Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 2032 раза

Библиографическое описание:

Шинкарёва, Н. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни / Н. А. Шинкарёва, О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10843/ (дата обращения: 26.04.2024).

Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе ‒ В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности ‒ Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьева, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3.И. Теплова ‒ стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Воображение — это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни.

Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности ‒ игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Нами был разработан проект, цель которого — создать педагогические условия для развития творческого воображения старших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Система включает 8 занятий по рисованию: сформулированы их цели, подобраны необходимые средства обучения, перечислено оборудование, раскрыты основные моменты реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками. Каждое из занятий имеет тему: игрушки, природа, времена года, праздники, игры. Это способствует приданию личностного смысла художественному творчеству детей.

Нетрадиционные техники рисования, отобранные нами для занятий с детьми 6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие: оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.

Для исследования особенностей творческого воображения нами подобраны следующие диагностики: «Дорисовывание» и «Завершение рассказа» (автор ‒ Д. Б. Эльконин), тест Е. Торренса «Неполные фигуры», модифицированный тест Г. Роршаха. В процессе анализа научной литературы по проблеме были выделены основные компоненты, критерии и показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы нами сформулирован ряд рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми 6-летнего возраста.

Для занятий воспитателю нужно готовить красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. С целью развития творческого воображения и фантазии старших дошкольников воспитатель может показать детям специальные упражнения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

После проведения исследования мы пришли к следующему выводу: чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Литература:

1.      Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2.      Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: Игровые технологии. — М.: ТЦ Сфера. — 2005. — 128 с.

3.      Беркимблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат. — 1968. — 368 с.

4.      Брушлинский А. В. Воображение и творчество. // Научное творчество. — М.: Институт практической психологии. — 1969. — 356 с.

5.      Введение в психологию. / Под общей ред. проф. В. В. Петровского. — М.: Изд. центр «Академия». — 1997. — 496 с.

6.      Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение. — 1987. — 325 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нетрадиционная техника рисования, творческое воображение, занятие, ребенок, изобразительное искусство, нетрадиционное рисование, развитие, рисование, старший дошкольный возраст, творческое воображение детей.


Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Е. И. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и другие.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Экспериментирование в рисовании — основа творческих фантазий детей.

Творческое воображение у детей нуждается в непрерывном развитии, для достижения этой

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

развивает творческие способности, воображение и воображение.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни.

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель, гуашь, оттиск.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, изобразительное искусство...

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

ребенок, творческая способность детей, краска, старший возраст, нетрадиционная техника рисования, моя работа, изобразительная деятельность, жидкая гуашь, детское творчество, детский сад.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного...

Рассмотреть творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изучить влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Е. И. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и другие.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Экспериментирование в рисовании — основа творческих фантазий детей.

Творческое воображение у детей нуждается в непрерывном развитии, для достижения этой

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

развивает творческие способности, воображение и воображение.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни.

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель, гуашь, оттиск.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, изобразительное искусство...

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

ребенок, творческая способность детей, краска, старший возраст, нетрадиционная техника рисования, моя работа, изобразительная деятельность, жидкая гуашь, детское творчество, детский сад.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного...

Рассмотреть творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изучить влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос