Библиографическое описание:

Крылова М. А. Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 489-491.

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства студентов, 2) незрелость личности многих студентов даже к моменту окончания вуза, хотя духовно-нравственное воспитание возможно лишь при высокоразвитой личности самого воспитателя, 3) недооценка студентами роли теоретической подготовки.

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, формирование личности, система эмоциональной регуляции, субъект совместной деятельности, субъект индивидуальной деятельности, инновационные методы подготовки.

Задача подготовки студентов, будущих педагогов, к работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников остается очень актуальной в современной высшей школе. Социально-экономические реформы и кризисы последних десятилетий во всем мире обострили необходимость подготовки подрастающего поколения к нравственному выбору. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (приказ № 788 от 22 декабря 2009 г.) соответствующие компетенции сформулированы в очень завуалированном виде. Среди общекультурных компетенций есть лишь ОК-3 (способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества). Но такая формулировка остается очень размытой и предполагает, очевидно, лишь нормативное предписание нравственного поведения для педагога, но не направленность на обучение воспитанников такому поведению.

Тем не менее, в вузах осознают необходимость подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников. Анализ сайтов, форумов, рабочих программ преподавателей, выступлений на круглых столах и конференциях показывает, что в педагогических вузах используются как традиционные, так и инновационные формы, отражающие специфику конкретных проблем общеобразовательной школы и психологических особенностей современной молодежи 16–20-ти лет.

Следует отметить, что под духовно-нравственным воспитанием в светских образовательных учреждениях понимается процесс «формирования взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок» [2], [3], [6]. Авторы справедливо отмечают, что духовно-нравственное воспитание всегда связано с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Составляющими данной системы взглядов на мир в нашей стране традиционно считаются нравственные ценности (добро, долг, верность, благодарность, отзывчивость, милосердие), нравственные чувства (стыда, сострадания, долга, любви), нравственная воля (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к совершенствованию внутреннего мира); нравственное поведение (уважение старших, служение Отечеству). Таким образом, с психологической точки зрения, основная цель духовно-нравственного воспитания — формирование личности в процессе воспитания.

Механизм формирования личности, с нашей точки зрения, заложен в системе эмоциональной регуляции человека. Оригинальная модель этой системы была предложена известным отечественным психологом В. В. Лебединским [5]. С точки зрения этого автора, человек как любое живое существо, выбирает те способы поведения, которые сопровождаются положительными эмоциями, ощущением комфорта, чувством благополучия и удовольствия. При этом ощущение удовольствия, комфорта, удовлетворения, удовольствия — это результат работы разных уровней работы системы эмоциональной регуляции, в которой задействованы как биологические (с первого по третий уровень), так и социальные механизмы (четвертый уровень). Наиболее значим в становлении личности именно четвертый уровень: человек получает удовольствие не от личного благополучия, а от того, что комфортно другим. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом», — писал А. Н. Радищев.

Система воспитания разных стран и эпох свидетельствует о том, что мастерство воспитателя во многом зависит от его умения воздействовать на разные уровни личности воспитанника, изменяя ее тем самым и добиваясь определенных поступков, устойчивых моделей поведения. В таблице 1 представлены механизмы и методы воспитательных воздействий.

Таблица 1

Механизмы и методы воспитательных воздействий

Уровень личности

Механизм воздействия

Примеры методов

Уровень общественного мнения

Авторитет значимого человека

Личный пример, совет, просьба, поощрение или наказание значимым лицом

Уровень разумного восприятия и мышления

Логическое мышление

Объяснение, убеждение, рассказ, пояснение, инструктирование

Уровень условных рефлексов (привычек)

Разрушение нежелательной привычки или формирование желательной привычки

Переключение на другую деятельность, отвлечение или упражнение, приучение повторение с положительным стимулированием

Уровень инстинктов (безусловных рефлексов)

Страх боли, инстинкт самосохранения

Наказание и поощрение, устрашение, запреты, игра, создание условий безопасности

В таблице 1 отражена надстройка уровней личности человека от наиболее простого (биологического) — нижняя строчка таблицы — к сложному (возникающему благодаря жизни в обществе) — верхняя строчка. Эффективность воспитания зависит от того, насколько грамотно и последовательно педагог работает с личностью, учитывая доминирующий в настоящее время уровень воспитанника и стимулируя появление следующего.

Важно отметить, что педагога, осуществляющего воспитательную деятельность, в отечественной педагогике и психологии рассматривают как субъекта индивидуальной деятельности и субъекта совместной деятельности с другими учителями, родителями учеников, самими учениками. Педагог как субъект совместной деятельности воздействует опосредованно, в основном через уровень общественного мнения. При этом методы воздействия субъектов совместной деятельности всегда богаче, разнообразнее, чем индивидуального субъектов. Связано это с тем, что механизмом воспитания педагогического коллектива, либо связки «учитель-родители» или «учитель-класс» является ценностно-ориентационное единство. Субъект совместной деятельности использует более широкую сеть методов воспитательного воздействия, потому что задействованы механизмы влияния на разные уровни человека, как самостоятельной личности, так и представителя какой-либо группы.

Вместе с тем, многие современные студенты выросли в условиях отсутствия социально одобряемой совместной деятельности и творческих объединений (будь то дворовая футбольная команда, коммунарский отряд и т. д.). Поэтому как показывают опросы, проведенные нами в разных высших образовательных учреждениях среди студентов, будущих педагогов, многие из них ориентированы на личный успех, на индивидуальную деятельность, а не совместную. Однако добиться результатов в формировании личности подрастающего поколения можно только при сочетании индивидуального воздействия и совместной деятельности.

Кроме того, воспитание эффективно, если у самого воспитателя доминирует высший уровень, за счет чего он приобщен к нравственным ценностям, чувствам, воле и поведению. Именно это условие и является наиболее парадоксальным при подготовке студента 16–20 лет, будущего педагога к работе по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении. Социально-экономические реформы, экономические и культурные кризисы, нестабильность на рынке труда, сильнейшая зависимость от работодателей привели к изменению базовых ценностей ряда представителей современной молодежи. Некоторые исследователи (Апраксина Н. Д. [1], Косырев В. Н. [4], Утенков А. В. [7] и др.), отмечают, что патриотизм, гражданская позиция, коллективизм и социальная ответственность сменились обособленностью, индивидуализмом, карьеризмом, узким практицизмом. Появилась тенденция быть грамотным потребителем или дельцом, но не созидателем, производителем, первооткрывателем. В связи и этим многим представителям современной студенческой молодежи присущи такие негативные тенденции как: учебно-профессиональный негативизм, инфантилизм, отсутствие профессионального и личностного самоопределения (что свидетельствует о незрелости личности с точки зрения возрастных норм).

Итак, выявлено три крупные проблемы, ограничивающие эффективность подготовки студента, будущего-педагога, к осуществлению духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении:

1)   воспитательная деятельность эффективна как совместная, но большинство студентов, будущих педагогов, не имеет достаточного позитивного опыта выполнять социально значимую деятельность сообща и ориентированы на индивидуальную деятельность, поэтому не владеют соответствующими способами поведения;

2)   духовно-нравственное воспитание основано на формировании личности подрастающего поколения и требует высокоразвитой личности самого воспитателя, вместе с тем личность многих студентов даже к моменту окончания вуза незрела;

3)   формирование личности индивидуальным субъектом воспитательной деятельности строится по принципу постепенного стимулирования уровней эмоциональной регуляции от низшего к более высоким уровням. Это системообразующий фактор всего процесса воспитания, усвоив который, человек сможет варьировать выбор методов, приемов, форм воспитательного воздействия, а не просто воспроизводить шаблоны деятельности эффективных учителей, готовые рецепты. Вместе с тем, многие студенты ориентированы именно на получение готовых рецептов поведения для будущей деятельности и недооценивают роли теоретической подготовки.

Литература:

1.                  Апраксина Н. Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе. — Автореферат дис. … канд. пед. наук. — М., 2008. — 23 с.

2.                  Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Электронный ресурс] // Вера и Время. Религиозные ценности и современная система образования. — Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения к документу: 05.02.2014)

3.                  Емельянова И. Н. Воспитательная деятельность вуза: мифы и реальность [Электронный ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. — 2010. — № 5. — Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1209/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения к документу: 10.09.2013).

4.                  Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. — 2009. — № 11. — С.138–143

5.                  Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: Альфа, 1990. — 173 c.

6.                  Манулов Е. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестн. университета Рос. академии образования. — 2003. — № 1(19). — С. 36–68.

7.                  Утенков А. В. Психологические детерминанты развития учебно-профессионального инфантилизма студентов педвуза//Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 6. — С. 30–34



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 12–06–00792а.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle