Библиографическое описание:

Рослякова С. В. Закономерности и принципы процесса формирования познавательной компетентности у современных подростков // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 414-417.

В статье представлены выявленные автором в процессе теоретического анализа закономерности формирования познавательной компетентности подростков и разработанные принципы, отражающие практическую направленность вскрытых закономерностей.

Ключевые слова:познавательная компетентность, закономерность, принцип, формирование.

Готовность подрастающего поколения к непрерывному образованию как требованию информационного общества зависит во многом от сформированной познавательной компетентности, которая дает возможность самостоятельно и эффективно учиться и переучиваться, с легкостью менять профессии и сферы деятельности. Формировать данную компетентность актуальнее в школьном возрасте, когда происходит становление основ учебной и познавательной деятельности, но при этом особое внимание этому процессу необходимо уделять в подростковом возрасте, поскольку приоритетной становится сфера межличностного общения, а учеба отходит на второй план.

Учитывая актуальность проблемы формирования познавательной компетентности у современных подростков, в данной статье мы решили поднять вопрос об определении ключевых положений процесса формирования данной компетентности, от которых зависит эффективность решения проблемы. С нашей точки зрения ими должны стать закономерности и принципы, так как именно закономерности способны отразить особенности исследуемого процесса, и принципы — раскрыть процедуры оперирования с объектом исследования на практике.

Проанализировав различные подходы ученых к формулировке закономерностей и принципов [2; 3; 5 и др.], мы решили их разработать в соответствии с пониманием сущности категорий «закон», «закономерность», «принцип»; ключевого феномена «познавательная компетентность», идеями выбранных методологических подходов и выявленных источников процесса на современном этапе его становления.

Взяв за основу определения и характеристики понятий «закономерность» и «принцип», данные В. А. Сластениным [3], под закономерностью процесса формирования познавательной компетентности подростков мы решили рассматривать повторяющуюся существенную связь явлений в этом процессе, отражающую объективно существующую зависимость между условиями его протекания и результатом, определяющую направления в его развитии, поиске путей повышения эффективности. Принципы организации процесса формирования познавательной компетентности у современных подростков мы определили как основные требования к его реализации на практике, отражающие протекание выявленных закономерностей данного процесса, связанные с его сущностью, условиями и путями оптимизации.

Чтобы выявить закономерности процесса формирования познавательной компетентности подростков, мы решили учесть ряд моментов: 1) закономерность — явление объективно существующее, но ее выявление связано со взглядом автора на основные аспекты и пути решения проблемы [5]; 2) закономерность должна раскрывать взаимодействие и движение исследуемого явления как «самодвижение»; фиксировать качественную устойчивость и повторяемость явления не только в коротком, но и длительном периоде времени; отражать существенные признаки явления и его структуры в четко оформленных выражениях, в определениях и понятиях [1, c. 12]; закономерности можно классифицировать в зависимости от понимания сущности исследуемого явления или процесса, его обусловленности от объективно существующих факторов и путей эффективного решения [5].

Согласно отмеченным выше моментам, в процессе формирования познавательной компетентности подростков мы выделили три закономерности — атрибутивную (сущностную), обусловленности и эффективности. Рассмотрим их.

Атрибутивных закономерностей внашем исследовании две. Первая отражает понимание сущности формирования познавательной компетентности как процесса становление субъектности подростка в познавательной деятельности и необходимости построения его таким образом, чтобы это личностное образование формировалось на основе признания учащимся значимости познавательной деятельности, ее ценности для учебного настоящего и профессионального будущего. Данная закономерность связана с выбранным для исследования аксиологическим подходом и звучит следующим образом:воснове формирования познавательной компетентности лежит признание подростком познания как ценности-цели.

Вторая атрибутивная закономерность раскрывает связь между ключевым феноменом концепции — познавательной компетентностью как результатом, деятельностью учителя и деятельностью подростка на основе освоения механизмов познавательной деятельности, ее целостной структуры. Закономерность является проекцией системно-деятельностного подхода, выражается в следующем: формирование познавательной компетентности осуществляется в процессе присвоения подростком целостной структуры познавательной деятельности и завершается становлением субъектности в ней.

Выделенные атрибутивные закономерности процесса формирования познавательной компетентности подростков должны реализоваться через ряд принципов, к которым мы отнесли принципы субъектности, целенаправленности и формирования ценностных ориентаций, бинарности.

Принцип субъектности отражает ключевую ориентацию процесса формирования познавательной компетентности, связан с его пониманием как процесса становления подростка в качестве субъекта познания. Данный принцип строится на идее развивающего обучения, теории учебной деятельности, где ученик признается субъектом собственной деятельности, саморазвивающимся существом в процессе восхождения от субъекта отдельных учебных действий к целостной структуре учебной деятельности (А. Г. Асмолов) [4] и самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности как показателя самости в ней. Реализация принципа предполагает развитие личности учащегося и перевод его в позицию субъекта учения, способного осуществлять познавательную деятельность осознанно и успешно и на этой основе строить себя как личность.

Принцип целенаправленности и формирования ценностных ориентаций предполагает совместное движение учителя и учащихся к цели — достижению высокого уровня познавательной компетентности. Деятельность учителя направлена на становление у учеников субъектности, выражающейся в инициативном приобретении учащимися умений, навыков и опыта познавательной деятельности; формирование самостоятельности и активности в ней. От деятельности учителя требуется создание условий для позитивных изменений в качестве учебно-познавательной деятельности учеников, в ценностном отношении к ней, в знаниях об ее эффективном осуществлении. Этот принцип направлен на формирование такой ценности познавательной деятельности, как готовность к самосовершенствованию и непрерывному образованию как способу жизни.

Принцип бинарности отражает системную сущность процесса формирования познавательной компетентности, предполагает понимание его как двустороннего процесса, в котором встречаются две деятельности — учителя и учащегося. Реализация принципа предусматривает обязательную согласованность и взаимообусловленность действий участников процесса, в котором они выполняют не только присущие им функции, но и дополняют друг друга, оказывают взаимопомощь, реализуют идею «встречных усилий» (А. С. Белкин). Характер деятельности определяется ее двусторонностью — это совместно-разделительная, управляюще-самоуправляемая деятельность. Кроме того, учитывается ориентация на приоритет деятельности ученика, кардинальная смена понимания сущности процесса обучения как процесса создания условий, сопровождения ученика, а учения — как самоопределения подростка и его личностного отношения к знанию и осуществляемой познавательной деятельности. Учитель должен снизить до минимума реализацию информационной функции — передачи знаний, а стать в истинном смысле «менеджером» учебно-познавательного процесса, предоставляя максимум свободы подростку в работе со знанием. При этом должна деятельность учителя иметь стимулирующий характер: постоянная активизация познавательной деятельности учеников, учитывающая стремление подростков к самостоятельности.

Закономерность обусловленности устанавливает связь между результатом и необходимыми условиями реализации процесса, связана с факторами, оказывающими на процесс формирования познавательной компетентности подростков непосредственное влияние. Эти факторы определяют саму возможность деятельности по формированию познавательной компетентности, а также её содержание и результат. Мы отметили зависимость формирования познавательной компетентности подростков от требований современной социокультурной ситуации, изменений, произошедших в подростке, его отношения к учебной и познавательной деятельнсоти. Учитывая сказанное, закономерность обусловленности звучит следующим образом: возможность процесса формирования познавательной компетентности у современных подростков обеспечивается учетом социокультурных и личностных факторов.

К принципам, которые являются обязательными для протекание процесса формирования познавательной компетентности подростков, мы отнесли, согласно выявленной закономерности, принципы социокультурной обусловленности и личностно ориентированной направленности.

Принцип социокультурной обусловленности требует учета объективно существующих условий развития общества и сложившихся показателей культуры, которые определяют требования к системе образования, его содержанию, выпускнику школы как члену информационного общества. Согласно данному принципу процесс формирования познавательной компетентности у современных подростков должен строиться в соответствии с требованиями информационного общества, отраженными в социальном заказе, к личности, умеющей работать с огромным количеством информации, осуществлять ее поиск, «инъектировать» в собственную деятельность и др. В то же время принцип социокультурной обусловленности предполагает отражение в реализации самого процесса социального контекста, в котором протекает жизнедеятельность подростков.

Принцип личностно ориентированной направленности. По мнению А. М. Новикова, одна из главных дидактических проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика [36]. Это касается и процесса формирования познавательной компетентности как подпроцесса развития личности, становления его познавательной самостоятельности и состоятельности. Данный принцип требует компетентно-ориентированного сопровождения процесса, учета возрастных особенностей современных подростков и индивидуальных характеристик учеников, дифференциации и индивидуализации. Принцип предполагает предоставление подросткам оптимальных условий для создания пространства учебного и социального позиционирования с целью развития способности к проектированию личностно значимой познавательной деятельности в настоящем и будущем.

Закономерностьэффективности связана с совершенствованием процесса формирования познавательной компетентности и определением факторов, влияющих на его результативность. Эффективность этого процесса, с нашей точки зрения, прежде всего зависит от специально созданной образовательной среды: чем шире возможности среды, тем больше возможностей для становления субъектности подростка в познавательной деятельности, его саморазвития и самореализации. В процессе формирования познавательной компетентности большие возможности приобретает среда, имеющая познавательно-развивающую направленность. Эта среда включает два уровня образования — общее и дополнительное, каждое их которых играет свою роль в организованном процессе: общее образование отвечает более за становление целостной структуры познавательной деятельности, основных ее механизмов (действий, умений и навыков), дополнительное образование создает основу для мотивационной поддержки и практико-ориентированной направленности процесса формирования познавательной компетентности. Каждый уровень среды обладает своими преимущественными возможностями в управлении процессом формирования подростка как субъекта самоуправляемой познавательной деятельности, но только их совокупное использование создает условия для его оптимального протекания. Относительно сказанного закономерность эффективности звучит следующим образом: эффективность процесса формирования познавательной компетентности подростков зависит от создания познавательно-развивающей среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования.

К числу принципов, реализация которых позволит сделать процесс эффективным, мы отнесли принципы средовой обусловленности, тьюторского сопровождения, активизации познавательной деятельности, ориентированные на интеграцию общего и дополнительного образования.

Принцип средовой обусловленности определен субъектно-средовым подходом и предполагает создание познавательно-развивающей среды для оптимизации условий формирования личности подростка, компетентной в познавательной деятельности. Эта среда должна иметь развивающую практико-ориентированную направленность и характеризоваться целевой установкой на деятельностную составляющую образовательного процесса. Данный принцип предполагает: а) организацию образовательного пространства, в котором осуществляется педагогическое сопровождение процесса становления компетентной в познании личности за счет включения подростка в практико-ориентированную деятельность как рамках учебного процесса, так и на занятиях в объединениях дополнительного образования; разработку специальной системы практико-ориентированных заданий проектного типа; моделирование деятельностных форм, методов, технологий обучения; использование в сочетании коллективных и индивидуальных форм практической деятельности учащихся, направленных на формирование умений учиться и опыта самостоятельной познавательной деятельности; в) создание единого познавательного пространства за счет интеграции возможностей общего и дополнительного образования в формировании познавательной компетентности подростков. Реализация данного принципа позволит расширить цели, содержание, формы организации познавательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, создать условия для построение подростком индивидуального образовательного маршрута; разработать интегрированные педагогические технологии формирования познавательной компетентности; сформировать новый стиль отношений педагогов и подростков. Потенциал реализации данного принципа заключается в создании условий для системы непрерывного многоуровневого общего образования.

Принцип тьюторского сопровождения познавательной деятельности подразумевает развитие деятельности преподавания в рамках интегрированной образовательной среды, которая реализуется учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования на основе общих целей, интегрированных программ образования и интеллектуального развития подростков, технологий совместной деятельности и диагностики оценки достижений в познавательной деятельности, учитывающих их возрастные особенности, индивидуальные наклонности и потребности. Сущность заключается в смене позиции педагога с информирующей, назидательной на консультирующую, направляющую, облегчающую процесс познания, освоения технологий познавательной деятельности.

Принцип активизации познавательной деятельности связан с разработкой механизмов учения и познания, свойственных подросткам и учитывающих зону их ближайшего познавательного развития, с использованием всего разработанного к настоящему времени арсенала средств её стимулирования, а также технологий развития самоуправлемой деятельности познания.

Реализация обозначенных выше принципов, с нашей точки зрения, позволит сделать процесс формирования познавательной компетентности подростков целенаправленным, а деятельность учителя результативной и эффективной.

Подводя итог сказанному в статье, отметим, что выявленные закономерности и сформулированные принципы являются центральным компонентом наших теоретических представлений о реализации процесса формирования познавательной компетентности подростков, определяющих научность положений и выводов и позволяющих отразить совокупность важнейших внутренних свойств исследуемого процесса, выявить факторы, лежащие в основе его функционирования и влияющие на его эффективность, связать теорию с практикой.

Литература:

1.         Кочетов, А. И. Педагогическое исследование: учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей / А. И. Кочетов. — Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1971. — 178 с.

2.         Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. — М.: Изд-во Эгвес, 2005. — 176 с.

3.         Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В А. Сластенина: в 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч.1. — 288 с.

4.         Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

5.         Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle