Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 11.07.2015

Статья просмотрена: 1321 раз

Библиографическое описание:

Шульц, Е. Г. Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике / Е. Г. Шульц. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8561/ (дата обращения: 11.12.2024).

Традиции эстетического воспитания личности уходят своими корнями в глубину веков. Вопросы эстетического воспитания ребенка с первых лет его жизни занимали видное место в философии Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона, Квинтилиана и других мыслителей древности.

Зарождение в Древней Греции идеи о важности воспитания ребенка, в частности эстетического его аспекта, было связано, прежде всего, с развитием идеи семейного воспитания, целью которого было воспитание физических сил ребенка, чувства красоты и формирование традиционных моральных принципов. В трактате «Государство» Платон отмечал, что родители должны воспитывать чувства ребенка от рождения, чтобы «формировать душу детей быстрее, чем тело руками» [2 С. 96]. Эстетическое воспитание философ рассматривал как основу духовного развития личности. Целесообразными средствами такого воспитания он считал музыкальное искусство, литературу (поэзия, рассказы, сказки) и игровую деятельность. Платон для эстетического развития ребенка, придавал значение созданию вокруг него эстетической среды. Жилье, в котором находится ребенок, он рекомендовал украшать статуями, картинами, дорогими тканями.

По утверждению древнегреческих философов, в частности Аристотеля, именно школьный период особенно важен в формировании личности, способной к восприятию и приумножению культурных ценностей общества. С целью обеспечения гармоничного развития ребенка, его умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания он рекомендовал использовать различные игры в сочетании с художественными рассказами и музыкой. Но в процессе эстетического воспитания важную роль Аристотель отводил именно музыкальному искусству, поскольку оно влияет на психику, эмоциональное состояние человека и очищает душу от всего негативного. Поэтому он настаивал на обязательном использовании музыки во время преподавания предметов, изучаемых детьми.

В эпоху Средневековья главная образовательная цель заключалась в необходимости воспитания религиозного человека, поэтому дети с раннего возраста привлекались к искусству, в основном, через чтение соответствующей религиозной литературы на латинском языке, пение молитв, псалмов, религиозных песен. Характерной для этого времени стала борьба с «греховным началом» человека. В связи с этим было запрещено использовать так называемую «светскую музыку», различные игры и развлечения в процессе воспитания детей [4].

В эпоху Возрождения возникла идея возрождения античного идеала гармонически развитого человека. Представители этой эпохи (Л. Альберти, Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень и др.) отмечали необходимость гуманного отношения к ребенку в процессе интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности. Особое внимание художники уделяли развитию природных сил и творческих способностей детей, а также созданию благоприятных условий для осуществления эстетического воспитания в различных образовательных учреждениях. Так, в школе «Дом радости», которую открыл в 1424 г. итальянский педагог-гуманист Витторино да Фельтре, значительное внимание уделялось эстетическому оформлению интерьера учебного помещения, для учебно-воспитательной работы с детьми привлекались художники, педагоги-музыканты, танцоры.

Прогрессивные и кардинально новые идеи относительно эстетического воспитания детей получили активное развитие в педагогической мысли эпохи Просвещения благодаря плодотворной деятельности выдающегося чешского педагога Я. Коменского. Им впервые с учетом возрастных особенностей было разработано содержание эстетического воспитания детей. В произведении «Материнская школа», педагог подчеркивал необходимость повседневного развития у детей эстетических чувств путем привлечения их к слушанию музыки, пению (псалмов, священных гимнов), игре на детских музыкальных инструментах (барабанах, бубенчиках, дудочках, флейтах), ознакомлению с художественной литературой (сказками, мифами, стихами религиозного и поучительного содержания), занятиям по рукоделию и искусству (конструирование из камней, лепка из глины, аппликация, рисование), различным играм. В процессе эстетического воспитания Я. Коменский значительную роль отводил родителям, которые должны быть образцом эстетической воспитанности для собственных детей [10].

Проблема эстетического воспитания детей раннего возраста занимала также видное место в творчестве французского просветителя Ж. Ж. Руссо. Он подчеркивал, что эстетическое воспитание, которое осуществляется средствами искусства, народного литературного творчества, природы, в значительной степени влияет на формирование характера ребенка и развитие его духовной красоты. Особое значение Ж. Ж. Руссо придавал взаимосвязи эстетического с физическим воспитанием, в процессе которого происходит гармонизация отношений ребенка с природой, людьми, формируются эстетически-нравственные качества личности.

Освещая проблемы эстетического воспитания детей, целесообразно обратить внимание на деятельность выдающихся теоретиков и практиков западноевропейской педагогики конца ХVIII — первой половины XIX века Г. Оуэна, И. Песталоцци, Г. Спенсера, Ф. Фребеля. Так, выдающийся английский педагог Г. Оуэн, подчеркивая влияние средств искусства на развитие эстетического восприятия, эмоциональности, эстетического вкуса, творческих способностей личности, рекомендовал родителям и воспитателям привлекать детей к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) [10].

Герберт Спенсер рекомендовал родителям с целью развития эстетического мышления, воображения, фантазии ребенка, начиная с детства, замечать и поддерживать все творческие порывы ребенка, его желание рисовать, наблюдать природные явления и т. д.

Швейцарский педагог И. Песталоцци подчеркивал необходимость осуществления эстетического воспитания детей, начиная с раннего возраста. Для развития эмоционально-чувственной сферы, фантазии у детей он отводил роль играм на природе, во время которых малыши учатся замечать и понимать живописность природных явлений, и художественной литературе, что способствовало формированию у них чувства красоты родного языка.

Важная, с позиций нашего исследования, роль в развитии проблемы эстетического воспитания детей, принадлежит известному немецкому философу начала ХХ века, основателю вальдорфской педагогики Р. Штайнеру. Принципиальной основой обучения и воспитания вальдорфской педагогики является познание природы человека, что выступает целью и смыслом всего педагогического процесса и позволяет рассматривать ребенка как часть Вселенной. Направленность на воспитание всесторонне развитой личности, формирование у ребенка целостной картины мира определили и особенности эстетического воспитания по этой системе, основным принципом которой можно назвать «жизнь в искусстве».

Эстетическое воспитание рассматривалось Г. Штайнером в неразрывной связи с национальными традициями. Содержание занятий строилось с учетом исторических, культурных особенностей немецкого народа, его искусства, обычаев, фольклора. Характерной особенностью вальдорфских заведений было создание атмосферы для свободного творческого развития ребенка.

Таким образом, анализ процесса развития исследуемой проблемы в истории зарубежной педагогики свидетельствует о том, что эстетическому воспитанию детей философы, ученые, педагоги придавали значение еще с античных времен.

В России развитие идеи эстетического воспитания детей имело свои особенности, обусловленные культурно-образовательными традициями народа. В Киевской Руси эстетическое воспитание детей с раннего возраста осуществлялось на принципах народной педагогики путем использования фольклорного материала (легенды, предания, сказки, обрядовые песни, думы). Особое значение для эстетического развития детей имели народные игры и праздники, которые уже в этот период, распределялись по возрастным особенностям детей дошкольного и школьного возраста.

Николай Иванович Новиков одним из первых в истории русской педагогики начал рассматривать эстетическое воспитание как составляющую всестороннего развития личности. В трактате «О воспитании и наставничестве детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благосостояния» он дает рекомендации по осуществлению умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Следует отметить, что среди различных средств эстетического воспитания детей просветитель предпочтение отдавал художественной литературе. Именно под его редакцией опубликовался первый образовательно-воспитательный журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» [7].

Дальнейшее развитие проблемы эстетического воспитания школьников прослеживается в отечественной педагогической мысли XVII — XVIII вв. Мыслитель и литератор Симеон, отмечал в своих педагогических трудах, важность осуществления эстетического воспитания, начиная уже с раннего возраста ребенка, «Книжица вопросов и ответов», «Букварь языка словенского», проповедях «Обед душевный», «Вечеря душевная» и других. С целью всестороннего развития личности ребенка он рекомендовал родителям привлекать ребенка к активному ручному труду, к рукоделию и другим занятиям [14].

Конец XIX — начало ХХ века характеризуется разработкой отечественной концепции школьного воспитания, открытием, по инициативе общественных деятелей, различных обществ и объединений детских учебных учреждений. Вопросами эстетического воспитания детей занимались в эти времена выдающиеся отечественные педагоги В. Верховинец, Н. Лубенец, С. Миропольский, С. Русова, Е. Свентицкий, Е. Тихеева и другие.

Так, Е. И. Тихеева считала, что ничто не должно мешать развитию у детей природных эстетических чувств. Она доказывала, что эстетическое воспитание не должно превращаться в обучение, в упражнения по технике искусства, а должно углублять чувство прекрасного у детей, пробуждать в их душах эстетические эмоции, способствовать их творческому развитию. К основным средствам эстетического воспитания педагог относила музыкальное и изобразительное искусства, художественное слово, природу, подвижные игры.

Некоторые вопросы организации музыкального воспитания детей были остро дискуссионными. Так, В. Шацкая отмечала, что музыкой необходимо заниматься не по расписанию, а в моменты возвышенного настроения: «... в детском саду пение и вообще музыка не должны принимать форму урока. Это должны быть моменты детской радости, моменты приятных волнений, моменты чутких и интимных настроений и прекрасного общения детей со взрослым человеком» [8].

М. Румер считала целесообразным предоставлять детям свободу в выборе песен для разучивания. Она рекомендовала разучивать песни с детьми без музыкального сопровождения, аргументируя это тем, что именно таким образом песня помогает ребенку лучше чувствовать себя, развивает интонационно.

Процесс поиска обновления путей эстетического воспитания школьников в этот период происходил под влиянием теории «свободного воспитания», основным положением которой было опровержение формального обучения и старых традиционных методов, а также отрицание руководящей роли воспитателя. При таком подходе, художественное творчество детей рассматривалось лишь как их самостоятельная деятельность, а основная функция педагога в этом процессе сводилась к предоставлению «помощи» естественному развитию ребенка.

Таким образом, изучение и анализ эстетико-теоретических разработок и практической деятельности прогрессивных ученых, философов, педагогов прошлого позволили сделать вывод, что истоки идеи эстетического воспитания детей зародились еще во времена античности и получили развитие в мировой педагогической мысли на протяжении всего периода развития человеческого общества, заложив основу для дальнейшей разработки и усовершенствования проблемы эстетического воспитания детей в педагогической мысли второй половины ХХ века.

Изучение и обобщение научно-педагогических источников свидетельствует о том, что на протяжении второй половины ХХ века происходил интенсивный поиск путей эстетического развития детей. Отечественные педагоги направляли свое внимание на исследование в учебных заведениях вопросов детского художественного творчества, развитие эстетического воспитания школьников, разработку методик музыкального воспитания, рисования, лепки, аппликации, конструирования, ознакомления с художественной литературой, природой.

Уделяя внимание художественному развитию воспитанников, А. С. Макаренко придавал большое значение эстетическому воспитанию. Педагог неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками красивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается [6 С.47].

В работе по искусству С. Т. Шацкий отводил обязательную роль и педагогу, у которого должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве. В. Н. Шацкая выдвинула идею эстетического воспитания, охватывающую все формы жизни и деятельности школьников. Она создала теорию эстетического воспитания средствами музыки, музыкального образования, считала, что эстетическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего [8].

Эту мысль поддерживал во всей своей практической деятельности В. А. Сухомлинский. За долгие годы наблюдений за детьми в разных сферах их деятельности он сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы, коллективизма. В эстетическое воспитание В. А. Сухомлинский включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное, творить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В. А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Много внимания в эстетическом воспитании детей, он уделял художественной литературе и искусству. Он говорил: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя к прекрасному, переживает наслаждение» [11 С.187.]. Педагог признавал книгу главной духовной ценностью, важнейшим источником знаний, поэтому формирование у детей чувства красоты художественных образов он рекомендовал начинать с раннего возраста. При этом среди различных литературных жанров предпочтение В. Сухомлинский отдавал именно сказке как источнику детской мысли, эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств.

Отметим, что отечественными учеными и педагогами подчеркивалась необходимость реализации задач эстетического воспитания детей в учебно-воспитательном процессе разными средствами (эстетическое отношение к природе, труду, быту и общественным взаимоотношениям; (музыка, живопись, литература, прикладное и театральное искусство).

А. Застава и Л. Одерий отмечали, что оформление учебного учреждения является необходимой составляющей становления у детей вкуса. Именно поэтому организация окружающей среды требует творческого и квалифицированного подхода. Педагоги существенной эстетической характеристикой предметной среды быта считали единство эстетических признаков и элементов. Значительное внимание они рекомендовали уделять цвету и свету как одним из основных компонентов в архитектурно-художественном оформлении интерьера.

Н. Ярышева в процессе обогащения детей эстетическими впечатлениями отводила роль естественному окружению. Она придерживалась мнения Е. Тихеевой, считавшей природу высоким эстетом, представляющим формы, цвета, материалы в том гармоничном соотношении, в той вечной красоте, которые ей одной доступны. Н. Ярышева рассматривала природное окружение не только как средство эстетического воспитания, но и как его первоисточник. При этом педагог отметила, что воспитателям важно не только обращать внимание детей на красоту и совершенство природы, но и каждый раз подавать новую информацию с глубоким эстетическим проникновением. Она рекомендовала особое внимание направлять на создание эстетической разнообразной среды в учебных заведениях. Ею были выдвинуты следующие условия обогащения детей эстетическими впечатлениями: как наличие среды, способной вызывать положительные эмоции, (оформление школы произведениями искусства, которые не только украшают помещения, но и способствуют художественному воспитанию детей, формированию у них эстетического вкуса, расположение их связывается с общим оформлением интерьера, гармонией цветов и возможностями пространства) [12].

Г. Марочко предполагала, что формирование у детей эстетических чувств и ценностных представлений происходит во время ознакомления их с природой. Она считает, что эстетическая ценность природы — ее растительный мир, который всем своим внешним видом дает наслаждение людям [5].

Мы разделяем позицию педагога. По нашим наблюдениям, такие формы как, проведение экскурсий для детей в лес, парки, скверы, зоопарки, в оранжерею, фруктовый сад, на луга, к водоемам воспитывают у детей любовь к природе, к родному краю, знакомят их с эстетическими ценностями посещаемых мест, обращая внимание учащихся на новые цветы на клумбе, расположение ветвей на деревьях, на красоту неба на закате, предлагают полюбоваться красивыми пейзажами: инеем, снегопадом, ледоходом т. п. Весной и летом школьники приносят из леса и парков цветы (фиалки, подснежники и др.) и высаживают их на школьных клумбах, а так же разнообразный природный материал (шишки, желуди, каштаны, улитки, камни, кору деревьев и др.) для изготовления из него поделок.

Важно, что первоначальное восприятие у школьников, как отмечала Г. Марочко, основывается на эмоциональном компоненте личности ребенка, в дальнейшем оно углубляется и обогащается на основе знаний, однако, эстетическая оценка преобладает на всех его этапах, хотя и по-разному. При этом она подчеркивала, что на начальном этапе эстетические впечатления детей проявляющиеся в словах «красивый», «некрасивый», «нравится», «не нравится», не всегда ими осознаны и больше передают их эмоциональное состояние. В дальнейшем, по мнению педагога, эти чувства рационально превращаются в осознание ценности предмета или явления, и тогда процесс эстетического восприятия приобретает аналитический характер [5].

Педагогами Т. Пагута, В. Андросона, Н. Зубаревой, Л. Компанцевой и др. природное окружение рассматривалось как важный фактор воспитания у детей интереса и любви к искусству, обучения их пониманию выразительных средств его различных видов и выработки у них художественного вкуса. Как, утверждала Т. Пагута, успешному решению многих воспитательных задач, связанных с формированием эстетического отношения к действительности, способствует именно взаимопроникновение различных средств выразительности при сохранении ведущего мотива — непосредственных эстетических впечатлений от окружающей природы. В своих взглядах она опиралась на исследования В. Андросова, Н. Зубаревой и Л. Компанцевой, которые рассматривали процесс понимания художественного образа как процесс «наложения» уже сложившихся впечатлений на объект восприятия [9].

Изучение результатов исследований Д.Белецкого, Г. Жуковского, А. Лещенко, Г. Лоза, Е. Лукина, В Сухомлинского и др. и наш педагогический опыт показывают, что в развитии эстетических чувств у детей значительное место занимает воспитание школьников через ознакомление их с национальными традициями, обрядами, устным народным творчеством, бытом народа.

В ходе научного поиска нами было установлено, что в процессе развития эстетического вкуса и художественных способностей подрастающего поколения отечественные педагоги значительную роль отводили художественной литературе. Согласно этому, на протяжении второй половины ХХ века деятельность ученых и педагогов (Д. Белецкий, А. Богуш, Г. Жуковская, В. Зубань, Н. Карпинская, А. Лещенко, Г. Лоза, Е. Лукина, Н. Орланова, В. Сухомлинский и др.) направлялась на изучение особенностей восприятия школьниками содержания и идей произведений, положительных и отрицательных героев сказок и реалистических произведений, отдельных приемов художественного изображения, специфику воспитательного воздействия художественных произведений на детей и тому подобное.

Так, В. Зубань делала акцент на том, что художественная литература является одним из средств эстетического воспитания школьников. Педагог подчеркивала, что при чтении произведений перед детьми раскрываются красота и сила языка, его богатый смысл, выразительность и музыка слова, красота ритма. Вместе с этим она замечала, что в процессе ознакомления с разнообразной художественной литературой школьники учатся видеть прекрасное в характере и поступках людей, замечать удивительные явления в природе, а именно: разнообразие и красоту форм жизни в растительном и животном мире, оттенки различных цветов в природе, живописность пейзажей уголков родной природы, а также учатся бережно относиться к ней.

Ж. Гасанова определяет сказку, одним из любимых литературным жанром для детей. Сказка, по ее мнению, которая, является своеобразным средством их воспитания и обучения. Педагог отметила, что школьников важно не только привлекать к прослушиванию сказок, но и к самостоятельному созданию фантастических сюжетов. Овладение детьми умениями сочинять сказки, а именно: создавать сюжеты на основе комбинации элементов своих знаний и представлений, планировать творческую работу, использовать соответствующие языковые средства (художественный зачин, повторение, поговорки, пословицы, рифмовки) возможно только при последовательных систематических занятиях под руководством учителя [1].

Народная песня занимает одно из ведущих мест в детском репертуаре, которая отличается напевностью и красотой мелодии, большой влиятельной силой образного языка, краткостью художественной формы, точностью и простотой средств музыкального выражения и удобством для исполнения. Поэтому отечественные педагоги отмечали необходимость использования образцов народного творчества, малых фольклорных форм в эстетическом воспитании детей. Они утверждали, что в детском фольклоре доходчиво передаются сохраненные народом национальные культурные ценности, в нем отражен оптимизм, он является источником бодрости, жизненных сил, народной морали и народной мудрости.

На основе вышесказанного ясно, что эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием ребенка и оказывает на него существенное влияние. Эстетическое воспитание важно в окружении человека: его одежде, манере поведение, речи, жестах и т. д. Дальнейшее изучение и творческое использование опыта предыдущих лет значительно обогатит и улучшит процесс эстетического воспитания и, таким образом, обеспечит развитие творческого потенциала подрастающего поколения способствовать духовному и культурному его росту.

 

Литература:

 

1.      Гасанова, Ж.Т. Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников [Текст] / Ж. Т. Гасанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2013. — № 1 (22). — С. 32–35.

2.      Диалоги [Текст]: пер.с древнегреч. / — Харьков: Фолио, 1999. — 383 с.

3.      Егоров, С. Ф. Введение в историю педагогики [Текст] / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — М.: Академия, 2001. — 319 с.

4.      Идеи эстетического воспитания [Текст] / под ред. В. П. Шестаковой. — М.: Искусство, 1973. — 407 с.

5.      Марочко, Г. С. Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к природе [Текст] / Г. С. Марочко // дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1993. — 229 с.

6.      Макаренко А. С. «Педагогическая поэма» / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская — М.: ИТРК, 2003. — 736 с., илл.

7.      Новиков Н. И. Избранное [Текст] / Н. И. Новиков. М.: Правда, 1983. 512 c.

8.      Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого [Текст] / Сборник статей Составитель Ю. В. Новикова; Под редакцией В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина.- М.: «Педагогика», 1976

9.      Пагута, Т.И. Природа как средство эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Т. И. Погута // Вектор науки - 2013. — № 1 (12). — С. 174–177.

10.  Сакулина, Н. П. Из истории эстетического воспитания [Текст] / Н. П. Сакулина.- Просвещение, 1957. — № 11. — С. 21–28.

11.  Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1977. — Т. 3: Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — 1977. — 670 с.

12.  Ярышева, Н. Эстетическое воспитание в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ярышева. — М., 1978. — С. 12–13

13.  Симеон Полоцкий [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://starbel.narod.ru

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, эстетическое воспитание детей, ребенок, художественная литература, педагог, ранний возраст, природа, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, физическое воспитание.

Похожие статьи

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Похожие статьи

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект