Библиографическое описание:

Редчук Р. А. Особенности формирования готовности будущих специалистов по документоведению к профессиональному взаимодействию в сфере социальных коммуникаций // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 512-514.

В статье указано, что формирование готовности будущих специалистов по документоведению к профессиональному взаимодействию в сфере социальных коммуникаций ориентировано на подготовку личности, способной творчески мыслить, саморазвиваться, воспринимать, создавать и внедрять новое. Автор акцентирует внимание на том, что это профессия работников-интеллектуалов, которые владеют процессами создания, поиска, переработки, сбора, сохранения и использования документов и информации в любой сфере общественной жизни, навыками распространения информационно-документационных технологий.

Ключевые слова:готовность, будущие специалисты по документоведению, профессиональное взаимодействие, сфера социальных коммуникаций.

ХХІ век определен как век информационного общества, в котором информация рассматривается как стратегический ресурс. Основным принципом информационного общества, согласно словам известного ученого с мировым именем Норберта Винера, есть: «Действительно жить — значит жить, владея правильной информацией».

Профессиональная подготовка будущих специалистов по документоведению является новым направлением высшего образования в Украине. При этом одним из важнейших факторов поступательного развития информационного общества, которое невозможно представить без современных информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, без использования Интернет-ресурсов, фондов и массивов разнообразных документов является наличие высококвалифицированных специалистов по документоведению.

Актуальность проблемы подготовки будущих специалистов по документоведению, которые будут социально востребованными и конкурентоспособными специалистами, эффективно реализующими профессиональное взаимодействие в сфере социальных коммуникаций, обусловлена несколькими причинами. В современный период профессиональную деятельность должна ориентироваться на будущее, на новейшие достижения науки.

Существуют разные определения понятия «документоведение», однако ни одно из них не стало общепринятым. Авторы учебного пособия «Документоведение» указывают, что «документоведение — термин многоаспектный, структурно-разветвленный, который касается разных сторон документа. По этой причине термин трудно поддается однозначному толкованию» [1, с. 19]. Документоведение исследует документ как источник информации и средство социальной коммуникации.

В документоведческой сфере деятельности сущность понятия «документоведение», как указывает О. О. Карпенко, заключается «в рассматривании его как комплексной науки о документе и документно-коммуникационной деятельности, которая изучает в историческом, современном и прогностическом аспектах процессы создания, распространения и использования документных источников в обществе» [4, с. 7].

Н. В. Шигонской было определено десять стойких значений, которые характеризуют сущность категории «взаимодействие» [7]. Это — процесс взаимовлияния, действия, влияния, изменения состояния, взаимоперехода, форма социальной коммуникации, контакты, процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимообусловленности. Автором было выделено двенадцать наиболее существенных категориальных признаков: это − субъект-субъектный, целеустремленный, социальный, взаимообусловленный, динамический, взаимозаменяемый, взаимозависимый, объективный и универсальный, педагогический, непосредственный, длительный и формирующий характер. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в литературе нет четкой позиции относительно систематизации в определении понятия «взаимодействие».

Н. В. Шигонская трактует понятие «профессиональное взаимодействие» как «целеустремленный, социально-предопределенный, динамический процесс непосредственного или опосредствованного одновременного влияния субъектов друг на друга в результате выполнения определенной профессиональной деятельности, при направляющей роли субъекта, который владеет совокупностью теоретической и практической подготовки, направленной на реализацию содержания профессиональной деятельности одного и удовлетворение потребностей другого» [7].

На сегодняшний день понятие «коммуникация», как указывает Л. В. Яремчук, определяется на основе многих взаимосвязанных подходов, каждый из которых очерчивает определенную предпосылку становления, развития и функционирования социальных систем, взаимодействуя с целью накапливания и передачи социального опыта [8]. Самым распространенным является определение понятия «коммуникация» как процесса обмена информацией между двумя или больше лицами.

Анализ публикаций показывает, что в современной науке сформировалось несколько основных подходов к пониманию сущности социальной коммуникации. Представители каждого из направлений отстаивают свои позиции и сосредоточиваются на исследовании социальных коммуникаций именно через свое виденье этого процесса.

Социальная коммуникацию (англ. social communication) рассматривается как обмен между людьми или другими социальными субъектами целостными знаковыми сообщениями, в которых отображены информация, знание, идеи и эмоции, обусловленные целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм, принятых в данном обществ.

А. В. Соколов определяет понятие «социальная коммуникация» как «механизм надстройки, образования стойкой и возобновляемой согласованности» [5, с. 18]. Автор подчеркивает, что социальная коммуникация осуществляется за счет определенных знаковых систем, которые являются средством связи в обществе. Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь. Именно такая взаимопомощь делает возможной координацию действий большой сложности. В. А. Ильганаева объясняет, что определение социальной коммуникации как феноменологического эффекта дает возможность понимать его (эффект) как систему «социальных коммуникаций благодаря объединению обширной и многообразной по содержанию коммуникационной деятельности в обществе, которое становится ее объектной основой» [3, с.67].

Социальную коммуникацию Ф. И. Шарков считает предметом специальной отрасли социологии — социологией коммуникации [6, с. 53]. Автор даже называет такую отрасль «социо-коммуникация», подчеркивая ее социологический корень.

Анализ литературы показал, что понятие «социальные коммуникации» трактуется по-разному. Его определяют: как таковую систему общественного взаимодействия, которая включает определенные пути, способы, средства, принципы установления и поддержания контактов на основе профессионально-технологической деятельности, которая направлена на разработку, осуществление, организацию, усовершенствование, модернизацию отношений в обществе, складывающиеся между разными социальными институтами, где, с одной стороны, в роли инициаторов общение выступают социально-коммуникационные институты, службы, а с другой − организованные сообщества (социум, социальные группы) как полноправные участники социального взаимодействия (В. В. Ризун); как область знаний, которая изучает организационно упорядоченную систему документов, их массивы, продукты средств массовой коммуникации и информационные технологии, обеспечивающие реализацию информационных процессов при непосредственном участии членов коммуникативного процесса (О. М. Холод).

В социальной коммуникации, как считает Н. Б. Зиновьєва, документ используется в качестве канала передачи информации, потому что может передаваться от человека к человеку только в знаковой форме и является информацией только в том случае, когда имеет значение, смысл, который может быть расшифрован (декодирован) [2].

Выпускники, получившие высшее образование по специальности «Документознавство и информационная деятельность», смогут работать в таких учреждениях, организациях и службах: информационные центры (территориальные, отраслевые и отдельных предприятий и учреждений); службы делопроизводства, документационного обеспечения управления, секретариаты, канцелярии, управление делами; информационно-аналитические отделы (органов государственного управления, банковских, налоговых учреждений, органов статистики); отделы научно-технической информации, патентные отделы предприятий, организаций; учебные заведения (преподавание дисциплин документоведческо-информационного цикла); фирмы и агентства информационно-аналитического направления; отделы маркетинга предприятий и организаций; кадровые службы и др.

Ключевые положения концепции обучения будущих специалистов по документоведению должны основывается на таких принципах: 1) Поскольку развитие современных систем сбора, обработки, сохранения, поиска, распространения и использования информации проходит под воздействием «цифровизации» документов и новых информационных технологий, при обучении специалистов необходимо уделять определенное внимание техническим средствам осуществления информационных процессов. 2) Задания обучения не должны сводиться только к овладению навыками работы с компьютером для создания текстов и получение информации из сетей. Для специалиста в отрасли документоведения информация во всех ее аспектах должна стать важным компонентом профессионального мировоззрения. Специалисту по документоведению необходимо знать структуру и основные свойства семантической информации, закономерности процессов ее получения, старения, рассеивания, современные методы поиска и переработки информации, типы носителей информации, информационных систем, электронных сетей, компоненты национальной и транснациональной информационной инфраструктуры. Важно научить студентов использовать эти знания в процессе учебы и в дальнейшей деятельности. 3) В процессе обучения будущих специалистов по документоведению необходимо ориентироваться на проблемы, связанные с переходом на новые условия ведения хозяйства, новую экономическую и политическую ситуации, которые требуют комплексного информационного обслуживания органов управления. 4) Необходимо уделять определённое внимание формированию умений будущих специалистов по документоведению для подготовки аналитических обзоров, дайджестов и рефератов пользоваться сетевыми технологиями, владеть навыками работы в национальных и международных информационных сетях типа Интернет и Интранет. Такая концепция комплексной подготовки будущих специалистов по документоведению способствует формированию готовности специалистов новой формации, которые хорошо знают традиционные методы информационного обслуживания, новые информационные технологии и управление информацией на основе документно-информационных систем.

Таким образом, готовность будущего специалиста по документоведению к профессиональному взаимодействию в сфере социальных коммуникаций рассматривается как интегральная характеристика личности, которая включает наличие профессионально ориентированных знаний о коммуникационных технологиях, особенностях делового поведения, спектра умений и навыков общения, письменной и устной презентации научного и практического материала в процессе документального обеспечения управленческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих успешное построение карьеры и конкурентоспособность специалиста. Среди профессиональных функций и типичных заданий, которые должны будут выполнять будущие специалисты по документоведению в сфере социальных коммуникаций можно выделить такие: управление коммуникациями и информационными потоками в организации; разработка и интеграция коммуникационных сетей; консультации руководителей организации по вопросам информационной деятельности, информационных систем и ресурсов.

Литература:

1.                  Документознавство: курс лекцій з дисципліни «Документознавство» для студ. І — ІІ курсу вищ. навч. закл. спец. 6.020100 «Документознавство та інформаційна діяльність» [у 2-х ч.]. — Ч. 1 / уклад.: О. Ю. Малюк, Н. М. Лєсовець, Г. Ю. Есаулова; Держ. закл. «Луган. нац. ун-т імені Тараса Шевченка». — Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2013. — 166 с.

2.                  Зиновьева Н. Б. Документоведение: [учеб.-метод. пособие] / Н. Б. Зиновьева. — М.: Профиздат, 2001. — 48 с.

3.                  Ильганаева В. А. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность): словарь-справочник / В. А. Ильганаева. — Харьков: КП «Городская типография», 2009. — 298 с.

4.                  Карпенко О. О. Концепція професійного спрямування: [навч. посіб. для студ. спец. «Документозн. та інформ. діяльність»] / О. О. Карпенко. — Х.: Нац. aерокосм. ун-т «Харк. авіац. ін-т», 2008. — 48 с.

5.                  Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. — СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. — 43 с.

6.                  Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации / Ф. И. Шарков // Социологические исследования. — 2001. — № 8. — С. 53–59.

7.                  Шигонська Н. В. Філософський, психологічний, соціологічний та педагогічний аспекти сутності категорії «професійна взаємодія» / Н. В. Шигонська [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // http://eprints.zu.edu.ua/2919/1/35_42.pdf

8.                  Яремчук Л. В. Соціальна комунікація: становлення термінологічних засад галузі / Л. В. Яремчук [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/21376/1/62–599–603.pdf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle