Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 6094 раза

Библиографическое описание:

Оськина, О. В. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы / О. В. Оськина, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 850-852. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11110/ (дата обращения: 27.04.2024).

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

В 2012 году около 30 % семей в России были неполными — не хватало одного родителя. Для сравнения: в 1996 году таких было не более 13 %. Таким образом, за последние 16 лет количество семей с одним родителем увеличилось в 2,3 раза. Статистику привел Росстат.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. [1,c.25]

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. [2,c.95]

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. [5,c.24]

Социальная работа с неполной семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. [3,c.54]

Деятельность специалистов по социальной работе многогранна: в одном случае они проводят консультацию супругов, в другом — совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем — решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом — занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т. д. В принципе, эти многоплановые контакты специалиста по социальной работе с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй.

Можно выделить направления при социальной работе с неполной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений. Очевидно, что в каждой конкретной ситуации неполная семья нуждается в различных видах помощи с тем, чтобы, по крайней, частично компенсировать влияние негативных факторов на развитие ребенка.

Первым направлением социальной работы с семьёй является предоставление педагогических услуг, куда входит: 1) помощь в защите интересов детей; 2) консультативная помощь родителям и детям; 3) организация обучения родителей приёмам игровой и учебной деятельности детей.

Вторым направлением социальной работы с семьёй является предоставление психологических услуг, куда входит: 1) психодиагностика и обследование личности клиента; 2) семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); 3) телефонное консультирование; 4) коррекцию отношений и поведения; 5) профилактика конфликтных ситуаций в семье; 6) проведение тренингов по коммуникативному общению и т. д.

Третьим направлением социальной работы с семьей является создание групп поддержки и организации взаимодействия родителей из неполных семей: свободный обмен мнениями по поводу проблем, вызывающих у них особое беспокойство, взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Четвертым направлением социальной работы с семьей является оказание помощи в организации семейного досуга, координации связей семьи с различными ведомствами и социальными службами.

Деятельность специалиста по социальной работе с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.

Деятельность специалиста по социальной работе в общеобразовательном учреждении предусматривает проведение широкого просвещения родителей, которые в одиночку воспитывают детей, по следующему кругу вопросов:

а)         педагогическая и социальнопсихологическая подготовка родителей к воспитанию детей;

б)         роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

в)         значение личного     примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери;

г)         воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста;

д)         социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков и т. д. [6,c.213]

Психологическая составляющая при работе с семьей включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и социально-психологическую коррекцию межличностных отношений.

Посреднический компонент включает в себя три составляющие:

1.                    Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое.

2.                    Помощь направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

3.                    Помощь направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи. [6,c.198]

4.                    В группе школьников, среди которых были дети из полных и неполных семей, характерными качествами личности детей из неполных семей являлись: неразговорчивость, замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность, неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и тому подобные. Когда как для детей из полных семей основными качествами личности были: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость, эмоциональность, смелость, взвешенность поступков, общительность и т. д. Этими качествами обладали и некоторые дети из неполных семей, где наблюдались ровные, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, где нормальный уровень материального положения и достаточно высокий интеллектуальный, образовательный уровень взрослых (родителей или опекунов, или других родственников).

Таким образом,можно сделать следующие выводы. Социальная работа с неполными семьями представляет собой целостную систему. Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Социальная работа ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.

Социальный педагог должен заниматься своим делом хорошо и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Иногда в помощи нуждаются больше родители, чем сами дети. Дети осознают важность воспитательной работы, как правило, позже, зачастую тогда, когда они сами становятся родителями. И хотелось бы, чтобы будущие родители моделировали свою жизнь на хороших примерах общения и воспитания.

Литература:

1.      Голод, С. И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С. И. Голод, А. А. Клепин. — СПб. : Филиал института социологии РАН, 2007. — 25 с.

2.      Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко / / Социс. — 2005. — № 10. — С. 95–99.

3.      Лодкина Т. Диагностика в работе семейного социального педагога / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. — 2005. — № 2. — С. 54, 59.

4.      Принципы воспитания ребёнка в неполной семье/ Школьный психолог// Методическая газета для педагогов-психологов. — 2008. — № 10. — С. 24.

5.      Ребёнок без отца/ Виринея // Народный женский журнал. — 2006. — № 10. — С. 24.

6.      Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное учреждение, отдельный случай, семейная ситуация, семейный досуг, трудовой доход.


Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы.

семья, неполная семья, ребенок, отец, родитель, полная семья, социальное развитие, социализация личности, социализация ребенка, член семьи.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Сотрудники центра по устройству детей в семью помогают родителям найти ответы на многие вопросы, касающиеся разнообразного проведения обычного семейного вечера, выходного дня...

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми.

Социальные технологии работы ДОУ с семьёй. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

Ключевые слова: семейное насилие, дети, пострадавшие от семейного насилия, социальная защита, социальная помощь, центр социальной помощи.

Группа создана для детей с ослабленным здоровьем из неблагополучных, неполных или многодетных семей.

Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга

Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи стали малочисленные, неполные, появилось немало семей

Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием.

Социально-педагогическое консультирование материнской семьи

Неполная семья — это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Особая роль в социализации ребенка из материнской семьи принадлежит семейному социальному педагогу, который, играет роль посредника в системе...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Неполные семьи.

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края).

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы.

семья, неполная семья, ребенок, отец, родитель, полная семья, социальное развитие, социализация личности, социализация ребенка, член семьи.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Сотрудники центра по устройству детей в семью помогают родителям найти ответы на многие вопросы, касающиеся разнообразного проведения обычного семейного вечера, выходного дня...

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми.

Социальные технологии работы ДОУ с семьёй. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

Ключевые слова: семейное насилие, дети, пострадавшие от семейного насилия, социальная защита, социальная помощь, центр социальной помощи.

Группа создана для детей с ослабленным здоровьем из неблагополучных, неполных или многодетных семей.

Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга

Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи стали малочисленные, неполные, появилось немало семей

Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием.

Социально-педагогическое консультирование материнской семьи

Неполная семья — это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Особая роль в социализации ребенка из материнской семьи принадлежит семейному социальному педагогу, который, играет роль посредника в системе...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Неполные семьи.

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края).

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Задать вопрос