Бенчмаркинговые стратегии в подготовке кадров для сферы туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 820 раз

Библиографическое описание:

Надибоидзе, О. Л. Бенчмаркинговые стратегии в подготовке кадров для сферы туризма / О. Л. Надибоидзе, А. А. Дышокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10789/ (дата обращения: 26.04.2024).

Образовательная политика, являясь важнейшей составляющей политики государства, становится эффективным инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры, устанавливает на основе общественного согласия цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Ее первейшая задача на современном этапе — достижение современного качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Правительство Российской Федерации определило приоритетные направления своей деятельности, позволяющие обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста:

-          повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»;

-          устранение структурных ограничений экономического роста;

-          содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

-          социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;

-          рациональная интеграция России в мировую экономику.

Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального туристского образования, без придания ей должного уровня мобильности и гибкости, без соответствия потребностям современного рынка труда, без непрерывного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке [1, с.15].

Зарубежные учебные заведения конкурируют между собой, постоянно предлагают разнообразные новые программы используют инновационные образовательные технологии, привлекают к преподаванию лучшие научные кадры и опытных практиков отрасли. Организуя для своих студентов и слушателей стажировки на самых престижных предприятиях гостиничной отрасли. В данной конкуренции практически не принимают участие российские учебные заведения.

За рубежом существуют различные формы, подготовки и переподготовки кадров для индустрии гостеприимства среди которых [7, с. 56]:

-          специализированные краткосрочные языковые курсы;

-          стажировки в туристических фирмах и отелях;

-          программы повышения квалификации;

-          обучение — на получение сертификатов, дипломов, степеней бакалавра и магистра в школах туристского бизнеса.

Наиболее известные международные организации по проблемам туризма:

-          ASEN — Швейцарская ассоциация школ гостиничного менеджмента;

-          EURHODIP — ассоциация ведущих гостиничных школ в Европе;

-          IH&RA — международная гостиничная и ресторанная ассоциация;

-          АН&МА — Американская ассоциация отелей и мотелей;

-          HCIMA — Hotel and Catering International Management Association;

-          EFAH — The European Foundation for the Accreditation of Hotel School Programmes;

-          AMFORTH — Всемирная ассоциация по подготовке специалистов в области индустрии гостеприимства и туризма.

Изучение системы подготовки кадров ведущих зарубежных стран в сфере туризма и гостеприимства, программ и содержания основных моделей обучения показали, что их опыт (с учетом специфики, работы предприятий индустрии туризма в РФ) можно применить в практике российских образовательных структур. Традиционные модели подготовки кадров — швейцарская, американская британская — высоко котируются среди профессионалов во всем мире. За рубежом профессиональная подготовка для индустрии туризма осуществляется на разных уровнях с присуждением дипломов о высшем образовании и, с присуждением степеней [2, с. 61–65; 3, с. 75; 5, с. 75; 6, с.115; 8, с.174].

Большинство школ туристского и гостиничного дела в Европе открыты на базе действующих гостиниц. Студенты живут там же, что позволяет им получать практические профессиональные навыки в реальной обстановке. В отечественных учебных заведениях подобные гостиничные базы отсутствуют. По сравнению с российским, европейское образованием предусматривает производственные практики в объеме от 50 до 70 % учебного времени [7, с. 58].

В США на базе образовательных учреждений сформированы специализированные отделы (кадровые агентства), соединенные единой информационной системой с предприятиями индустрии туризма. Последние занимаются регулярным мониторингом потребностей рынка труда, трудоустройством молодых специалистов и коррекцией набора абитуриентов- по профильным специальностям. Соответственно, образовательные учреждения могут быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного профиля и квалификационного уровня. Преимущества американской модели: тесная интеграция с общественными профессиональными организациями, глубокое изучение общетеоретических положений в области управления и большое количество разнообразных курсов повышения квалификации и переподготовки.

Швейцарская система подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства признана лучшей. Специалистов гостиничного и туристского бизнеса готовят десятки частных школ. Разрешение на открытие частной школы не требуется. Владелец только определяет программу, уровень и качество преподавания в школе. Тем не менее, большинство школ проходят аккредитацию в федеральной или кантональной государственной комиссии по образованию или в государственном университете. Проверяют и аккредитуют частные школы швейцарская или международная профессиональные организации, например, HCIMA — Hotel and Catering International Management Association и EFAH — The European Foundation for the Accrйditation of Hotel School Programmes. Выпускник такой школы может претендовать на должность помощника менеджера в той или иной, области сферы туризма [2, с. 63].

Во Франции, профессиональное образование регулируется «Законом об ученичестве» и «Законом о децентрализации образования». Объекты стандартизации: учебные программы; требования к экзаменам; сертификаты; квалификации; контрольные задания (600 типовых работ) и межминистерские наблюдения- за профессиональным становлением выпускников. Особенности национальных стандартов профессионального образования [7, с. 66]:

-          тесное взаимодействие с бизнес-сообществом;

-          изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции профессий и условий труда;

-          контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной подготовки кадров.

Профессиональная подготовка кадров- для» индустрии туризма в этойстране имеет отличительные особенности.

1.         Основа профессионального обучения — система гостиничного и ресторанного хозяйства, дисциплины и программы касающиеся чисто туристской деятельности; реализуемой в гостиничных комплексах в качестве дополнительного обслуживания (бронирование мест, организация» посещений мероприятий, заказ экскурсионного обслуживания и др.). Обучение строится так, чтобы студент стал специалистом широкого профиля.

2.         Во Франции более 20 тыс. гостиниц различного уровня обслуживания. Около 15 тыс. гостиниц объединены в крупные гостиничные комплексы типа «Аккор», «Пульман». Они организуют свои замкнутые учебные центры подготовки кадров, например, «инфант». В них готовят персонал для предприятий, входящих в собственную цепь. В процессе обучения отрабатываются стандарты и квалификационные навыки, характерные для предприятий данной- цепи. Программы учитывают общие требования, классификацию и нормы обслуживания, вытекающие из правил «нормирования и процедуры классификации гостиниц туристского назначения», принятых во Франции в 1986 г. Финансирование учебных центров на 60–80 % осуществляют гостиничные цепи.

Малые гостиницы в частном владении пользуются услугами лицеев и колледжей, входящих в систему местного территориального управления. Эти учебные заведения готовят проекты программ обучения, проходят конкурсную апробацию на территориальном уровне и утверждаются Министерством национального образования. Министерство труда дает в качестве экспертной оценки заключение о соответствии программ квалификационным требованиям, предъявляемым специалистам каждого уровня [6, с. 78].

Подготовку специалистов гостинично-ресторанной сферы организуют непосредственно филиалы — поставщиками технических услуг. Специалисты — туристские организаторы, посредники туристского бизнеса — готовятся в колледжах и институтах, специальных школах и лицеях или формируются за счет наиболее подготовленных специалистов гостинично- ресторанного дела. Для этого необходим диплом или сертификат.

При получении специальности в области туризма необходимо прохождение будущим специалистом всех ступеней обучения:

-          ученичество или приобретение навыков стажера;

-          профессионализация;

-          получение диплома бакалавра;

-          обучение для получения диплома магистра;

-          последипломное обучение (переподготовка и повышение квалификации).

Каждая ступень заканчивается получением диплома с указанием полученной специализации. Помимо перечисленных выше уровней, действует система обязательного обучения в каждом конкретном предприятии и профессионального роста работника с предварительным прохождением курса переподготовки на новую должность.

Во Франции сложилась гибкая система непрерывной и последовательной подготовки кадров [5, с.115]. Соотношение теоретических и практических знаний и умений (50: 50) достигается обязательной стажировкой на базовом предприятии и выполнением студентом, технологических функций персонала обслуживания во второй половине дня, когда учебные центры работают в режиме отраслевого предприятия. Например, в лицеях Грета Академия в Версале, в школе гостиничного хозяйства в г. Блуа, обучение организовано в течение года по трем семестрам. Обязательно нужно пройти обучение на производстве.

Опыт подготовки специалистов для индустрии туризма, в Великобритании основан на модульной системе. Обучение блоками осуществляется на основе- гибкой программы. Она обеспечивает ученикам возможность выполнения разнообразных интеллектуальных операций и использование полученных знаний, во время решения учебных задач [3, с.85]; Такая учебная программа содержит последовательные блоки: информационный, тестово-информационный; (проверка усвоенного), коррекционно-информационный. (в случае неверного ответа — дополнительное обучение), проблемный (решение задач на основе полученных знаний), блок проверки и коррекции.

Первый блок учебного плана туристского профиля в вузах Великобритании составляют обязательные курсы, специфические для каждой избранной специализации:

Второй блок — элективные курсы — общеобразовательные и специальные. Студент имеет возможность выбирать курсы из предложенных предметов. Элективные дисциплины делятся на дисциплины ограниченного и свободного выбора. Соотношение между обязательными и элективными дисциплинами в программах разных университетов, зависит от цикла обучения, его принадлежности- к государственному или, частному сектору, специальности и других параметров.

Третий блок — факультативные курсы. Элективные курсы, в отличие от факультативных, являются зачетными.

Модульное обучение один из наиболее целостных системных подходов к процессу обучения. Сущность дидактического процесса на основе модульной технологии обеспечения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем модулей варьируются в-зависимости от профильной — и уровневой дифференциации обучающихся и дидактических целей. Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровня ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. При такой организации — процесса обучения студент работает по учебной программе, включающей модули: целевой, информационный, операционный (практическое руководство достижение целей обучения), модуль проверки знаний. Положительный фактор модульного обучения в том, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью специфических и традиционных методов и форм обучения.

Модульный подход трактуется многими известными педагогами Великобритании как специфическое, методологическое направление современной науки.

Примером применения фундаментальной модульной системы подготовки специалистов-в сфере, туризма и его основных секторов-может стать обучение в одном из ведущих университетов Великобритании — в университете г. Сюррея [8,с.154]. Четырехлетняя модульная программа обучения специализации «Гостиничный менеджмент» разработана целенаправленно для студентов, желающих посвятить себя этой сфере и сделать в ней хорошую карьеру в управлении гостиничной отраслью и, туризме. Модульный формат спроектирован на базе специальных знаний этой сферы как основного ядра и дополнительных предметов сферы управления и бизнеса. Эта программа предусматривает большую гибкость для студентов, с целью специализации по предметам, представляющим для них наибольший интерес.

Модульное построение содержания учебных программ британских вузов базируется на принципах: целенаправленного подбора учебного материала и складывания его в целевые блоки, его всесторонности, интегративности; обеспечения относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности; методического обеспечения усвоения материала студентами и обратной связи с преподавателем.

Подготовкой кадров для индустрии туризма в Греции занимаются несколько образовательных учреждений. Ведущим является Институт Гостеприимства и Туризма Le Monde в Афинах [8, с. 290]. Это частное учебное заведение, полностью ориентированное на туризм имеет два факультета. В Греции индустрия туризма самая развитая отрасль экономики, и программы предлагаемые этим институтом, направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов. Предлагаемые программы:

-          управление в сфере гостиничного хозяйства;

-          управление в сфере туризма;

-          мультипликация гостиницы;

-          управление в секторе «Продовольствие и напитки»;

-           программы по подготовке специалистов по кулинарному делу и производству кондитерских изделий.

В институте «Гостеприимства и Туризма» Le Monde [6, с.175] более 140 служащих, административный персонал и преподавательский состав; есть учебные аудитории для кулинарного дела и производства кондитерских изделий; студия мультипликации гостиницы; библиотека; амфитеатр. Le Monde поддерживает тесные связи с туристской промышленностью в Греции и за границей. Студенты и выпускники участвуют в программах обучения, предлагаемых институтом. Они начинают работать в различных гостиницах и туристских предприятиях. Образовательные программы института связаны с другими гостиницами и программами Школ туризма в Швейцарии и Великобритании, и предоставляют студентам выбор продолжить и завершить свое обучение за границей.

Le Monde-считается одним из наиболее специализированных институтов с экспертами в сфере туризма. Одна из самых успешных — программа «Гостиничный менеджмент» — состоит из четырех основных направлений: теория практика, знание иностранных языков и повышение квалификации. В течение двухлетнего курса (4 семестра) студент изучает современную модель управления предприятием, обслуживание клиентов, политику и экономику в туризме, снабжение провизией, ассигнование и использование специального программного обеспечения. Студентам, изучающим этот курс, необходим также предыдущий опыт, как в образовании, так и в создании проектов и участии в семинарах. Изучаемые предметы: туризм; гостиничный менеджмент; экономика гостиничных предприятий; организация гостиницы и ее функционирование; виноделие; бухгалтерский учет; маркетинг и технология продаж; технология ведения барного дела и наука о винах; специальное программное обеспечение для гостиниц; иностранные языки [8, с. 290]:

Таким образом, бенчмаркинговый анализ стратегических достоинств европейских моделей профессиональной подготовки кадров для сферы туризма основан на практикоориентированных технологиях, т. е. значительная часть, «учебного» времени предназначена для получения именно практических навыков в ходе занятий, практик и стажировок на предприятиях отрасли. Акцент делается на формирование у студентов психологии обслуживания клиентов, тесное сотрудничество учебных заведений с отраслью и высокую мобильность студентов.

Литература:

1.         Дусенко, С. В. О современных практикоориентированных подходах в организации переподготовки и повышении квалификации кадров в профильном туристском вузе / С. В. Дусенко // Туризм: право и экономика № 1: сб. науч. ст. — Москва, 2013. — 303 с.

2.         Дедусенко Е. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма / Е. А. Дусенко // Туризм и сервис. Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. — Москва,: РГТУ, 2010. — 303 с.

3.         Лайко М. Ю. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства:учеб. для вузов / М. Ю. Лайко. — Москва.: Изд-во ГОУВПО «РЭА- им: Г. В. Плеханова», 2008. — 186 с.

4.         Лайко М. Ю. Менеджмент в гостиничном бизнесе: учеб. пос. для вузов / М. Ю. Лайко — Москва: Изд-во Рос. Экон. Академия, 2006. — 158 с.

5.         Охраменко A. A. Содержание и методы подготовки специалистов гостеприимства для туристской сферы в условиях региона: дис…канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Охраменко. — Москва., 2002. — 237 с.

6.         Петрунь И. Б. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом: дис...канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Петрунь. — Сочи, 1998. — 230 с.

7.         Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: дис… док. экон. наук: 08.00.05. / М. В. Полевая. — Москва, 2011. — 355 с.

8.         Сакун JI. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира:учеб. для вузов / Л. В. Сакун — К: МАУП, 2004. — 399 с.

Основные термины (генерируются автоматически): индустрия туризма, сфера туризма, EFAH, HCIMA, программа, студент, Греция, модульное обучение, подготовка специалистов, профессиональная подготовка кадров, процесс обучения, туризм, туристский бизнес.


Похожие статьи

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

Социально-культурный сервис, сфера туризма, туристическая индустрия, РФ, туризм, туристский бизнес, отраслевое законодательство, Российская Федерация, производственная практика, туристский консалтинг.

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

В качестве необходимых и достаточных компонентов системы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии можно выделить структурные и функциональные компоненты.

Современные проблемы подготовки кадров для речного...

Международная индустрия туризма – быстро развивающаяся и перспективная. По прогнозам, к 2020 году туризм станет самой крупной индустрией в мире. Сегодня специалист в области гостиничного и туристического бизнеса – одна из наиболее высокооплачиваемых...

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

Современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса.

Особенности международного опыта качества подготовки...

Предприятия индустрии туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря труду

Выделенные требования к специалистам сферы туризма показывает, что единой концепции менеджмента в туристическом обслуживании не существует.

Место ролевой игры в обучении специалистов сферы...

Целью обучения профессиональному общению иностранных студентовспециалистов сферы международного туризма является формирование у них профессионально-коммуникативной компетентности.

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической...

Рекреационно-экологическая подготовка кадров туристской индустрии позволит организовать технологический цикл обслуживания туриста без ухудшения

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для социальной сферы Калмыкии по заочной форме обучения.

Образовательный туризм как инновационный метод...

И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени.

Экспериментальное внедрение модели профессиональной...

Статья посвящена вопросам экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов как эффективного средства формирования будущих профессионалов для сферы туризма.

Похожие статьи

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

Социально-культурный сервис, сфера туризма, туристическая индустрия, РФ, туризм, туристский бизнес, отраслевое законодательство, Российская Федерация, производственная практика, туристский консалтинг.

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

В качестве необходимых и достаточных компонентов системы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии можно выделить структурные и функциональные компоненты.

Современные проблемы подготовки кадров для речного...

Международная индустрия туризма – быстро развивающаяся и перспективная. По прогнозам, к 2020 году туризм станет самой крупной индустрией в мире. Сегодня специалист в области гостиничного и туристического бизнеса – одна из наиболее высокооплачиваемых...

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

Современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса.

Особенности международного опыта качества подготовки...

Предприятия индустрии туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря труду

Выделенные требования к специалистам сферы туризма показывает, что единой концепции менеджмента в туристическом обслуживании не существует.

Место ролевой игры в обучении специалистов сферы...

Целью обучения профессиональному общению иностранных студентовспециалистов сферы международного туризма является формирование у них профессионально-коммуникативной компетентности.

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической...

Рекреационно-экологическая подготовка кадров туристской индустрии позволит организовать технологический цикл обслуживания туриста без ухудшения

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для социальной сферы Калмыкии по заочной форме обучения.

Образовательный туризм как инновационный метод...

И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени.

Экспериментальное внедрение модели профессиональной...

Статья посвящена вопросам экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов как эффективного средства формирования будущих профессионалов для сферы туризма.

Задать вопрос