Автор: Рахмонова Васила Каюмжоновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Рахмонова В. К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 494-495.

В статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение. На основе изучения научной и учебно-методической литературы, анализа современного состояния проблемы предложены рекомендации по обеспечению эффективности подготовки специалистов.

Ключевые слова: преемственность, профессиональное образование, непрерывное образование, машиностроение, профессиональный колледж, вуз.


В последнее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание обеспечению преемственности содержания учебных дисциплин в различных звеньях системы непрерывного образования.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» одной из эффективных путей внедрения системы непрерывного образования признано обеспечение непрерывности и преемственности между её ступенями.

Проблема преемственности в обучении не является новой для педагогической науки, ибо отдельные вопросы обеспечения преемственности в обучении рассматривались мыслителями, педагогами прошлого и современными учеными.

Важным компонентом непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но автономных подсистем: средних общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев, вузов, учреждений повышения квалификации и послевузовского образования.

Особенно актуальным для нашего исследования является проблема обеспечения преемственности учебных дисциплин в образовательных учреждениях системы среднего специального и высшего образования, призванных готовить новое поколение кадров, способных самостоятельно и творчески мыслить, ставить и решать проблемы.

Профессиональные колледжи в рамках непрерывного образования должны способствовать социальной адаптации учащихся и их социальному продвижению. Они ставят перед собой цель не только социальной и профессиональной адаптации индивида в интенсивно развивающемся обществе, но и воспитание гармонично развитой личности. Тем самым профессиональные колледжи способны реализовать концепцию непрерывного профессионального образования и обеспечить преемственность образования в системе «среднее специальное образовательное учреждение — высшее учебное заведение».

В целях организации образовательно-воспитательного процесса на высоком уровне и обеспечения преемственности и непрерывности между средним специальным и высшим профессиональным образованием постоянно совершенствуется Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.

Важно при этом применение инновационных педагогических и информационных технологий. В принятых в последние годы нормативно-правовых актах, в частности, в «Программе модернизации содержания системы непрерывного образования, поднятия эффективности обучения и воспитания на качественно новый уровень» определены конкретные формы и направления данной работы.

В республике уделяется особое внимание развитию промышленности, в том числе и машиностроения. Как известно, развитие всякой отрасли определяют высококвалифицированные кадры. Специалистов данной отрасли готовят основном в профессиональных колледжах, вузах и филиалах зарубежных высших образовательных учреждений.

Естественно, будущие специалисты, обучающиеся в направлении среднего специального и высшего образования «Машиностроение» должны овладеть навыками творческого применения полученных знаний, и пользовании при этом возможностями информационных и телекоммуникационных средств. Здесь необходимо учитывать межпредметную связь, преемственность, и отличия учебных дисциплин. Одна, из которых проявляется на идейной основе, и функционирует относительно фундаментальной части учебных дисциплин: другая требует синхронное, логически верное, последовательное расположение тем каждой дисциплины. Принцип преемственности, внедряемый в обеих формах, имеет огромное значение для обеспечения эффективности занятий, что предполагает разработку технологии обеспечения преемственности среднего специального и высшего образования.

Дисциплины машиностроительного цикла, включенные в учебные планы, являются фундаментальными для обучаемых данного направления среднего специального и высшего образования, изучаются на базе и общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Они призваны углублять и расширять знания обучаемых по специальным предметам, служить основой для изучения данных дисциплин.

Особенностью преподавания дисциплин машиностроительного цикла является направленность на производство, решение теоретических и практических проблем отрасли, тесная связь с практикой производства.

Обучаемые наряду с основными понятиями по машиностроительным дисциплинам как основы машиностроения, материаловедение, технология конструкционных материалов, основы стандартизации и метрологии должны овладеть профессиональными навыками и умениями. Насколько высок уровень профессиональных знаний, настолько выше квалификационная характеристика, интенсивнее процесс самосовершенствования в профессии. Однако несоответствия в нормативных документах средних специальных и высших учебных заведений, а именно не достаточность обеспечения преемственности приводит к определенным негативам в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Актуальность проблемы преемственности между профессиональным колледжем и вузом очевидна, если учитывать, что овладение профессией в вузе, в объеме, предусмотренном программой, возможна только на основе знаний, усвоенных в профессиональном колледже.

Система среднего специального профессионального образования должна оперативно и четко реагировать на потребности производства, науки и культуры, удовлетворять требования отраслей экономики в младших специалистах.

Преемственность в звеньях системы непрерывного профессионального образования страны должна обеспечиваться в рамках конкретных курсов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям будущих специалистов, содержанию образования.

Вместе с тем, анализ действующих учебных программ, учебно-методической литературы и практики показал:

  • учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям обучаемых;

  • не достаточно обеспечена последовательность, учебного материала: тем, глав, т. е. не обеспечена внутри предметная преемственность;

  • не достаточно уделено внимания преемственности между общепрофессиональными и специальными дисциплинами на теоретических и практических занятиях;

  • не созданы инвариантные программы по направлениям образования;

  • темы не всегда изучаются комплексно и системно, не достаточно количество выделенных часов на практические занятия и др.

Решение данных проблем, устранение указанных недостатков служит не только совершенствованию учебно-воспитательного процесса, но и обеспечению преемственности в обучении на должном уровне. Целесообразным является разработка дидактических основ осуществления преемственности, разработка и внедрение технологии проектирования преемственности учебных дисциплин в среднем специальном и высшем профессиональном образовании.


Литература:

  1. Кулинич А. В. Преемственность в системе среднего специального образования и вуза.

  2. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: ВГУ, 1981.

  3. Кустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. А. А. Кыверляга. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1982.

Основные термины (генерируются автоматически): обеспечения преемственности, непрерывного образования, высшего образования, учебных дисциплин, системы непрерывного образования, преемственности учебных дисциплин, среднего специального, обеспечению преемственности, непрерывного профессионального образования, обеспечения преемственности учебных, обеспечению преемственности содержания, обеспечения преемственности профессиональных, задачи обеспечения преемственности, обеспечения преемственности среднего, вопросы обеспечения преемственности, проектирования преемственности учебных, достаточность обеспечения преемственности, Проблема преемственности, Актуальность проблемы преемственности, звеньях системы непрерывного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос