Библиографическое описание:

Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 882-884.

В «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан наряду с применением в учебный процесс новых педагогических технологий, обеспечение преемственности и непрерывности разных видов обучения отмечено одним из актуальнейших задач.

С философской точки зрения, «преемственность» трактуется разносторонним понятием. Зарубежные педагоги и ученые дают свои разъяснения к этому понятию.

Например, Чалоян В. К. даёт такое разъяснение: «преемственность — это единение унаследованной старой с качественным новым, она монолитна и является определенной ступенью настоящего развития». Он утверждает, что такое объяснение к понятию «преемственности», «осталось в наследство» от развивающейся системы.

А Баллер Э. А. смотрит с другой стороны в разъяснение этого понятия, считая целесообразным обратить внимание на содержание процесса появления этого «наследства». Он пишет, что «преемственность — это связь между разными ступенями или этапами развития, её суть в сохранении тех или иных сторон в условиях изменения системы».

По мнению Алиева И. Т., преемственность образуется в процессе изменения качеств в целях образования нового качества, переходя от одного уровня к другому. А это значит, что преемственность предусматривает развитие полученных показателей на прежнем этапе.

В исследованиях С. М. Годника, преемственность рассматривается как закон движения всех специально созданных, управляемых процессов, или, по его мнению, без преемственности нет возможности быстрого продвижения развития. Преемственность даёт возможность создания перехода одной формы в более развитое второе, проявления новых форм, их возможного успешного развития; диалектического единения старого с новым, учитывая необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего.

По нашему мнению, Г. И. Исаенко, намного точнее и полнее даёт определение понятию «преемственность». Он считает, что развитие формируется, во-первых: возникновением новых сторон, свойств и качеств объекта; во-вторых, существованием в новом более развитых сторон, элементов и традиций старого. Имея философские аспекты, преемственность служит для отражения важнейшего типа связей между различными качественными состояниями развивающейся реальности, сущность которой состоит в единстве сохранения, воспроизведения и модификации предельного состояния из отрицаемой системы.

Г. А. Клековкин, глубоко анализируя процесс развития системы, выводит преемственность как неразделимым качеством закономерности этого процесса. По его мнению, закон в любой науке осмысливается через внутренние связи состояний с происшествиями в объектах, он характеризуется знаками повторяемости, постоянства, необходимости и объективности.

Таким образом, ученые показали, что преемственность, проявляя всеобщий педагогический характер, представляет собой категорию более общего порядка, чем дидактический принцип систематичности и последовательности.

В своих исследованиях, Ю. А. Кустов приходит к такому выводу: «Без преемственности невозможно продвижение вперед во всех областях человеческой деятельности, ибо новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего».

Итак, в философии, преемственность трактуется как закономерность развития. Более того, преемственность является проявлением таких основных законов диалектики: как закон отрицания отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные, как одну из сторон преемственности в обучении, мы можем проследить на примере необходимости развития качественно иной стратегии профессиональной подготовки учащихся средних профессионально-технических учреждений к переходу в соответствующее высшее профессиональное заведение. При этом, монолитность профессиональной подготовки учащегося, требует формирования всесторонне развитой личности, воспитания его важных профессиональных качеств, умения ориентироваться в условиях автоматизации и компьютеризации производства, гуманизации процесса и содержания профессиональной подготовки в новых социально-экономических условиях, повышения роли инженерно-технических знаний, умений и навыков, внедрения в процесс профессиональной подготовки новых форм организации производительности труда, обеспечивающих быструю адаптацию выпускников средних профессионально-технических учреждений к условиям высшего профессионального образования.

И. В. Антонова утверждает, что очередным знаком преемственности, является переход в соответствии с закономерностями от простого к сложному, от нижнего на высшую, быстрого продвижения в качестве точного порядка их расположения. Он обеспечивает принятия к сведению качество перехода предметов и происшествий от прошлого в будущее через настоящее. Преемственность, как раз и требует в процессе обучения переход от одного этапа на другой.

Ряд ученых внесли существенный вклад в разработку этих задач. Некоторые педагоги, в разработке вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса в высших учреждениях, пришли к выводу, что «ключ к решению ряда проблем педагогики высшего образования лежит на стыке средней, профессионально-технической и высшей школ».

По мнению Аликулова С. Т., обеспечение межпредметных связей в процессе обучения даёт возможность в следующем: межпредметная связь влияет на деятельность обучаемого в учебе, изучении и применении знаний на практике; обеспечивается взаимосвязь между обучаемым предметом с общностью процессов, идей, теорий, закономерностей и другими понятиями. На основании межпредметных связей усваиваются знания, применяются и обобщаются, активируется мышление обучаемых; обеспечивается единение целей обучения, развития и воспитания; формируется научный кругозор обучающихся в результате системного изучения материала и освоения эффективных методов мышления.

Учеными нашей страны, также, по-разному исследованы определение понятия «преемственности». Например, М.Джураев даёт такое разъяснение: «Преемственность в обучение проявляется во взаимосвязи между этапами развития знаний, умений и навыков, а значить, сохраняются знания, полученные в первичном этапе, и применяются в новом этапе для получения новых знаний. На основании взаимодействия старых и новых знаний образуется в одно целое».

В нашем понимании преемственность — это обеспечение правильного установления отношения и взаимосвязи между предметами и темами, она влияет на качество учебно-воспитательного процесса, служит развитию и углублению знаний учащихся, через обеспечение непрерывности и определенной последовательности тем или предметов.

Если говорить о непрерывности и последовательности в системе обучения в рамках программ одного предмета, важно ограничить пределы их применения. При этом, вопрос о преемственных внутрипредметных связях перерастает в проблему межпредметных связей.

С. Л. Рубинштейн исследуя преемственность в психологическом развитии человека, считает, что её сущность является в том, что каждый этап процесса развития перерастает от предыдущего этапа, который является  внутренним условием для очередного этапа,  и поэтому, все этапы взаимосвязаны. Он утверждает, что «внешние факторы влияют через внутренние условия, они возникают в результате внешних влияний». Это означает, что определенные методы освоенных человеком знаний и движений имеют свой определенный уровень интеллектуального развития с внутренними условиями, а это, в свою очередь, ведет к освоению более сложных методов овладения движений и знаний.

Итак, преемственность в обучении непосредственно взаимосвязана с психофизиологическими закономерностями человека.

Значит, проблема преемственности, проявляясь в природе, обществе, сознании, имеет универсальные свойства.

Следовательно, непрерывность обучения обеспечивается преемственностью в составной части обучения. Итак, в процессе обучения и воспитания молодежи, преемственность является необходимой составной частью монолитности педагогического процесса.

Анализ вышеизложенных исследований и научных произведений показывают, что одним из главных направлений в достижении эффективности обучения является обеспечение преемственности между предметами и видами обучения.

Количества изучаемых предметов много, в основном формируются разные умения и навыки. Они должны это осознать как взаимосвязанный монолитный комплекс.

При планировании межпредметные связи в первую очередь рассматриваются задачи, отраженные в программах по примыкающим предметам. При этом, межпредметной связи могут быть синхронными, перспективными и ретроспективными.

Значит, чтобы полностью решить проблему преемственности и непрерывности, не только необходимо обратить внимание на преемственность и непрерывность между курсами, между взаимосвязанными этапами обучения, но и важно достичь обеспечения преемственности в методах и формах обучения, установления интеграции между наукой и производством.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что преемственность является многосторонним понятием, она позволяет исследовать процесс образования и воспитания, управлять им, а также, создаёт возможность проявления цели предмета.

В профессионально-техническом образовании важность обеспечения преемственности между предметами состоит, во-первых: в том, что очередной вид обучения, содержанием не только продолжает прежнего, но и частично повторяя, взаимно связываясь содержанием, развивается в следующем виде обучения; во-вторых: в том что, имеется возможность для выполнения преемственности между предметами в обучении.

Преемственность является дидактическим принципом, поэтому, она требует логичной взаимосвязи учебных материалов в учебниках и программах предметов с учебными планами, которые изображают содержание обучения. И чтобы они готовили фундамент для освоения следующих знаний на основании уже полученных знаний, а также, она требует формирования в определенной степени профессионально-педагогических знаний, умений и навыков в обучающихся на каждом этапе обучения.

Для достижения этой цели, необходимо определить возможности обеспечения преемственности предметов в профессионально-техническом обучении. Необходимо разработать усовершенствованные учебные планы и применить к процессу обучения; разработать методику обучения на основании преемствованных программ и применить на практике; разработать современные методы оценки знаний обучающихся в процессе обучения, основанного на преемствованные программы,  общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных предметов. При этом повысится эффективность качества создания учебно-методических пособий, обеспеченных преемственностью, отвечающего к современным требованиям обучения специальным предметам и малых специалистов.

Литература:

1.         Шарифбаева Х. Я., Бабаханова М. П., Зиятов А. Реализация преемственности в подготовке преподавателей для ССПО. Материалы научно-методической конференции. — Ташкент — 2006. — 163–164 с.

2.         Волкова С. Р. Преемственность содержания образовательных программ в системе непрерывного образования. Материалы республиканской научно-методической конференции — Ташкент, — 2006. — 165–167 с.

3.         А. К. Закиров. Формы интеграции профессионального образования и производства. Профессиональное образование. Научно-методический журнал. — Ташкент. — № 1. — 2007. — 28 с.

4.         Т. А. Орлова. Взаимосвязь курса астрономии с профессиональной подготовкой в профессиональных колледжах. Профессиональное образование. Научно-методический журнал. — Ташкент, — № 1. 2007.

5.         К. М. Шыналиева. Факторы преемственности при обучении конструктивному рисунку. Профессиональное образование. Научно-методический журнал. — Ташкент, № 1. (29–30 бетлар). № 1. Тошкент-2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle