Психологические основы личностно-ориентированного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Юсупова Ф. М. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 861-863. — URL https://moluch.ru/archive/108/26034/ (дата обращения: 23.07.2018).



 

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, причем инновации все больше приобретают статус генерального индикатора культурного развития. Условием прогресса становится готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни общества и принятию нового как ценности.

В условиях современной цивилизации реформирование образовательной системы стало насущной проблемой во многих странах мира. По данным ЮНЕСКО, основной причиной явилась необходимость воспитания человека с новым, глобальным мышлением, способного активно участвовать в социально-культурном процессе, изменяя себя и окружающую действительность.

По традиционным психолого-педагогическим представлениям, развитие человека ограничивается двумя трактовками: как естественный процесс — созревание и рост органических структур, и изменение их функций и как искусственная, специально организуемая деятельность развивания деятельность по формированию культуросообразных способностей.

Образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных, родовых способностей. Современная образовательная практика — это практика развивающего, личностно-ориентированного, свободного образования. Только с помощью личности педагога ориентированное образование способно стать личностно ориентированным. Интегральные характеристики личности — профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость — являются психологической основой, необходимой во всех профессиональных видах деятельности. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Важным является и то, что образ профессии как необходимое и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ во многом был связан с конкретными людьми и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладалконкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. То есть профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как его существенная часть.

Количество абитуриентов вузов сознательно и увлеченно выбравших свою будущую профессию, оказывается небольшим, да и часть из них идеализируют свою профессию, не представляют, каким объемом знаний, в том числе и по фундаментальным дисциплинам, они должны овладеть. Эта начальная стадия становления профессионала — выбор профессии — оказывает определяющее влияние на всю его жизнь.

Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает число физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Профессионал, в отличие от специалиста, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессией в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию.

Профессиональная направленность — система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает знания, учения, навыки, а также способы м приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Другими словами, это гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур (культура общения, навыки социального поведения).

В модели профессионального развития человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Такое качество дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным конструктором своего настоящего и будущего. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

Результаты проведенных экспериментальных исследований убедительно показали, что модель адаптивного поведения специалиста является в настоящее время типичной для нашего общества и неконструктивной на всех стадиях профессионального функционирования. Способ выбора профессии абитуриентом существенно сказывается на качестве обучения студента. Если будущая профессия выбрана осознанно, то у студента есть сильная мотивация. А «сильная мотивация рождает сильную волю». Такой студент преодолеет все трудности, возникающие на пути изучения фундаментальных дисциплин, если поймет, что они необходимы для овладения профессией.

Наличие профессиональной мотивации, активности студента и благоприятных условий в процессе обучения способствуют повышению качества приобретаемых им знаний, умений и навыков. Преподаватель является проводником культуры духовной, профессиональной, общечеловеческой. Его педагогические технологии и модели общения для обучающихся — образцы, которые они, усвоив, понесут в социум, где будут их тиражировать. Поэтому велика ответственность преподавателей и значимость педагогических технологий для социальных процессов.

Преподаватель — носитель и проводник профессиональной и общечеловеческой культуры.Современное высшее образование, в том числе и техническое, еще не преодолело инерцию отождествления образования с обучением. Оставляя за пределами педагогических технологий воспитание, развитие и саморазвитие, преподаватель высшей школы обрекает эти процессы на случайный результат, нарушая целостность педагогического процесса. Квалификация преподавателя вуза складывается не только из его профессионализма, но и из интуиции и умения применять на практике психолого-педагогические знания: создавать и реализовывать определенные модели и технологии, обеспечивающие целостность и единство процессов воспитания, обучения, развития и саморазвития личности выпускника вуза.

Если при этом в преподавателе «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; если он прекрасный лектор (определяет необходимый темп лекции, обладает искусством речи, артистизмом, юмором, выдержкой, чутьем улавливает состояние утомленности аудитории); если интересно строит семинарские занятия; может быстро ответить на любые вопросы студентов как профессионального, так и непрофессионального характера (из области искусства, политики, философии, истории, литературы) и увязать со своим предметом; умеет подойти индивидуально и доброжелательно, неравнодушно к обучению и проблемам своих студентов, формируя их способности к творчеству, т. е. умеет строить учебный процесс, исходя не «от себя», а от личности студента, то можно надеяться, что поставленные цели будут достигнуты, а личность преподавателя-профессионала и его общечеловеческая культура останутся навсегда в умах и сердцах его студентов.

 

Литература:

 

  1.              Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Митиной; Акад. пед. и соц. наук, Моек, психол.-соц. ин-т. — Москва: МПСИ: Флинта, 1998. — 179 с.
  2.              Щербаков Э. Л. Основы философских знаний: Учебное пособие. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2000. -134 с.
  3.              http://fiercest.ru/lection/psihologicheskoe-soprovozhdenie-vy-bora-professii/
  4.              http://hr-portal.ru/article/lichnostnoe-i-professionalnoe-razvitie-cheloveka-v-novyh-socialno-ekonomicheskih-usloviyah
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессия, общечеловеческая культура, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная направленность, сильная мотивация, развитие.


Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Фактически профессиональная направленность является одним из психологических механизмов развития личности и ее профессионального самосознания, представляя собой осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

- с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

мотив, педагогический вуз, профессиональная мотивация, студент, учебная деятельность, профессиональная мотивация студентов, выбор профессии, Изучение мотивов, знание, эффективное развитие.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Таким образом, профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и в дальнейшем получает свое развитие внутри предприятия.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Фактически профессиональная направленность является одним из психологических механизмов развития личности и ее профессионального самосознания, представляя собой осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

- с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

мотив, педагогический вуз, профессиональная мотивация, студент, учебная деятельность, профессиональная мотивация студентов, выбор профессии, Изучение мотивов, знание, эффективное развитие.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Таким образом, профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и в дальнейшем получает свое развитие внутри предприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Фактически профессиональная направленность является одним из психологических механизмов развития личности и ее профессионального самосознания, представляя собой осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

- с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

мотив, педагогический вуз, профессиональная мотивация, студент, учебная деятельность, профессиональная мотивация студентов, выбор профессии, Изучение мотивов, знание, эффективное развитие.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Таким образом, профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и в дальнейшем получает свое развитие внутри предприятия.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Фактически профессиональная направленность является одним из психологических механизмов развития личности и ее профессионального самосознания, представляя собой осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

- с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

мотив, педагогический вуз, профессиональная мотивация, студент, учебная деятельность, профессиональная мотивация студентов, выбор профессии, Изучение мотивов, знание, эффективное развитие.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Таким образом, профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и в дальнейшем получает свое развитие внутри предприятия.

Задать вопрос