Автор: Мальченко Оксана Николаевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Мальченко О. Н. Роль социальных сетей в развитии рынка он-лайн торговли в отечественном сегменте интернета // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 382-383.

Статья посвящена анализу роли социальных сетей в организации и продвижении Интернет-торговли. Приводятся данные социологических опросов, проведенных в социальных сетях, дается характеристика социологического портрета сетевого потребителя услуг интернет-магазинов.

The paper is devoted to the social networks role analysis in organization and promotion the Internet-Marketing. It contains results of the sociological investigations which took place in different social networks and the characteristic of the Internet customer sociological portrait is given.

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, социальные сети.

Key words: Internet-Marketing, Social Networks.

Актуальность. Интернет-торговля — это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в Интернете и продажи через сеть могут стать, по мнению С Долгова (2010), Н.Маршанского (2011) и Д.Данина (2011) «и благом, и проклятьем».

Вместе с тем, социальные сети сегодня позволяют компаниям выстраивать долгосрочные отношения со своими потребителями, формировать их лояльность, управлять репутацией компании, повышать продажи и решать многие другие задачи развития Интернет-бизнеса.

Гипотеза исследования – социальные сети являются действенным инструментом оптимизации Интернет-торговли при условии качественной рекламы в он-лайн сообществах и адресной рассылки.

Цель исследования – научно-теоретическое обоснование роли социальных сетей в продвижении продукции Интернет-магазинов

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические предпосылки развития Интернет-торговли.

  2. Провести социологическое исследование отношения пользователей социальных сетей к Интерне-магазинам.

  3. Охарактеризовать социологический портрет пользователя социальных сетей – потребителя услуг Интернет-магазинов.

Новизна исследования заключается в разработке программы социологического исследования организации опроса пользователей различных социальных сетей с последующим компаративным анализом полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в организации и проведении комплексного социологического опроса пользователей социальных сетей «Одноклассники», ВКонтакте», Мой мир» и «Facebook» с последующим анализом и выработкой практических рекомендаций.

Методика исследования – применялась авторская программа социологического исследования с использованием открытых вопросов.

Результаты исследования. По заключению экспертов Microsoft, рынок Интернет-торговли в России все еще не так развит, как в странах Западной Европы или Северной Америки. Чтобы получить более четкое представление о российском рынке, мною было проведено исследование, в ходе которого был получен ряд интересных результатов, в частности:

- 80% респондентов когда-либо совершали покупку в Интернет-магазине;

- самой популярной формой оплаты до сих пор остается оплата наличными при доставке товара, хотя все шире применяется и такая форма оплаты, как электронные платежи;

- неуверенность в надежности продавца и качестве услуг по доставке товара — основные факторы, удерживающие потенциальных клиентов интернет-магазинов от покупок в Сети;

Социальные медиа оказывают значительное влияние на решение интернет-пользователей о совершении той или иной покупки. Члены социальной сети гораздо больше доверяют мнению других ее участников о продуктах и производителях, чем рекламе.

Крупным компаниям исключительно важно разработать свою онлайн-стратегию. Это не означает, что им необходимо иметь собственный интернет-магазин. Компании должны понимать, что Интернет является средством общения с клиентами. Так, социальная сеть может помочь в развитии бренда, но также может уничтожить его, причем за очень короткое время. Инвестиции в построение системы общения с клиентом представляют собой важную составляющую всей стратегии в целом. В последнее время просчеты в стратегии ряда глобальных брендов, такие как отсутствие внимания к мнению клиентов и недостаточно эффективное управление каналами взаимодействия с клиентами, отрицательно сказались на репутации этих брендов. Интернет также служит обширным источником информации, как нужной, так и нежелательной. Поэтому предприятиям розничной торговли необходимо включать в свою стратегию процедуры отслеживания информации и методы общения в Интернете. Традиционные магазины находятся в более выгодном положении, когда необходимо обеспечить узнаваемость бренда в сети Интернет. Но если компании уделяют недостаточно внимания данному растущему каналу продаж и общения с клиентом, это может плохо отразиться на перспективах развития бизнеса.

Необходимо констатировать тот факт, что российские потребители уже оценили преимущества интернет-торговли. Об этом свидетельствует тот факт, когда опрошенные отвечали на вопрос «Совершали ли Вы когда-либо покупки через Интернет?» то 80% опрошенных когда-либо совершали покупку онлайн. Среди респондентов с уровнем дохода свыше 25 тыс. рублей в месяц доля совершавших покупки в Интернете достигает 90%.

Ответ на вопрос «Покупали ли Вы что-либо через Интернет в течение последних трех месяцев?» Из тех участников опроса, кто когда-либо делал покупки в Сети, 74% респондентов приобрели что-то через Интернет в течение последних трех месяцев. По данным исследования, чаще всего российские потребители покупали в Сети книжную продукцию, что соответствует общемировым тенденциям. Книги и бытовая электронная техника стали самыми популярными категориями товаров для покупок в Сети. При выборе книги сложнее ошибиться, уже перечень технических характеристик и нет опасности приобрести не тот размер или цвет. Кроме того, книжные магазины являются одними из старейших проектов интернет-торговли на российском рынке B2C (Business-to-Customers).

«Какие из перечисленных товаров и услуг Вы покупали с помощью Интернет?» - к другим категориям товаров, которые респонденты чаще всего покупали в Сети, также относятся: бытовая электронная техника — 40%, компьютеры и программное обеспечение — 35%, косметика и парфюмерия — 31%.

Выводы

  1. Если говорить об отношении интернет-пользователей к продвижению компаний в социальных медиа, то всего лишь 17% респондентов предпочли бы вовсе не получать информацию о специальных предложениях, скидках и новинках — ни в социальных сетях, ни в форме рассылки по электронной почте. Мужчины меньше проводят времени в социальных медиа и чуть негативнее воспринимают маркетинговые рассылки. Доля респондентов, не желающих получать информацию от компаний, среди мужчин составила 20%, а среди женщин она не превысила 15%. Из тех, кто хотел бы получать подобного рода информацию, доля респондентов, воспринимающих социальные сети как канал распространения маркетинговой информации, составила 28%.Но не стоит воспринимать социальные медиа в качестве прямого канала продаж. Они предназначены для общения, а не для торговли. Регистрируясь в социальных сетях, пользователи хотят поддерживать связь с друзьями и коллегами, то есть в первую очередь они стремятся к общению.

  2. Безусловно, мнение нескольких «друзей» о фильме или продукте в социальной сети может повлиять на выбор потребителя сильнее, чем отзывы, полученные на профессиональных сервисах. Но потребители присоединяются к сообществу компании ради интересной информации о продукции и специальных предложений, они демонстрируют лояльность бренду и ожидают, что к их мнению и идеям будут прислушиваться. Социальные медиа следует использовать для общения с потребителями, выясняя их предпочтения, рассказывая им о бренде и о продукте, но не пытаясь продать этот продукт. Попытки прямых продаж могут подорвать доверие целевой аудитории, в то время как правильно выстроенный диалог будет работать на узнаваемость бренда и увеличение продаж в других каналах. В этом разделе на вопрос «Назовите источники, через которые лично Вы хотели бы получать информацию от торговых сетей и компаний производителей о специальных предложениях, скидках и новинках?» респонденты ответили: 66% через электронную почту, 26% - социальные сети, 17% не хотят получать информацию.

  3. Как показало исследование, 80% респондентов когда-либо совершали покупку в интернет-магазине. Растет значимость социальных сетей по популярности среди интернет-пользователей. В общих результатах опроса главными преимуществами пользователи назвали экономию времени и доставку на дом, а недостатками - невозможность предварительно увидеть товар и неуверенность в хорошем состоянии товара при доставке, а также проблемы с возвратом, все это отталкивает российских потребителей от покупок в Сети.

Основные термины (генерируются автоматически): социальных сетей, пользователей социальных сетей, социальные сети, роли социальных сетей, социальных сетях, активных пользователей социальных, social networks, Роль социальных сетей, социальных медиа, пользователя социальных сетей, различных социальных сетей, значимость социальных сетей, виртуальных социальных сетей, опроса пользователей социальных, психологическая культура личности, анализу роли социальных, личности активных пользователей, культура личности активных, бытовая электронная техника, отношения пользователей социальных.

Ключевые слова

Интернет-маркетинг, социальные сети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос