Библиографическое описание:

Красильникова О. А., Ломакина Н. С. Тенденции и варианты развития морских портов России // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 133-136.

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевалки одного из видов груза — сырой нефти, по базовому и экспертному вариантам в распределении по морским бассейнам.

Ключевые слова: транспортная система, логистические системы, морской порт, грузооборот порта, перевалка груза, транзитные перевозки, инерционный вариант, базовый вариант, экспертный вариант.

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также развития и использования транзитного потенциала России.

Российская Федерация располагает самой протяженной в мире береговой линией морского побережья. Морские порты являются стратегическими объектами государства, это определяет необходимость совершенствования методов и форм управления их развитием на основе современных подходов.

Существует несколько альтернативных вариантов путей развития морских портов, которые различаются характером гипотез.

Основываясь на целевых ориентирах роста грузооборота морских портов, при формировании прогнозов, рассмотрим три возможных варианта развития.

Первый (инерционный) вариант — ориентирован на объем перевалки грузов 0,6 млрд. тонн. Данный вариант предусматривает лишь завершение начатых крупных инвестиционных проектов в силу дефицита федерального бюджета и стабилизацию уровня развития морских портов на параметрах сегодняшнего дня. Учитывает все возможные риски при прогнозировании параметров развития морских портов. Данный вариант не представляет интерес в силу низкой степени его вероятности.

Второй (базовый) вариант — вариант, основанный как на возможностях внутреннего рынка, так и на устоявшихся тенденциях внешних связей страны. Реалистичный путь, который отражает продолжение действующих в настоящий период тенденций в ключевых отраслях экономики и основывается на сдержанных оценках роста ключевых показателей морских портов. В данном варианте, опирающемся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе, предполагается сохранение темпов развития транспортной инфраструктуры для обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых. Согласно данного варианта прогноз грузооборота морских портов — 1,0 млрд. тонн. Данный вариант представляется базовым, ключевым по определению тенденций развития портов. Учитывает только те риски, вероятность которых средняя или выше средней.

Третий (экспертный) вариант — вариант, основанный преимущественно на выводах анализа макроэкономической ситуации, форсированном росте мирового спроса и активизации мировой торговли, на экспертной оценке возможного развития отечественной грузовой базы и транзитного потенциала России. В транспортном секторе данный вариант предусматривает реализацию проектов строительства крупных транспортных комплексов, ориентированных на транзитные грузопотоки, мультимодальных логистических центров и информационных узлов. Дальнейшее развитие морских портов предусматривается в увязке с созданием логистической системы, развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, осуществлением мер по модернизации и развитию системы внутренних водных путей, речных портов, а также по обновлению парка транспортных средств. Данный вариант характеризуется более высокими параметрами инновационной активности компаний, а также, более высоким уровнем частных и государственных инвестиций в развитие морских портов. Значения объемов перевалки грузов по данному варианту оцениваются порядка 1,3 млрд. тонн. Все рассматриваемые риски учтены с низкой степенью вероятности.

С одинаковой степень вероятности при различных вариантах большое внимание будет уделено обеспечению комплексной безопасности и устойчивости функционирования морских портов, включая повышение безопасности мореплавания, а также снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Остановимся более подробно на анализе изменения объемов перевалки одного из видов груза — сырой нефти, по базовому и экспертному вариантам в распределении по морским бассейнам.

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В стране сосредоточено 14 % мировых разведанных запасов нефти, 34 % запасов природного газа, около 20 % разведанных запасов каменного и 32 % запасов бурого угля.

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12 % от общего мирового производства. Страна активно участвует в международной торговле энергоресурсами. В последние годы рост добычи и производства первичных ТЭР в России существенно опережал рост их внутреннего потребления.

Благодаря своей минерально-сырьевой базе Российская Федерация является крупнейшим мировым производителем нефти, на долю которой приходится около 11,3 % от уровня мировой добычи.

Увеличение внешнеторговых перевозок сырой нефти через морские порты России на перспективу, по сравнению с настоящим периодом, в значительной степени прогнозируется за счет:

-          транзитных перевозок сырой нефти, поступающей по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), от Тенгиза (Казахстан) до Ю. Озереевки (п. Новороссийск);

-          увеличения в западном направлении морского экспорта сырой нефти, поступающей в п. Усть-Луга по Балтийской трубопроводной системе — БТС-2;

-          увеличения в восточном направлении морского экспорта нефти, поступающей в спецморнефтепорт «Козьмино» по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) и Де-Кастри с Сахалина;

-          за счет нефти с нового месторождения им. Корчагина в северной части российского сектора Каспия.

Данные, характеризующие объемы перевалки сырой нефти на период до 2030 г., в распределении по морским бассейнам, представлены на рисунках 1, 2, 3, 4 и 5.

Рис. 1. Распределение объемов перевалки сырой нефти в Балтийском бассейне

Рис. 2. Распределение объемов перевалки сырой нефти в Арктическом бассейне

Рис. 3. Распределение объемов перевалки сырой нефти в Азово-Черноморском бассейне

В перспективе доля Балтийского бассейна в общем объеме перевалки нефти на экспорт морскими портами России будет на уровне 38,1 %.

Доля Тихоокеанского бассейна в общем объеме перевалки российской сырой нефти на экспорт увеличится до 16,4 % к 2030 г.

Ожидаемый рост объемов перевалки сырой нефти в морских портах Дальнего Востока обусловлен освоением месторождений острова Сахалин, а также строительством трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) с доведением мощности к 2025 г. до 50 млн. тонн в год.

В целом, объем перевалки сырой нефти на экспорт морскими портами Дальнего Востока увеличится до 41,5 млн. тонн в 2030 г., или в 1,4 раза.

Рис. 4. Распределение объемов перевалки сырой нефти в Каспийском бассейне

Рис.5. Распределение объемов перевалки сырой нефти в Дальневосточном бассейне

В целом, объем перевалки сырой нефти на экспорт в морских портах России возрастет до 253,0 млн. тонн в 2030 г. Рост в 1,4 раза.

По морским бассейнам этот рост выражается величинами: Арктический — в 2,5 раза, Балтийский — в 1,35 раза, Черноморский — в 1,33 раза, Тихоокеанский — в 1,44 раза, что отвечает Стратегии государства, направленной на активную эксплуатацию сырьевых ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle