Библиографическое описание:

Сезонова О. Н. К вопросу о необходимости развития профессиональных компетенций для регио-нального рынка труда // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 405-408.

В статье представлены результаты исследования уровня развития общих и профессиональных компетенций работников промышленных предприятий региона. Проведенное исследование позволило выявить ряд специфических особенностей формирования профессионального «портрета» высококвалифицированного работника.

Ключевые слова: компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, промышленное производство.

Подготовка рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для осуществления эффективной трудовой деятельности, является необходимым условием социально-экономического развития региона. В связи с этим компетентностный подход, активно разрабатываемый в настоящее время, предполагает понимание и учет требований рынка труда в процессе профессиональной подготовки специалистов для предприятий и организаций и позволяет более точно определить востребованность профессиональных компетенций в регионе. При этом рынок труда постепенно превращается в рынок квалификаций и компетенций, то есть все чаще обращается внимание на профессиональные компетенции работников.

В виду этого компетенции работников можно определить как совокупность профессиональных, социально-психологических, правовых и других характеристик, которые связываются с высокопрофессиональной деятельностью. Что касается формирования профессиональных компетенций, то оно заключается не только в обучении, но и в создании особых мотивационных установок, а также в формировании специфических свойств личности, обеспечивающих конкретную профессиональную деятельность [1, с. 370].

Сегодня работодатели как конечные потребители заинтересованы в принятии на работу выпускников, готовых включиться в производственный процесс без переучивания или с минимальной корректировкой профессиональных способностей. Помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования и опытом работы, они предъявляют требования, непосредственно связанные с проявлением профессиональных компетенций [2, с. 2].

На наш взгляд, становится актуален вопрос о необходимости развития профессиональных компетенций специалистов, которое предполагает освоение и реализацию комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков их применения, рост профессиональной культуры работников, включающей способности к непрерывному образованию и самообучению.

В связи с этим возникает необходимость проведения исследования для определения существующего уровня развития общих и профессиональных компетенций сотрудников предприятий. Исследование проводилось с использованием специально разработанных анкет среди сотрудников пяти предприятий Курской области (ОАО «Курскрезинотехника, ЗАО «Курский электроаппаратный завод», ЗАО «Курск-хлеб», ЗАО «КОНТИ-РУС», ООО «Птицефабрика «Красная поляна»). В результате был опрошен 691 человек, из которых 10 % респондентов занимают высший уровень в иерархии управления, 34 % — средний уровень и 56 % — низовой уровень.

В ходе проведенного исследования был определен уровень развития общих и профессиональных компетенций сотрудников предприятий, принявших участие в исследовании, и составлен портрет «идеального» сотрудника.

На рисунке 1 представлены результаты исследования, отражающие средний уровень развития следующих общих компетенций сотрудников:

-        знания, умения и навыки по избранной профессии;

-        знания, умения и навыки в смежной области деятельности;

-        способность работать в команде;

-        знание иностранного языка;

-        лидерские качества;

-        навыки работы с компьютером;

-        подготовка служебных документов;

-        учет в работе степень удовлетворенности потребителей.

Рис. 1. Уровень развития общих компетенций сотрудников

Исходя из представленных данных, можно говорить о том, что в настоящее время уровень развития профессиональных компетенций сотрудников находится на уровне выше среднего. Наибольшие отклонения в развитии общих компетенций сотрудников наблюдаются на высоком и предельно высоком уровнях и составляют соответственно 22,41 % и 15,03 %. Прежде всего это связано с отставанием развития систем обучения персонала на исследуемых предприятиях.

Особенность проведенного исследования заключается в учете отраслевой специфики исследуемых предприятий, что позволяет определить основные профессиональные компетенции, которыми должны обладать сотрудники.

На наш взгляд, к основным профессиональным компетенциям сотрудников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности можно отнести следующие: соблюдение санитарно-гигиенических условий производства продукции (А), знание рецептуры и технологии производства пищевых продуктов (Б) и знание видов сырья и их свойств (В). Уровень развития вышеперечисленных профессиональных компетенций представлен на рисунке 2.

«Идеальный» сотрудник, по мнению респондентов, должен владеть следующим уровнем компетентности:

-        предельно высоким уровнем в области соблюдения санитарно-гигиенических норм — 51,8 %;

-        предельно высоким уровнем в области знания рецептуры и технологий производства — 48,7 %;

-        высоким уровнем в области знания видов сырья и их свойств — 51,8 %.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что в настоящее время уровень развития профессиональных компетенций сотрудников пищевой и перерабатывающей промышленности в среднем отстает на 19,7 % от «идеального». По нашему мнению, это объясняется, прежде всего, непопулярностью производственных специальностей среди студентов, что, в свою очередь, приводит к нехватке высококвалифицированных специалистов на региональном рынке труда. Поэтому функционирующая система высшего профессионального образования должна четко и своевременно реагировать на запросы производства, обеспечивать потребности экономики в специалистах и удовлетворять образовательные потребности населения. Новая модель подготовки специалистов для промышленности должна быть более гибкой и результативной.

А) Соблюдение санитарно-гигиенических условий производства продукции

Б) Знание рецептуры и технологии производства пищевых продуктов

В) Знание видов сырья и их свойств

Рис. 2. Уровень развития профессиональных компетенций сотрудников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности

Наравне с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности нами было проведено исследование и в ряде предприятий по производству пластмассовых и резиновых изделий. Особенность данных предприятий заключается в предъявлении высоких требований к сотрудникам в области научно-исследовательской, организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности. Анализ полученных данных показал, что уровень развития профессиональных компетенций сотрудников исследуемых предприятий находится на среднем уровне, что существенно ниже показателей «идеального» уровня (рис. 3).

На наш взгляд, проблема развития профессиональных компетенций сотрудников данных предприятий зависят от ряда таких специфических особенностей, как постоянно меняющийся ассортимент изделий, изменение спроса потребителей на продукцию, появление новых материалов и технологий производства, высокие требования к качеству готовых изделий. В связи с этим достижение «идеального» уровня развития профессиональных компетенций зависит от дальнейшей непрерывной подготовки специалистов технического профиля, основу которой должен формировать компетентностный подход.

Рис. 3. Уровень развития профессиональных компетенций сотрудников предприятий, производящих пластмассовые и резиновые изделия

Необходимо отметить важность активизации процессов установления и развития партнерских взаимоотношений между учреждениями профессионального образования и предприятиями, что в дальнейшем будет способствовать формированию ожидаемых работодателем профессиональных компетенций, необходимых для работы на сложном современном производственном предприятии, а также общих компетенций, обеспечивающих мобильность кадров и их конкурентоспособность на рынке труда [3, с. 4].

Ввиду этого компетентный специалист, конкурентоспособный на рынке труда, должен свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, быть профессионально мобильным, способным к самопроектированию, саморазвитию, самореализации, социально ответственной творческой личностью отвечать приоритетным и перспективным запросам развития инновационной экономики региона.

Литература:

1.       Смирнова А. М. Профессиональные компетенции работников крупных промышленных предприятий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб., 2010. — № 124. — С. 370–374.

2.       Драницына Т. Ю. Теоретический и практический подход к развитию профессиональной компетенции будущих специалистов машиностроительного профиля в контексте требований регионального рынка труда // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. — М., 2011. — № 12. — С. 1–12.

3.       Воронков А. Г. Многоуровневая подготовка квалифицированных кадров для регионального рынка труда // Среднее профессиональное образование. — М., 2010. — № 7. — С. 2–4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle