Библиографическое описание:

Ким А. С. Совершенствование каналов сбыта сетевой розничной торговли // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 43-45.

Возрастающее значение сферы обращения нельзя  недооценивать. Торговля потребительскими товарами всегда была частью традиционных обществ. Являясь составной частью структуры экономики, розничная торговля непосредственно влияет на нашу жизнь. В свою очередь, наш образ жизни определяет ее развитие. В нашей стране в “доперестроечный” период розничной торговле отводилась менее важная роль, чем производственным отраслям экономики, например, обрабатывающей промышленности. Тенденция сегодняшнего дня такова: сфера обращения доминирует над каналами сбыта производственной сферы.  Это обусловлено рядом факторов: розничная торговля занимает существенное место в экономике,  она привлекает и использует значительную часть рабочей силы, компании розничной торговли уверенно заняли важное место среди крупнейших организаций с большим опытом работы. [1, с.25]

Предприятия розничной торговли приобретают все большее значение в каналах распределения. Раньше доминировали производители и поставщики, то есть розница продавала то, что предлагал поставщик, следовательно, потребители вынуждены были выбирать из того, что есть в наличии. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Предприятия розничной торговли укрепили свои позиции и теперь могут оказывать давление на поставщиков, выбирая только те бренды, которые им интересны и интересны их покупателям. В результате потребители выбирают товар из того, что было отобрано для них ранее и предлагается им компаниями розничной торговли, а не производителями. Таким образом, предприятия розничной торговли являются силой, формирующей потребительский спрос.

Рост доли сетевых торговых компаний в розничной торговле - объективная закономерность развития потребительского рынка. А в связи с усилением конкуренции на данном рынке, наблюдается тенденция перехода организаций к более гибким сетевым структурам.

В последнее время Российские торговые сети все больше и больше внедряют у себя маркетинг. Связано это с тем, что конкуренция растет, а потребитель становится все более требовательным и опытным. В связи с этим розничным сетям приходится вести активную маркетинговую деятельность и бороться за каждого покупателя.

Все классические методы стимулирования сбыта активно используются розничными сетями. Однако есть один способ увеличения прибыли и привлечения новой аудитории, который активно развивается в крупных мировых сетях, но недостаточно распространен в России – это запуск интернет-магазина.

Не за горами тот день, когда число продвинутой интернет-аудитории, желающей совершать ежедневные покупки через Интернет, станет критическим. И этот момент ритейлеры должны встретить во всеоружии, владея всеми инструментами интернет-маркетинга.

Предпосылки для этого в нашей стране созданы: отечественные потребители все активнее пользуются Интернетом, производители FMCG-товаров все чаще размещают рекламу в сети, у интернет-магазинов растет аудитория. И традиционной рознице также есть смысл задуматься о развитии собственной интернет-площадки (не только как представительства магазина в сети, «визитной карточки», но и как эффективного маркетингового инструмента).

Таким образом, для увеличения сбыта в розничной сети «Вестер» целесообразно запустить интернет-магазин. Перечислю несколько основных причин объясняющих это:

1. Наблюдается ежегодный рост цен на коммерческую и торговую недвижимость (продажа и аренда) в России, в общем, и в Калининграде, в частности. Традиционная розничная торговля крепко привязана к месту. Не всегда удается арендовать/построить магазин в наиболее проходимом месте.

2. Развиваются развлекательные и спортивно-оздоровительные услуги. Развивается сфера развлечений, и она отбирает время у покупателей. Современный представитель аудитории «время - деньги» имеет некий временной интервал, свободный от работы, и должен в этот промежуток решить несколько задач. Первое – обеспечить функционирование своего домохозяйства, второе – отдохнуть с семьей и детьми и набраться сил, третье – развлечь себя. Вторая и третья задачи – это удовольствие,  первая – сплошная рутина. Сейчас покупатель может выбирать, куда поехать в свой выходной день, и часто предпочтение отдается тем местам, где можно удовлетворить несколько потребностей за одно посещение.

3. Изменяется демографическая ситуация. Если раньше на 9 мужчин приходилось 10 женщин, то сейчас – 9 на 11. По данным статистики мужское население в России составляет 46,5%, женское – 53,5%. Недостаток мужчин брачного возраста в нашей стране связан и с такими явлениями как рост наркомании и пропаганда свободы сексуальной ориентации. Многие города в России и странах СНГ чувствуют проблему оттока мужчин, которые отправляются на заработки в другую местность. Все это приводит к тому, что на женские плечи ложится мужская работа «добытчика» товаров. Поскольку женщинам трудно выполнять функции водителя, грузчика и экспедитора в процессе покупок, востребованными становятся услуги по доставке крупных и тяжелых товаров.

4. Увеличивается продолжительность рабочего дня. Уходить с работы по звонку ровно в 18-00 нынче не модно. Более того – это может стать дорогостоящей ошибкой в карьере предпринимателя и наемного работника. Стоит попробовать, и тут же окажется, что времени много, а денег мало.

5. Развивается техническое обеспечение. Даже если компьютера в семье не было, он, как правило, появляется, когда дети переходят в среднюю школу (конечно, это касается крупных населенных пунктов). Домашний интернет получает все большее распространение, и цены даже на выделенные линии можно охарактеризовать как вполне доступные.

6. Молодежь все больше оперирует в интерактивной интернет-среде. Если надо что-то найти (например, ателье, курсы английского языка, поликлинику, мобильный телефон и т.п.), представитель старшего поколения в большинстве случаев достанет с полки толстый справочник или отправится в киоск покупать газету объявлений. Современному молодому человеку такие способы даже не придут в голову. Он набирает поиск в Yandex, Rambler, Yahoo или другой поисковой системе и получает результат гораздо быстрее [2].

Объектом проведенного исследование стали каналы сбыта розничной торговой сети «Вестер». На привлечение такого сегмента как молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет и направлено открытие интернет – магазина. Данный сегмент приведет к росту сбыта. Изучение целевой аудитории розничной сети «Вестер» показывает, что данный сегмент пока слабо развит (рис. 1).

Рисунок 1 . Структура покупателей розничной сети «Вестер» по возрасту

При разработке интернет-магазина розничной сети «Вестер» было принято решение воспользоваться методом бенчмаркинга, изучив успешную бизнес-модель сети «Утконос», интернет-магазин сети «Седьмой континент» и интернет-магазин «5dostavka.ru» .

В результате экспертной оценки рассматриваемых интернет-магазинов (рис.2) , были сделаны следующие основные выводы:

1.      Магазин «Утконос» следует использовать как образец при оформлении сайта и расположении основных элементов.

2.      Конкурентное преимущество магазина «5dostavka.ru», которое необходимо перенять – скорость доставки.

3.      В остальном лидирует интернет-магазин сети «Седьмой континент», который и послужит образцом.

Рисунок 2 . Лучевая диаграмма сильных сторон интернет-магазинов.

Таким образом, концепция интернет-магазина «Вестер» может быть следующей. Он-лайн магазин «Вестер» позволяет совершать покупки, не выходя из дома. Каждый посетитель может зайти на сайт, зарегистрироваться и совершить покупку. Оплатить покупку можно как при получении наличным расчетом, так и сразу безналичным с помощью банковской карты. Стоимость доставки включена. Доставка осуществляется в течение часа. При желании можно оформить доставку в любое удобное время. Доставка осуществляется из магазинов сети «Вестер». Создание персонализации – система запоминает часто покупаемые товары и в последующем формирует индивидуальный список покупок, а так же автоматически предлагаются сопутствующие товары.

Преимущества, которые приобретет розничная сеть «Вестер» при наличии интернет-магазина:

1.      Привлечение нового сегмента – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.

2.      Увеличение количества покупок от лояльных покупателей, не имеющих в шаговой доступности супермаркета «Вестер».

3.      Позиционирование компании как современной, следующей тенденциям времени.

4.      Новый канал сбыта.

5.      Лояльность к покупателям.

В заключении отметим, что в настоящее время автор занимается маркетинговыми аспектами разработки интернет-магазина, прогноз эффективности которого будет проведен на основе трехуровневой системы сбалансированных показателей по изложенной в [3] методике.

Литература:

1.      Гилберт Д. Управление розничным маркетингом / Под ред. Д. Гилберта, Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 2005. – XVI, 571 с.

2.      Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта,  №3, 2014. С.84-88.

3.      Сайт для ритейлеров и поставщиков. URL: http://www.retail.ru. (дата обращения 01.05.14)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle