Библиографическое описание:

Цветкова О. А. Психолого-педагогические основы методики обучения // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 445-447.

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Ключевые слова:учебно-воспитательная деятельность, познавательные психические процессы, личностно ориентированное обучение, сознание, характер.

Текущий век прогнозируется как время развития гуманитарных наук о человеке. К человекознанию относятся психология и педагогика как науки, раскрывающие закономерности, принципы организации и механизмы учебно-воспитательной деятельности на разных этапах жизни человека. Психолого-педагогическая подготовка — обязательное условие любого вида социальной деятельности, но, прежде всего, профессиональной деятельности учителя.

Область психологии в процессе обучения включает следующие профессиональные направления: познавательные психические процессы и их регулирование; язык и сознание; эмоции, их формы и функции; личность и личностно-ориентированное обучение; мотивация в структуре личности; характер; деятельность и способности личности; общение.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы внешней среды, но также внутренний мир личности, называются познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о себе самом. Эти знания в свою очередь являются тем фактором, который определяет поступательное движение личности. При этом деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер. Феноменальным здесь является то, что предметное содержание, изучаемой дисциплины, полностью умещается в человеческом сознании. Загадка заключается в том, что образ мира создается на основе впечатлений, получаемых с помощью чувств и ощущений соприкасающегося с окружающей действительностью человека. Сенсорные способности обучаемых являются тем экраном, на который проецируется весь мир, т. е. единственным средством и источником, с помощью которого воспринимается и строится сознательный образ окружающей реальности. В этой связи можно указать на необходимость внедрения в учебный процесс средств и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.

Основными познавательными психическими процессами являются ощущение, восприятие, мышление, память, имеющие определенную эмоциональную окраску. Итогом познавательной психической деятельности становится понимание изучаемого.Следовательно, до тех пор, пока отношения и связи в каких-либо изучаемых объектах не будут понятыучеником, их отражение в его психике размещается на сенсорном уровне. Исходным условием для достижения понимания является предметная деятельность учащихся (совместные действия с предметом) и общение.То есть, понимание достигается не созерцанием, но деятельностью, которая по выражению выдающегося отечественного психолога и философа С. Л. Рубинштейна «как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем». Признаком начала мысли учащегося является «понимание непонятного».

Очевидной и неоспоримой данностью человека является его сознание. Сознание — это своеобразная сцена, на которой разворачивается человеческая жизнь. Сознание человека выражается системой знаков — языком. Поэтому полное понимание какого-либо явления, его осознание наступает только тогда, когда оно выражается в словесной форме языком. Речь, говорил отечественный психолог Л. С. Выготский, — это коррелят сознания, то есть речь не является сознанием, но соответствует его содержанию. Следовательно, чем богаче человеческий язык, тем содержательнее его сознание. Отсюда втекает необходимость постоянного устного диалога учителя с учениками.

Неотъемлемой частью человеческой (и, прежде всего, детской) психики являются эмоциикак пристрастное переживание жизненного смысла или ситуации. Ученик может последовательно переживать эмоциональные реакции, эмоциональное состояние и эмоциональные отношения. Реакции имеют скорость, качество и знак (положительный или отрицательный). Отсюда у школьника возникает настроение, связанное с текущими удачами или неудачами. При этом чувства, испытываемые учеником, выражают его эмоциональные отношения. Эмоции выполняют очень важные функции, оказывающие активизирующее или, напротив, депрессивное влияние, тем самым, повышая или понижая эффективность познавательных психических процессов. При этом учителю необходимо всегда помнить, что эмоции — это индивидуальная сфера человека.

Человек одновременно является индивидомиличностью. При этом индивидом человек рождается, но личностью — становится. Поэтому важнейшая задача педагога — формирование человеческой личности посредством усвоения и воспроизводства обучаемым социального опыта. При этом учитель в психологии личности должен руководствоваться парадигмой «от социального к индивидуальному». Это движение обусловлено многими факторами внутреннего и внешнего порядка. В итоге личностно-ориентированного обучения у школьника формируются необходимые социальные качества, гарантирующие позитивное мышление и положительное отношение к окружающему миру.

В процессе обучения, в поведении и общении школьников непременно проявляются их устойчивые индивидуальные психические особенности. Они составляют характер личности. Характер в динамическом смысле выражает отношение жизни к действию, то есть характер — это форма подвижной экзистенции, адаптация потребностей человека к определенному способу существования данного общества. Характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. При этом свойства характера проявляются в предрасположенности конкретного индивида к определенному «типовому» поведению, соответствующему его характеру. Следовательно, характер одновременно является и впечатлением о личности. Именно здесь проявляется значительное единство человеческого характера с научной картиной мира и учебно-воспитательными задачами. Поэтому разделение педагогической деятельности и человеческого характера является недопустимым.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В. А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle