Библиографическое описание:

Шульц Е. Г. Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 430-433.

Изучение историко-педагогической литературы показало, что развитие идеи эстетического воспитания детей в России имело свои особенности, обусловленные культурно-образовательными традициями народа. В Киевской Руси эстетическое воспитание детей с раннего возраста осуществлялось на принципах народной педагогики путем использования фольклорного материала (легенды, предания, сказки, обрядовые песни, думы). Особое значение для эстетического развития детей имели народные игры и праздники, которые уже в этот период, распределялись по возрастным особенностям детей дошкольного, школьного возраста [8, с.7].

Предвестником первой систематизации педагогических идей, в частности по эстетическому воспитанию детей, в Киевской Руси были произведения византийского оратора Иоанна Златоуста. Так, в работе «О воскормлении детей», подчеркивалась необходимость осуществления правильного воспитания детей, обучения их не только наукам, но и искусствам через приобщение к музыкальной, изобразительной, театральной деятельности и т. д. [7, с.82]. В педагогическом произведении князя Владимира Мономаха «Поучение детям» прослеживается зарождение идеи нравственно-эстетического воспитания личности. Автором произведения раскрывается внутренняя красота человека, его поступков (гуманность, уважение к старшим, трудолюбие, приветливость, отзывчивость), даются советы детям как жить, как вести себя, противопоставляются примеры безобразного в человеческих отношениях красоте и гармонии окружающей среды, добродетельных поступков. Следует отметить, что эстетическое воспитание детей в эпоху Средневековья носило религиозный характер. Внимание церкви сосредотачивалось на борьбе с природными недостатками ребенка путем привлечения их к пению молитв, чтению религиозных текстов, рассмотрению иконописи, использование же разнообразных праздников и развлечений осуждалось, как наследие язычества [8, с.194].

Дальнейшее развитие проблемы эстетического воспитания школьников прослеживается в отечественной педагогической мысли XVII — XVIII вв. Так, важность осуществления воспитания, начиная с раннего возраста ребенка, отмечал в своих педагогических трудах «Книжица вопросов и ответов», «Букварь языка словенского», проповедях «Обед душевный», «Вечеря душевная» и других известный мыслитель и литератор Симеон. С целью всестороннего развития личности ребенка он рекомендовал родителям привлекать ребенка к активному ручному труду, к рукоделию и другим занятиям. Выдающийся педагог Епифаний Славинецкий особую роль в развитии детей отводил детским играм, пению, слушанию музыки. В своем произведении «Гражданство обычаев детских» он подает правила для воспитателей и родителей по воспитанию нравственно-эстетического поведения детей [1, с.329].

Вопросы воспитания детей с раннего возраста поднимал в своих произведениях известный философ, просветитель-гуманист, писатель Г. Сковорода. Педагог одним из первых подчеркивал необходимость осуществления воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Он утверждал, что в каждом ребенке с рождения заложены задатки способностей, склонностей, учет которых является важным условием всестороннего развития личности. В своих поэтических произведениях философ раскрывал воспитательное воздействие природы, музыкального и изобразительного искусства на формирование у ребенка эстетических чувств, вкуса, умения наслаждаться красотой жизни и природы [10, с.168].

Прогрессивные идеи по эстетическому воспитанию детей были внедрены в теорию и практику российской педагогики в конце XVIII века известным просветителем Н. Новиковым. Он одним из первых в истории русской педагогики начал рассматривать эстетическое воспитание как составляющую всестороннего развития личности. В трактате «О воспитании и наставничестве детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благосостояния» М. Новиков дает рекомендации по осуществлению умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Следует отметить, что среди различных средств эстетического воспитания детей просветитель предпочтение оказывал художественной литературе. Именно под его редакцией опубликовался первый образовательно-воспитательный журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» [8, с.38].

Конец XIX — начало ХХ века характеризуется разработкой отечественной концепции школьного воспитания, открытием, по инициативе общественных деятелей, различных обществ и объединений детских учебных учреждений. Вопросами эстетического воспитания детей занимались в эти времена выдающиеся отечественные педагоги В. Верховинец, Н. Лубенец, С. Миропольский, С. Русова, Е. Свентицкий, Е. Тихеева и другие.

Одной из важнейших задач воспитания детей известный педагог Н. Лубенец считала именно эстетическое развитие ребенка. Она отмечала, что деятельность должна быть направлена на то, чтобы «открыть детям двери в мир прекрасного и искусства» [4, с.27]. Особое внимание она уделяла привлечению школьников к созданию эстетической среды путем украшения помещения цветочными композициями, картинками, собственными творческими работами, а также соблюдением аккуратности в одежде и прическе.

Внимание следует обратить и на то, что весомым средством эстетического воспитания личности отечественные педагоги (В. Верховинец, С.Миропольский, С. Русова, Сумцов, Е. Тихеева, К. Ушинский и другие) считали именно народное искусство. Они призвали воспитателей к тому, чтобы учебно-воспитательный процесс опирался на национальные ценности и традиции родного народа. В частности С. Русова подчеркивала важность воспитания школьников на «родном материале прекрасного, ума, эстетики возрастного творчества», поскольку он способствует творческому развитию ребенка [8, с.9].

Важно отметить, что процесс поиска обновления путей эстетического воспитания школьников в этот период происходил под влиянием теории «свободного воспитания», основными положениями которой было опровержение формального обучения и старых традиционных методов, а также отрицание руководящей роли воспитателя. При таком подходе, художественное творчество детей рассматривалось лишь как их самостоятельная деятельность, а основная функция педагога в этом процессе сводилась к предоставлению «помощи» естественному развитию ребенка [10, с.8–9]. Особенно ярко идеи «свободного воспитания» и преувеличение возможностей художественно-творческого развития школьников нашли свое отражение в детской изобразительной деятельности.

Значительный вклад в изучение вопросов детского творчества при изобразительной деятельности было сделано Е. Флериной. В ее книге «Эстетическое воспитание дошкольника» представлены данные наблюдений за психологическим и эстетическим развитием ребенка во время рисования и анализа содержания и форм их рисунков [9].

Интересные мысли по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки выражала М. Румер. Педагог считала целесообразным предоставлять детям свободу в выборе песен для разучивания. Она рекомендовала разучивать песни с детьми с голоса, без музыкального сопровождения, аргументируя это тем, что именно таким образом песня помогает ребенку лучше чувствовать себя, развивает интонационно [7, с. 14–15].

Изучение и обобщение научно-педагогических источников свидетельствует о том, что на протяжении второй половины ХХ века происходил интенсивный поиск путей эстетического развития детей. Отечественные педагоги направляли свое внимание на исследование вопросов детского художественного творчества, развитие эстетического восприятия школьников, разработку методик музыкального воспитания, рисования, лепки, аппликации, конструирования, ознакомления с художественной литературой, природой в учебных заведениях.

В аспекте исследуемой проблемы отметим, что ученые рассматривали эстетическое воспитание как процесс формирования у детей эстетического восприятия, эмоционального отношения, способность видеть прекрасное в жизни и искусстве, желание самостоятельно участвовать в преобразовании окружающего, привлечении их к художественной деятельности и развитию художественных и творческих способностей [3, с. 13–14].

В соответствии с этим были определены и конкретные задачи эстетического воспитания в учебных заведениях, которые предусматривали систематическое развитие у детей эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений, привлечение школьников к деятельности в области искусства, воспитание у них потребности и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формирование у детей начальных основ эстетического вкуса, подведение их к оценке наиболее доступных явлений жизни и искусства, развитие у них художественно-творческих способностей. [3, с. 135].

Отметим, что отечественными учеными и педагогами подчеркивалась необходимость реализации задач эстетического воспитания детей в учебно-воспитательном процессе как средствами действительности (эстетическое отношение к природе, труду, быту и общественным взаимоотношениям), так и средствами искусства (музыка, живопись, литература, прикладное и театральное искусство) [3].

В ходе научного поиска также установлено, что педагоги с целью развития у детей эмоциональной сферы, эстетических чувств, воспитания любви к родному краю особое значение придавали природе. Так, Н. Ярышева в процессе обогащения детей эстетическими впечатлениями важную роль отводила естественном окружению. Она придерживалась мнения Е. Тихеева, считавшего природу высоким эстетом, представляющим формы, цвета, материалы в том гармоничном соотношении, в той вечной красоте, которые ей одной доступны. Н. Ярышева призвала рассматривать природное окружение не только как средство эстетического воспитания, но и как его первоисточник. Поэтому она рекомендовала особое внимание направлять на создание эстетического разнообразного среды в учебных заведениях. Ею были выдвинуты следующие условия обогащения детей эстетическими впечатлениями, как наличие соответствующей среды, способной вызывать положительные эмоции, и целенаправленное руководство работой по формированию эстетических представлений. При этом педагог отметила, что воспитателям важно не только обращать внимание детей на красоту и совершенство природы, но и каждый раз подавать новую информацию с глубоким эстетическим проникновением [12].

Одним из влиятельных средств развития эстетических чувств у детей считалась и игровая деятельность. Значительные усилия отечественных ученых, методистов, отделов народного образования направлялись на разработку вопросов воспитания школьников в процессе игры.

В ходе научного поиска нами было установлено, что в процессе развития эстетических вкусов и художественных способностей подрастающего поколения отечественные педагоги значительную роль отводили художественной литературе. Согласно этому, на протяжении второй половины ХХ века деятельность ученых и педагогов (Д. Белецкий, А. Богуш, Г. Жуковская, Н. Карпинская, А. Лещенко, Г. Лоза, Е. Лукина, Н. Орланова, В. Сухомлинский и др.) направлялась на изучение особенностей восприятия школьниками содержания и идей произведений, положительных и отрицательных героев сказок и реалистических произведений, отдельных приемов художественного изображения, специфику воспитательного воздействия художественных произведений на детей и тому подобное.

Выдающийся педагог В. Сухомлинский, придавал большое значение художественной литературе и искусству для эстетического воспитания детей. Он отмечал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя к прекрасному, переживает наслаждение» [6, с.544]. Педагог признавал книгу главной духовной ценностью, важнейшим источником знаний, поэтому формирование у детей чувства красоты художественных образов он рекомендовал начинать с раннего возраста. При этом среди различных литературных жанров предпочтение В. Сухомлинский отдавал именно сказке как источнику детской мысли, эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств.

Любимым литературным жанром детей Ж. Гасанова считает сказку, которая, по ее мнению, является своеобразным средством их воспитания и обучения. Педагог отметила, что школьников важно не только привлекать к прослушиванию сказок, но и к самостоятельному созданию фантастических сюжетов. Так, по ее мнению, овладение детьми умениями сочинять сказки, а именно: создавать сюжеты на основе комбинации элементов своих знаний и представлений, планировать творческую работу, использовать соответствующие языковые средства (художественный зачин, повторение, поговорки, пословицы, рифмовки) возможно только при последовательных систематических занятиях под руководством учителя [10].

На особое влияние устного народного творчества, художественной литературы на осознание детьми прекрасного в действительности, в творческом труде, героических поступках людей, в природе указывает и В. Максимова. Она отмечает необходимость тщательного отбора литературных произведений для школьников и определяет требования к их использованию в учебно-воспитательном процессе [5].

Заслуживает внимания и тот факт, что в детском репертуаре одно из ведущих мест занимает именно народная песня, которая отличается напевностью и красотой мелодии, большой влиятельной силой образного языка, краткостью художественной формы, точностью и простотой средств музыкального выражения и удобством для исполнения. Поэтому отечественные педагоги отмечали необходимость использования образцов народного творчества, малых фольклорных форм в эстетическом воспитании детей. Они отмечали, что в детском фольклоре доходчиво передаются сохраненные народом национальные культурные ценности, в нем отражен оптимизм, он является источником бодрости, жизненных сил, народной морали и народной мудрости.

Важную роль в музыкально-ритмическом воспитании школьников Г. Энхжаргал отводит народным танцам и хороводам. Педагог отметил, что в них выражены чувства и обычаи разных народов, поэтому разучивание разнообразного народного танцевального материала с детьми будет способствовать как их эстетическому воспитанию, так и формированию у них чувства патриотизма и национального достоинства [11].

Среди различных видов искусства отечественные педагоги особую воспитательную роль отводят изобразительному искусству как одному из влиятельных средств развития у детей эстетического восприятия, эмоций и чувств, творчества, формирования художественного вкуса, активизации процесса познания, воспитания положительных черт характера.

Таким образом, изучение и анализ эстетико-теоретических разработок и практической деятельности прогрессивных ученых, философов, педагогов прошлого позволил сделать вывод, что истоки идеи эстетического воспитания детей зародились еще во времена античности и получили развитие в мировой педагогической мысли на протяжении всего развития общества, заложив основу для дальнейшей разработки и усовершенствования проблемы эстетического воспитания детей в педагогической мысли второй половины ХХ века.

Литература:

1.      Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV — XVII вв. [Текст] / [сост. С. Д. Бабашин, Б. Н. Митюров]. — М.: Педагогика, 1985. — 363с.

2.      Гасанова, Ж.Т. Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников [Текст] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2013. — № 1 (22). — С. 32–35.

3.      Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР [Текст] / Н. И. Киященко. — М.: Искусство, 1971. — 160с.

4.      Лубенец, Н.Д Воспитание и народная школа [Текст] / Н.Д Лубенец — Русская школа. — 1913. № 12. — С. 21–43.

5.      Максимова, В.Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников [Текст] // Образование и саморазвитие. — 2012. — Т. 5. № 33. — С. 83–88.

6.      Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1977. — Т. 3: Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — 1977. — 670 с.

7.      Егоров, С. Ф. Введение в историю педагогики [Текст] / С.Ф Егоров, СФ, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — М.: Академия, 2001. — 319с.

8.      Чувашев, И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России [Текст] / И.В Чувашев. — М.:Учпедгиз, 1955.- 370с.

9.      Флёрина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е. А. Флёрина. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 319 с.

10.  Эстетическое воспитание [Текст] / [Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казаков и др.]; под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1978. — 207с.

11.  Энхжаргал, Г. Народная музыкальная культура в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Научная перспектива. — 2011. — № 2. — С. 72–73.

12.  Ярышева, Н. Эстетическое воспитание в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ярышева. — М., 1978. — С. 12–13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle