настоящем времени;

-         выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира, событиям и поступкам с помощью элементарных структур;

-         сообщать информацию о себе, своей семье, городе и стране, предпочтениях и умениях в форме простых фраз;

-         участвовать в детских праздниках и концертах, выступая в инсценировках, читая стихи-рифмовки и исполняя песенки.

Другими словами, дети старшего дошкольного возраста способны научиться называть элементы окружающего мира на иностранном языке, понимать слова и соединять их в простые предложения, а также выражать свои мысли посредством элементарных предложений. Так у детей постепенно формируются основы будущей коммуникативной компетенции. Следует подчеркнуть, что целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию. Поэтому Программа «закладывает основы для дальнейшего получения личностных, метапредметных и предметных результатов, требуемых ФГОС в условиях общего среднего образования» [3].

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, при разработке образовательной программы по иностранному языку для старших дошкольников необходимо придерживаться следующих основных положений:

-       Программа должна способствовать целостному и всестороннему развитию личности каждого ребенка и соответствовать возрастным особенностям старших дошкольников;

-       Содержание Программы должно охватывать все сферы развития личности дошкольника: социально-коммуникативную, познавательно-речевую, художественно-эстетическую и физическую;

-       Реализация программы происходит в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игровая, физическая, творческая активность, познавательная и исследовательская деятельность);

-       Программа должна учитывать потребности ребенка в личностном самовыражении, общении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе;

-       Важным условием реализации Программы является организация образовательного пространства, разнообразие наглядных материалов, оборудования и инвентаря на занятиях;

-       Программа должна обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением;

-       Главным результатом реализации Программы по иностранному языку для старших дошкольников следует считать готовность и желание продолжать изучать иностранный язык в начальной школе, активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, а также определенные коммуникативные умения.

Литература:

1.                 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. — 31 дек. — 2012. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html [последняя дата обращения: 4.07.2014].

2.                 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 25 нояб. — 2013. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html [последняя дата обращения: 4.07.2014].

3.                 Мильруд Р.П Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается // Просвещение. Иностранные языки. — № 11. — 2014. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-experiment/ [последняя дата обращения: 4.07.2014].

4.                 Скоролупова О. А. О введении ФГОС дошкольного образования или «нестандартный стандарт» // Просвещение. Иностранные языки. — № 11. — 2014. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-education/ [последняя дата обращения: 4.07.2014].

Похожие статьи

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования