Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Григорьева О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 572-573.

Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе ‒ В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности ‒ Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьева, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3.И. Теплова ‒ стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Воображение — это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни.

Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности ‒ игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Нами был разработан проект, цель которого — создать педагогические условия для развития творческого воображения старших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Система включает 8 занятий по рисованию: сформулированы их цели, подобраны необходимые средства обучения, перечислено оборудование, раскрыты основные моменты реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками. Каждое из занятий имеет тему: игрушки, природа, времена года, праздники, игры. Это способствует приданию личностного смысла художественному творчеству детей.

Нетрадиционные техники рисования, отобранные нами для занятий с детьми 6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие: оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.

Для исследования особенностей творческого воображения нами подобраны следующие диагностики: «Дорисовывание» и «Завершение рассказа» (автор ‒ Д. Б. Эльконин), тест Е. Торренса «Неполные фигуры», модифицированный тест Г. Роршаха. В процессе анализа научной литературы по проблеме были выделены основные компоненты, критерии и показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы нами сформулирован ряд рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми 6-летнего возраста.

Для занятий воспитателю нужно готовить красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. С целью развития творческого воображения и фантазии старших дошкольников воспитатель может показать детям специальные упражнения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

После проведения исследования мы пришли к следующему выводу: чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Литература:

1.      Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2.      Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: Игровые технологии. — М.: ТЦ Сфера. — 2005. — 128 с.

3.      Беркимблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат. — 1968. — 368 с.

4.      Брушлинский А. В. Воображение и творчество. // Научное творчество. — М.: Институт практической психологии. — 1969. — 356 с.

5.      Введение в психологию. / Под общей ред. проф. В. В. Петровского. — М.: Изд. центр «Академия». — 1997. — 496 с.

6.      Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение. — 1987. — 325 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle