Документный текст в профессиональной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.07.2015

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Михайлова А. Н., Ерещенко М. В. Документный текст в профессиональной коммуникации // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 596-598. — URL https://moluch.ru/archive/94/21190/ (дата обращения: 18.08.2018).

В статье рассмотрена документная особенность текстов, изображающаяся в качественных и количественных параметрах, которые отражают процессы их формирования и функционирования в составе документов.Также определяется основной объект современной документной лингвистки — документный текст, который представлен с точки зрения основных лингвистических механизмов его формирования. Выявляются проблемы определения роли документных текстов в профессиональной коммуникации. Анализируются понятия, относящиеся к документным текстам. Дается анализ изменения параметров динамической характеристики документного текста. Обозначены коммуникативные аспекты документного текста и определена сложность документного текста как лингвистического объекта.

Ключевые слова:документ, документный текст, документная коммуникация, документная информация.

 

На сегодняшний день возрастает социально-коммуникативная роль современных официально-деловых и научно-технических документов, развитие типологического разнообразия документных текстов не только формируют новое качество коммуникативно-языковой среды. Возникает необходимость в понимании различных теоретических положений и лингвистических технологий создания документного текста (далее ДТ).

Процессы в современном информационном мире приобретают все возрастающее значение в коммуникативной практике общества и отдельной личности, это обусловлено развитием делового сотрудничества внутри страны и за ее пределами.

Социально-экономические, административно-политические и организационно правовые изменения в российском обществе привели к принципиальным изменениям в структуре и параметрах документных средств.

Документный текст — особый вид текстовых объектов, который проявляется в процессе своего создания, обработки и функционирования. Результаты воздействия на документные тексты различных текстообразующих механизмов составляют совокупность интралингвистических и экстралингвистических правил построения текста, в основание которых заложены принципы унификации.

Документ рассматривается в научной литературе как материальный объект, который нужно передать из одного пункта в другой, от одного участника коммуникации другому.

Термин «коммуникация» имеет различные варианты толкования. Так, А. В. Соколов определяет коммуникацию как опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов и выделяет ее отличительные признаки:

1)      участниками коммуникации являются два субъекта, которыми могут быть как отдельный человек, так и группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация).

2)      обязательно наличие передаваемого объекта. Он может иметь или не иметь материальную форму (книга, документ, жест, подарок и т. д.);

3)      коммуникация всегда имеет цель: — перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В (транспортная или энергетическая коммуникация); сообщение друг другу смыслов, обладающих идеальной природой; передача генетической информации [3, 106с.].

Документная коммуникация (далее ДК) — это коммуникация, опосредованная между документами в социуме и построена на обмене между двумя или более потребителями информации.

Анализ ДК показывает наличие у нее всех указанных общих признаков коммуникации: участниками могут быть отдельные люди (личная переписка), группы людей — различные объединения, организации и т. д. (распорядительные, организационные и др. домкуенты.), общество в целом (книги); в процессе ДК передается информация, зафиксированная на материальном носителе, то есть наличествует передаваемый объект, имеющий материальную форму (книга, приказ, письмо и др.); ДК всегда целенаправленна (цель — сообщить необходимые сведения, донести управленческое решение, побудить к действию и т. д.) [2, 106с.].

В абсолютно любой коммуникации возможны барьеры, которые будут препятствовать передаче и получению информации:

1) технический барьер — недоступность нужных документов для реципиента (слушатель, зритель, читатель) в силу разных причин (территориальная удаленность, ограниченный доступ, отсутствие пароля для входа в базу документов и т. п.); 2) психологический барьер — непонимание реципиентом информации, содержащейся в документе (вследствие использования незнакомой терминологии, отсутствия необходимых знаний и т. п.); 3) социальные барьеры — препятствия, которые воздвигают институты ДК и управляющие органы на пути сообщения от коммуниканта к реципиенту; главным из этих препятствий является цензура — барьер, отличающий ДК от всех остальных разновидностей социальной коммуникации

Исследователи описывают разные типы коммуникации. Например, в зависимости от пространственно-временной среды выделяются: материальная коммуникация (транспортная, энергетическая, эпидемии и др.); генетическая (биологическая, видовая); психическая (внутриличностная, автокоммуникация); социальная (общественная).

По характеру участников различают следующие коммуникации: технические (обмен информационными сигналами между техническими средствами); биологические (обмен коммуникационными сигналами между животными); социальные, или общественные (обмен сообщениями в человеческом обществе) [2, 106с.].

Рассматривая документный текст как лингвистическое явление, обратимся к определению, которое представлено в работе С.П Кушнерука: в документной лингвистике текст определяется как единица письменной речи, речевое произведение, обладающее смысловой и грамматической связностью и реализующее социальную задачу автора с помощью системы реквизитов. [1, 106с.].

Неоднородность лексико-фразеологического состава ДТ возрастает под влиянием следующих факторов: многообразия субъектно-объектных отнесенностей документов, в которые входят ДТ; уровня унифицированности документа и его составляющих; размеров документных текстов; документно-лингвистической компетентности субъектов, участвующих в создании ДТ. [1, 25с.].

Задачи документного текста: информативная (предоставление информации и хранение документов); коммуникативная (обмен информацией); правовая (использование в суде в качестве письменного доказательства).

Итак, документ может рассматриваться как сложный коммуникативный инструмент, исследование которого актуально и в системе лингвистических координат. Документный текст является лингвистическим объектом, который создается по особым технологическим правилам, обладающим качественной и количественной спецификой в реализации знаковых средств, входящих в эти тексты.

Значение документного текста в профессиональной коммуникации довольно велико, поскольку документные процессы в современном информационном мире приобретают все возрастающее значение как в коммуникативной практике общества так и в развитии отдельной личности, что обусловлено формированием делового сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности внутри страны и за ее пределами.

 

Литература:

 

1.                  Кушнерук, С. П. Теория современного документного текста [Электронный ресурс]: афтореф. дис. д-р филолог. наук (10.02.19) / Кушнерук Сергей Петрович; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет».- Волгоград, 2008.- 328 с.

2.                  Саидгасанова, Э. У. Документная коммуникация как вид социальной коммуникации [Текст]/ Э. У Саидгасанова // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. — 2014. — № 3. — С. 105–109.

3.                  [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «Киберленинка»] Изд-во: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный педагогический университет — режим доступа: http://cyberleninka.ru/: свободный. (дата обращения 11.05.2015 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): документный текст, документ, коммуникативная практика общества, современный информационный мир, профессиональная коммуникация, отдельная личность, материальная форма, документная коммуникация, деловое сотрудничество, группа людей.


Ключевые слова

документ, документный текст, документная коммуникация, документная информация

Похожие статьи

Управленческая коммуникация в документообороте организации

Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная

- документы двустороннего действия (деловая и личная переписка

Итак, мы можем сделать вывод, что управленческая коммуникация в современной организации тесно связана с...

Особенности формирования готовности будущих специалистов по...

социальная коммуникация, документоведение, профессиональное взаимодействие, профессиональная деятельность, коммуникация, информационное общество, информация, документ, процесс создания, автор.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе.

Коммуникация в данной теории предстает как основное свойство всех объектов Вселенной - материальных и нематериальных.

PR-коммуникация в современном информационном обществе

PR-коммуникация в современном информационном обществе. Автор: Ланина Таисья Михайловна.

· средство управления, которое укрепляет связи, взаимопонимание и стремление к сотрудничеству между организацией и общественностью

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех

коммерческой и т. д. [7]. Т. Н. Астафурова понимает под деловым общением межличностный аспект профессиональной коммуникации [9, с.53].

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Прежде всего, текст – это коммуникативная единица.

Интенция построения текста распространяется не на задачу формирования отдельных

4. деловые и др. В зависимости от содержания текстов и от сферы коммуникации, к которой они относятся, можно выделить

Профессиональное общение как составляющая...

- продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации; наличием

- социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Управленческая коммуникация в документообороте организации

Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная

- документы двустороннего действия (деловая и личная переписка

Итак, мы можем сделать вывод, что управленческая коммуникация в современной организации тесно связана с...

Особенности формирования готовности будущих специалистов по...

социальная коммуникация, документоведение, профессиональное взаимодействие, профессиональная деятельность, коммуникация, информационное общество, информация, документ, процесс создания, автор.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе.

Коммуникация в данной теории предстает как основное свойство всех объектов Вселенной - материальных и нематериальных.

PR-коммуникация в современном информационном обществе

PR-коммуникация в современном информационном обществе. Автор: Ланина Таисья Михайловна.

· средство управления, которое укрепляет связи, взаимопонимание и стремление к сотрудничеству между организацией и общественностью

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех

коммерческой и т. д. [7]. Т. Н. Астафурова понимает под деловым общением межличностный аспект профессиональной коммуникации [9, с.53].

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Прежде всего, текст – это коммуникативная единица.

Интенция построения текста распространяется не на задачу формирования отдельных

4. деловые и др. В зависимости от содержания текстов и от сферы коммуникации, к которой они относятся, можно выделить

Профессиональное общение как составляющая...

- продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации; наличием

- социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управленческая коммуникация в документообороте организации

Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная

- документы двустороннего действия (деловая и личная переписка

Итак, мы можем сделать вывод, что управленческая коммуникация в современной организации тесно связана с...

Особенности формирования готовности будущих специалистов по...

социальная коммуникация, документоведение, профессиональное взаимодействие, профессиональная деятельность, коммуникация, информационное общество, информация, документ, процесс создания, автор.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе.

Коммуникация в данной теории предстает как основное свойство всех объектов Вселенной - материальных и нематериальных.

PR-коммуникация в современном информационном обществе

PR-коммуникация в современном информационном обществе. Автор: Ланина Таисья Михайловна.

· средство управления, которое укрепляет связи, взаимопонимание и стремление к сотрудничеству между организацией и общественностью

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех

коммерческой и т. д. [7]. Т. Н. Астафурова понимает под деловым общением межличностный аспект профессиональной коммуникации [9, с.53].

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Прежде всего, текст – это коммуникативная единица.

Интенция построения текста распространяется не на задачу формирования отдельных

4. деловые и др. В зависимости от содержания текстов и от сферы коммуникации, к которой они относятся, можно выделить

Профессиональное общение как составляющая...

- продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации; наличием

- социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Управленческая коммуникация в документообороте организации

Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная

- документы двустороннего действия (деловая и личная переписка

Итак, мы можем сделать вывод, что управленческая коммуникация в современной организации тесно связана с...

Особенности формирования готовности будущих специалистов по...

социальная коммуникация, документоведение, профессиональное взаимодействие, профессиональная деятельность, коммуникация, информационное общество, информация, документ, процесс создания, автор.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе.

Коммуникация в данной теории предстает как основное свойство всех объектов Вселенной - материальных и нематериальных.

PR-коммуникация в современном информационном обществе

PR-коммуникация в современном информационном обществе. Автор: Ланина Таисья Михайловна.

· средство управления, которое укрепляет связи, взаимопонимание и стремление к сотрудничеству между организацией и общественностью

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех

коммерческой и т. д. [7]. Т. Н. Астафурова понимает под деловым общением межличностный аспект профессиональной коммуникации [9, с.53].

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Прежде всего, текст – это коммуникативная единица.

Интенция построения текста распространяется не на задачу формирования отдельных

4. деловые и др. В зависимости от содержания текстов и от сферы коммуникации, к которой они относятся, можно выделить

Профессиональное общение как составляющая...

- продуктивным влиянием способностей к осуществлению профессиональной коммуникации; наличием

- социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Задать вопрос