Автор: Джалолова Дилафруз Фаттаховна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 30.04.2016

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Джалолова Д. Ф. Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1105-1107.



Современный этап развития российского общества рельефно отражается на всех преобразованиях системы образования, которые носят в настоящее время необратимый характер и характеризуются переменой педагогических парадигм, обновлением содержания. Современные образовательные концепции приобретают все более четко выраженную личностную направленность. Это находит свое отражение в инновационных идеях гуманизации и гуманитаризации, ориентации на развитие личности ученика, на создание возможностей для ученика занимать не просто активную, но и субъектную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы, выявляя и развивая свои уникальные возможности, формируя индивидуальность. Таким образом, школа, иные образовательно-воспитательные учреждения испытывают острую потребность в педагоге, способном воспитывать людей трудолюбивых, нравственных, предприимчивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельному выбору сферы деятельности, принятию ответственных решений на основе усвоенной и принятой в качестве регуляторов собственной жизнедеятельности системы общегуманных ценностей, основ мировой, региональной и национальной культуры. Вероятно, в первую очередь он должен сам обладать такими качествами.

Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке учителя. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г». определяется качественно новый уровень подготовки учителей в учреждениях профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшение системы профессионального образования и «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, происходят рост самостоятельности, формирование личностных свойств, усложнение внутреннего мира, а с другой стороны, усиливается ориентация на группу, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные связи. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки, у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности. В самооценку включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Наличие положительной самооценки, самоуважения является необходимым условием нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым переживаниям, преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверия, упрямства.

Анализ существующей практики подготовки учителей в педагогическом вузе и образовательных учреждениях среднего профессионального образования показывает, что она осуществляется на основе личностно ориентированного подхода, которое способствует развитию педагогического мышления у преподавателей в личностно ориентированной педагогической деятельности, которая включает: осознание специфики этой деятельности, связанной с созиданием личности учителя; осознание себя в этой деятельности как носителя духовных коллизий своего воспитанника; содействие его становлению как уникальной личности и главной ценности; понимание им педагогического процесса как поиска и реализации личностно ориентированной ситуации, результативность которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Однако при более детальном знакомстве с материалами обнаруживается, что учитель готовится к преподаванию специального предмета на основе традиционной «знаниевой» модели образования.

Таким образом, характер подготовки учителей обусловил возникновение принципиального противоречия между системой профессиональной подготовки учителя на основе личностно ориентированного образования, развитием индивидуально-творческого характера его работы и его неготовностью реализовать их в своей будущей педагогической деятельности.

Обнаруживается также противоречие между необходимостью модернизации процесса обучения в контексте личностной ориентации и недостаточной разработанностью педагогической технологии, которая позволяет реализовать это новое содержание. Многочисленные исследования по проблемам педагогических технологий, которые проведены учеными только за последнее десятилетие, посвящены в основном школьным технологиям, но почти нет технологических разработок, ориентированных на педагогическую подготовку самого учителя.

Развитие профессионального мышления менеджера в системе дополнительного профессионального образования следует осуществлять с использованием методов проблемного обучения, положительными моментами которых являются: активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. При таком подходе решающим становится не массив основания, а его гибкость, не количество информации, а способность к новым побегам на основе базисных знаний».

Современная педагогика переживает период переосмысления подходов, отказ от устоявшихся традиций и стереотипов подготовки будущих специалистов педагогической сферы деятельности. Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствования используемых педагогических технологий, последующее развитие которых связано с реализацией современной концепции образования и профессиональной подготовки. Существенным признаком современных инновационных процессов в образовательной сфере является их педагогическая технология — соблюдение последовательности этапов внедрения нововведений. Владение инновационными технологиями становится общей и приоритетной потребностью рынка подготовки специалистов, определяет формирование профессиональными умениями и необходимыми качествами будущих педагогов, таких как творческий подход к организации профессиональной деятельности, системное видение, направленность на успех. Среди технологий, которые активно применяются в педагогической теории и практике, можно выделить традиционные и инновационные. Их сравнительный анализ позволяет выделить как позитивные, так и негативные стороны.

Преимуществам традиционных технологий можно отнести: научность (ошибочных знаний быть не может, могут быть только неполные); организационная четкость педагогического процесса, постоянное идейно-эмоциональное влияние личности преподавателя; оптимальные расходы ресурсов при массовом обучении; упорядоченная, логически структурированная подача учебного материала, ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение); доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; осознание заданий и активность. Применение технологий формирования творческой личности дает возможность студентам самостоятельно, активно осваивать свою будущую профессиональную деятельность. Главным заданием подготовки является создание атмосферы творчества, раскрытия возможностей каждого, поиск современных форм и методов учебно-познавательной деятельности.

Одной из актуальнейших проблем при переходе современной системы образования в личностную парадигму является субъективация педагогического процесса, транслирование личностных гуманистических ценностей от учителя ученику. Это возможно только при условии продуктивной организации педагогического взаимодействия, а именно его проектировании. Педагогическое взаимодействие как непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами образования, включая как казуальные, так и причинно-следственные. В связи с этим оно является ведущим фактором, который обуславливает личностное становление ученика. Проектирование взаимодействия с учеником позволяет актуализировать личностный опыт учащихся, развить личностные функции, как учащихся, так и учителя, способствовать личностному росту всех субъектов взаимодействия. Таким образом, взаимодействие — это то пространство, та плоскость, в которой происходит личностное развитие участников педагогического процесса.

Анализ эмпирических данных, полученных исследователями за последние годы, показывает, что в массовой педагогической практике устойчиво сохраняется формальный характер взаимодействия: 83,3 % учителей осуществляют взаимодействие на основе субъект — объектных отношений. Таким образом, обучение проектированию личностно ориентированного взаимодействия должно войти в образовательную программу педагогических учебных заведений.

В исследованиях педагогов, психологов и при анализе массовой практики до сих пор отмечаются недостатки в подготовке учительских кадров, включающие:

‒ ориентацию, в основном, на традиционную методическую систему, основанную на репродуктивном характере усвоения учителями знаний, умений, навыков;

‒ незначительную вариативность самостоятельного поиска решения педагогических проблем; недостаточную ориентацию на личность, ее мотивационную сферу;

‒ формальный характер призывов к осуществлению гуманного подхода к ребенку и низкий уровень педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами, не обеспечивающий становления гуманной педагогической позиции учителя.

Характер взаимодействия преподавателей и обучающихся в образовательном процессе нередко остается традиционным. По-прежнему обучающиеся редко включаются в построение собственного образовательного пути, а формы их взаимодействия с преподавателями остаются фронтальными и личностно не сориентированными. Это заставляет ученых вновь возвращаться к вопросам эффективности обучения на новом этапе развития педагогической науки.

В современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов- — М., «Владос», 2005 г.
  2. Федосеева А. Е. Особенности самооценки личности старших школьников. «Инновации в технологиях и образовании».VI Международная научно-практическая конференция.Сборник статей.Белово, 2013.
  3. Ерошин В. И. Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений. Дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2003. 215 с.
  4. Подмазин С. И. Личностно-ориентированное образование. Социально-философское исследование. — Запорожье: Просвита, 2000. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического процесса, профессионального образования, педагогического взаимодействия, системы образования, педагогической деятельности, дополнительного профессионального образования, ориентированного взаимодействия, подготовки учителей, педагогической подготовке учителя, ориентированной педагогической деятельности, будущей педагогической деятельности, педагогической сферы деятельности, развития личности, педагогической позиции учителя, уровень педагогического взаимодействия, организации педагогического взаимодействия, развитие личности ученика, недостаточной разработанностью педагогической, созиданием личности учителя, педагогических технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос