Библиографическое описание:

Надибоидзе О. Л., Дышокова А. А. Бенчмаркинговые стратегии в подготовке кадров для сферы туризма // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 83-86.

Образовательная политика, являясь важнейшей составляющей политики государства, становится эффективным инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры, устанавливает на основе общественного согласия цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Ее первейшая задача на современном этапе — достижение современного качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Правительство Российской Федерации определило приоритетные направления своей деятельности, позволяющие обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста:

-          повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»;

-          устранение структурных ограничений экономического роста;

-          содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

-          социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;

-          рациональная интеграция России в мировую экономику.

Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального туристского образования, без придания ей должного уровня мобильности и гибкости, без соответствия потребностям современного рынка труда, без непрерывного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке [1, с.15].

Зарубежные учебные заведения конкурируют между собой, постоянно предлагают разнообразные новые программы используют инновационные образовательные технологии, привлекают к преподаванию лучшие научные кадры и опытных практиков отрасли. Организуя для своих студентов и слушателей стажировки на самых престижных предприятиях гостиничной отрасли. В данной конкуренции практически не принимают участие российские учебные заведения.

За рубежом существуют различные формы, подготовки и переподготовки кадров для индустрии гостеприимства среди которых [7, с. 56]:

-          специализированные краткосрочные языковые курсы;

-          стажировки в туристических фирмах и отелях;

-          программы повышения квалификации;

-          обучение — на получение сертификатов, дипломов, степеней бакалавра и магистра в школах туристского бизнеса.

Наиболее известные международные организации по проблемам туризма:

-          ASEN — Швейцарская ассоциация школ гостиничного менеджмента;

-          EURHODIP — ассоциация ведущих гостиничных школ в Европе;

-          IH&RA — международная гостиничная и ресторанная ассоциация;

-          АН&МА — Американская ассоциация отелей и мотелей;

-          HCIMA — Hotel and Catering International Management Association;

-          EFAH — The European Foundation for the Accreditation of Hotel School Programmes;

-          AMFORTH — Всемирная ассоциация по подготовке специалистов в области индустрии гостеприимства и туризма.

Изучение системы подготовки кадров ведущих зарубежных стран в сфере туризма и гостеприимства, программ и содержания основных моделей обучения показали, что их опыт (с учетом специфики, работы предприятий индустрии туризма в РФ) можно применить в практике российских образовательных структур. Традиционные модели подготовки кадров — швейцарская, американская британская — высоко котируются среди профессионалов во всем мире. За рубежом профессиональная подготовка для индустрии туризма осуществляется на разных уровнях с присуждением дипломов о высшем образовании и, с присуждением степеней [2, с. 61–65; 3, с. 75; 5, с. 75; 6, с.115; 8, с.174].

Большинство школ туристского и гостиничного дела в Европе открыты на базе действующих гостиниц. Студенты живут там же, что позволяет им получать практические профессиональные навыки в реальной обстановке. В отечественных учебных заведениях подобные гостиничные базы отсутствуют. По сравнению с российским, европейское образованием предусматривает производственные практики в объеме от 50 до 70 % учебного времени [7, с. 58].

В США на базе образовательных учреждений сформированы специализированные отделы (кадровые агентства), соединенные единой информационной системой с предприятиями индустрии туризма. Последние занимаются регулярным мониторингом потребностей рынка труда, трудоустройством молодых специалистов и коррекцией набора абитуриентов- по профильным специальностям. Соответственно, образовательные учреждения могут быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного профиля и квалификационного уровня. Преимущества американской модели: тесная интеграция с общественными профессиональными организациями, глубокое изучение общетеоретических положений в области управления и большое количество разнообразных курсов повышения квалификации и переподготовки.

Швейцарская система подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства признана лучшей. Специалистов гостиничного и туристского бизнеса готовят десятки частных школ. Разрешение на открытие частной школы не требуется. Владелец только определяет программу, уровень и качество преподавания в школе. Тем не менее, большинство школ проходят аккредитацию в федеральной или кантональной государственной комиссии по образованию или в государственном университете. Проверяют и аккредитуют частные школы швейцарская или международная профессиональные организации, например, HCIMA — Hotel and Catering International Management Association и EFAH — The European Foundation for the Accrйditation of Hotel School Programmes. Выпускник такой школы может претендовать на должность помощника менеджера в той или иной, области сферы туризма [2, с. 63].

Во Франции, профессиональное образование регулируется «Законом об ученичестве» и «Законом о децентрализации образования». Объекты стандартизации: учебные программы; требования к экзаменам; сертификаты; квалификации; контрольные задания (600 типовых работ) и межминистерские наблюдения- за профессиональным становлением выпускников. Особенности национальных стандартов профессионального образования [7, с. 66]:

-          тесное взаимодействие с бизнес-сообществом;

-          изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции профессий и условий труда;

-          контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной подготовки кадров.

Профессиональная подготовка кадров- для» индустрии туризма в этойстране имеет отличительные особенности.

1.         Основа профессионального обучения — система гостиничного и ресторанного хозяйства, дисциплины и программы касающиеся чисто туристской деятельности; реализуемой в гостиничных комплексах в качестве дополнительного обслуживания (бронирование мест, организация» посещений мероприятий, заказ экскурсионного обслуживания и др.). Обучение строится так, чтобы студент стал специалистом широкого профиля.

2.         Во Франции более 20 тыс. гостиниц различного уровня обслуживания. Около 15 тыс. гостиниц объединены в крупные гостиничные комплексы типа «Аккор», «Пульман». Они организуют свои замкнутые учебные центры подготовки кадров, например, «инфант». В них готовят персонал для предприятий, входящих в собственную цепь. В процессе обучения отрабатываются стандарты и квалификационные навыки, характерные для предприятий данной- цепи. Программы учитывают общие требования, классификацию и нормы обслуживания, вытекающие из правил «нормирования и процедуры классификации гостиниц туристского назначения», принятых во Франции в 1986 г. Финансирование учебных центров на 60–80 % осуществляют гостиничные цепи.

Малые гостиницы в частном владении пользуются услугами лицеев и колледжей, входящих в систему местного территориального управления. Эти учебные заведения готовят проекты программ обучения, проходят конкурсную апробацию на территориальном уровне и утверждаются Министерством национального образования. Министерство труда дает в качестве экспертной оценки заключение о соответствии программ квалификационным требованиям, предъявляемым специалистам каждого уровня [6, с. 78].

Подготовку специалистов гостинично-ресторанной сферы организуют непосредственно филиалы — поставщиками технических услуг. Специалисты — туристские организаторы, посредники туристского бизнеса — готовятся в колледжах и институтах, специальных школах и лицеях или формируются за счет наиболее подготовленных специалистов гостинично- ресторанного дела. Для этого необходим диплом или сертификат.

При получении специальности в области туризма необходимо прохождение будущим специалистом всех ступеней обучения:

-          ученичество или приобретение навыков стажера;

-          профессионализация;

-          получение диплома бакалавра;

-          обучение для получения диплома магистра;

-          последипломное обучение (переподготовка и повышение квалификации).

Каждая ступень заканчивается получением диплома с указанием полученной специализации. Помимо перечисленных выше уровней, действует система обязательного обучения в каждом конкретном предприятии и профессионального роста работника с предварительным прохождением курса переподготовки на новую должность.

Во Франции сложилась гибкая система непрерывной и последовательной подготовки кадров [5, с.115]. Соотношение теоретических и практических знаний и умений (50: 50) достигается обязательной стажировкой на базовом предприятии и выполнением студентом, технологических функций персонала обслуживания во второй половине дня, когда учебные центры работают в режиме отраслевого предприятия. Например, в лицеях Грета Академия в Версале, в школе гостиничного хозяйства в г. Блуа, обучение организовано в течение года по трем семестрам. Обязательно нужно пройти обучение на производстве.

Опыт подготовки специалистов для индустрии туризма, в Великобритании основан на модульной системе. Обучение блоками осуществляется на основе- гибкой программы. Она обеспечивает ученикам возможность выполнения разнообразных интеллектуальных операций и использование полученных знаний, во время решения учебных задач [3, с.85]; Такая учебная программа содержит последовательные блоки: информационный, тестово-информационный; (проверка усвоенного), коррекционно-информационный. (в случае неверного ответа — дополнительное обучение), проблемный (решение задач на основе полученных знаний), блок проверки и коррекции.

Первый блок учебного плана туристского профиля в вузах Великобритании составляют обязательные курсы, специфические для каждой избранной специализации:

Второй блок — элективные курсы — общеобразовательные и специальные. Студент имеет возможность выбирать курсы из предложенных предметов. Элективные дисциплины делятся на дисциплины ограниченного и свободного выбора. Соотношение между обязательными и элективными дисциплинами в программах разных университетов, зависит от цикла обучения, его принадлежности- к государственному или, частному сектору, специальности и других параметров.

Третий блок — факультативные курсы. Элективные курсы, в отличие от факультативных, являются зачетными.

Модульное обучение один из наиболее целостных системных подходов к процессу обучения. Сущность дидактического процесса на основе модульной технологии обеспечения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем модулей варьируются в-зависимости от профильной — и уровневой дифференциации обучающихся и дидактических целей. Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровня ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. При такой организации — процесса обучения студент работает по учебной программе, включающей модули: целевой, информационный, операционный (практическое руководство достижение целей обучения), модуль проверки знаний. Положительный фактор модульного обучения в том, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью специфических и традиционных методов и форм обучения.

Модульный подход трактуется многими известными педагогами Великобритании как специфическое, методологическое направление современной науки.

Примером применения фундаментальной модульной системы подготовки специалистов-в сфере, туризма и его основных секторов-может стать обучение в одном из ведущих университетов Великобритании — в университете г. Сюррея [8,с.154]. Четырехлетняя модульная программа обучения специализации «Гостиничный менеджмент» разработана целенаправленно для студентов, желающих посвятить себя этой сфере и сделать в ней хорошую карьеру в управлении гостиничной отраслью и, туризме. Модульный формат спроектирован на базе специальных знаний этой сферы как основного ядра и дополнительных предметов сферы управления и бизнеса. Эта программа предусматривает большую гибкость для студентов, с целью специализации по предметам, представляющим для них наибольший интерес.

Модульное построение содержания учебных программ британских вузов базируется на принципах: целенаправленного подбора учебного материала и складывания его в целевые блоки, его всесторонности, интегративности; обеспечения относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности; методического обеспечения усвоения материала студентами и обратной связи с преподавателем.

Подготовкой кадров для индустрии туризма в Греции занимаются несколько образовательных учреждений. Ведущим является Институт Гостеприимства и Туризма Le Monde в Афинах [8, с. 290]. Это частное учебное заведение, полностью ориентированное на туризм имеет два факультета. В Греции индустрия туризма самая развитая отрасль экономики, и программы предлагаемые этим институтом, направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов. Предлагаемые программы:

-          управление в сфере гостиничного хозяйства;

-          управление в сфере туризма;

-          мультипликация гостиницы;

-          управление в секторе «Продовольствие и напитки»;

-           программы по подготовке специалистов по кулинарному делу и производству кондитерских изделий.

В институте «Гостеприимства и Туризма» Le Monde [6, с.175] более 140 служащих, административный персонал и преподавательский состав; есть учебные аудитории для кулинарного дела и производства кондитерских изделий; студия мультипликации гостиницы; библиотека; амфитеатр. Le Monde поддерживает тесные связи с туристской промышленностью в Греции и за границей. Студенты и выпускники участвуют в программах обучения, предлагаемых институтом. Они начинают работать в различных гостиницах и туристских предприятиях. Образовательные программы института связаны с другими гостиницами и программами Школ туризма в Швейцарии и Великобритании, и предоставляют студентам выбор продолжить и завершить свое обучение за границей.

Le Monde-считается одним из наиболее специализированных институтов с экспертами в сфере туризма. Одна из самых успешных — программа «Гостиничный менеджмент» — состоит из четырех основных направлений: теория практика, знание иностранных языков и повышение квалификации. В течение двухлетнего курса (4 семестра) студент изучает современную модель управления предприятием, обслуживание клиентов, политику и экономику в туризме, снабжение провизией, ассигнование и использование специального программного обеспечения. Студентам, изучающим этот курс, необходим также предыдущий опыт, как в образовании, так и в создании проектов и участии в семинарах. Изучаемые предметы: туризм; гостиничный менеджмент; экономика гостиничных предприятий; организация гостиницы и ее функционирование; виноделие; бухгалтерский учет; маркетинг и технология продаж; технология ведения барного дела и наука о винах; специальное программное обеспечение для гостиниц; иностранные языки [8, с. 290]:

Таким образом, бенчмаркинговый анализ стратегических достоинств европейских моделей профессиональной подготовки кадров для сферы туризма основан на практикоориентированных технологиях, т. е. значительная часть, «учебного» времени предназначена для получения именно практических навыков в ходе занятий, практик и стажировок на предприятиях отрасли. Акцент делается на формирование у студентов психологии обслуживания клиентов, тесное сотрудничество учебных заведений с отраслью и высокую мобильность студентов.

Литература:

1.         Дусенко, С. В. О современных практикоориентированных подходах в организации переподготовки и повышении квалификации кадров в профильном туристском вузе / С. В. Дусенко // Туризм: право и экономика № 1: сб. науч. ст. — Москва, 2013. — 303 с.

2.         Дедусенко Е. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма / Е. А. Дусенко // Туризм и сервис. Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. — Москва,: РГТУ, 2010. — 303 с.

3.         Лайко М. Ю. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства:учеб. для вузов / М. Ю. Лайко. — Москва.: Изд-во ГОУВПО «РЭА- им: Г. В. Плеханова», 2008. — 186 с.

4.         Лайко М. Ю. Менеджмент в гостиничном бизнесе: учеб. пос. для вузов / М. Ю. Лайко — Москва: Изд-во Рос. Экон. Академия, 2006. — 158 с.

5.         Охраменко A. A. Содержание и методы подготовки специалистов гостеприимства для туристской сферы в условиях региона: дис…канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Охраменко. — Москва., 2002. — 237 с.

6.         Петрунь И. Б. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом: дис...канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Петрунь. — Сочи, 1998. — 230 с.

7.         Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: дис… док. экон. наук: 08.00.05. / М. В. Полевая. — Москва, 2011. — 355 с.

8.         Сакун JI. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира:учеб. для вузов / Л. В. Сакун — К: МАУП, 2004. — 399 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle