Библиографическое описание:

Сударина С. С., Попов В. А. Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 822-824.

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Ключевые слова: социализация, миграция, мигранты, нация, этнос, взаимодействие, толерантность.

Миграция (по Рыбаковскому Л. Л.) в узком значении этого слова — перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства.

Более устойчивым представляется определение миграции, если под этим понимать совокупность правовых отношений при проектировании и территориальном перемещении граждан, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса [6, с. 98].

Обратим внимание на еще одно немаловажное определение. Социализация — это сложный многогранный процесс по: усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта; становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. [4, с.23].

Проблема социализации учащихся разных национальностей в педагогическом процессе является одной из важных в современном мире. Российская школа сегодня — это, пожалуй, единственный зримый пространственный срез межкультурных, межпоколенных и духовно-нравственных процессов. Приобщаясь к новой культуре, дети разных национальностей приобретают знания и духовный опыт народа, имеющего иные традиции, нередко трудносовместимые с их собственными. В результате актуализируется потребность в выявлении человекозащитных основ, способствующих сближению личностных интересов учащихся в процессе совместного обучения и воспитания. И от того, какие отношения складываются у современных школьников в общении со сверстниками, учителями, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях современного общества возник ряд проблем, в том числе наблюдается тенденция увеличения числа учащихся разных национальностей в школах. По данным УФМС России в школах России можно проследить тот факт, что большой процент наряду с детьми коренных жителей учатся дети из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Армении.

По данным ООН, по количеству мигрантов Россия занимает вторую строчку в мире после США. Согласно отчету отдела народонаселения департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в России проживает 11 млн. мигрантов (7,7 % населения).

По национальному составу больше всего в Россию приезжают из Узбекистана — 2,33 млн. человек. На втором месте Таджикистан — 1,06 млн. мигрантов. Из Казахстана в РФ приехали 553 457 человек; из Кыргызстана — 544 365 человек, мигрантов из Туркмении прибыло 26 332 человека, граждан Китая в России официально 213 272 человека; из Турции — 113 433 человека. Количество мигрантов в России увеличивается с каждым годом, этот факт нельзя оставлять без внимания, нужно оказывать помощь учащимся-мигрантам в их адаптации к новой среде и социализации.

Проблемами воспитания детей разных национальностей занимается большое количество исследователей: Е.Н Корнеева исследует интегративную регуляцию образовательного взаимодействия в условиях полиэтнического состава учащихся; В. Г. Крысько рассматривает методы воспитательной работы в многонациональных коллективах.

Большинство психологов считают, что психологическими характеристиками учащихся разных национальностей являются: высокий уровень посттравматического стрессового расстройства для детей-беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в стрессовой ситуации вынужденной миграции; так же важное место среди эмоциональных и поведенческих нарушений у учащихся разных национальностей занимают проблемы, связанные с общением, что вызвано как этнокультурными, так и социальными факторами; ситуацию усугубляют трудности, связанные с преодолением языкового барьера; психологический дискомфорт: потеря социального статуса, значительные изменения в системе социальных установок, утрата личностной и групповой идентичности; учащиеся разных национальностей стремятся утвердиться в новых условиях не только учебными успехами, но и путём подражания далеко не лучшим образцам другой культуры, перенимая такие дурные привычки, как курение, употребление спиртного, сквернословие.

По мнению Е. Н. Корнеевой, серьёзной проблемой для школы становится оценка учебной компетентности детей нерусской национальности и даже их познавательных способностей и интеллекта. У ребят, ранее учившихся в национальных школах, выписки из личного дела составлены на национальном же языке [3, с. 52].

Учащиеся разных национальностей могут столкнуться с рядом проблем: одни — стремятся обособиться и замкнуться в себе, оградив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа; другие — готовы раствориться среди новых сверстников, предав забвению свой язык, национальное и культурное наследие родного края как ненужные и невостребованные в новых социокультурных условиях. Эти дети являются наиболее уязвимой социальной группой, так как подвержены риску в физическом, психологическом и социальном развитии [2, с. 51].

Факторы, влияющие на процесс взаимодействия, следует понимать как обстоятельства, условия, действующие на эффективность сотрудничества и побуждающие учащихся к активной деятельности.

Для взаимодействия учащихся разных национальностей можно выделить следующие факторы: эколого-географические, этнические, политические, экономические, социальные и демографические.

К эколого-географическим факторам, влияющим на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей, относятся: природно-климатические условия, географическое положение [1, с. 10].

Этническими факторами, влияющими на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей, являются: этнический состав населения, межнациональные отношения и этнические конфликты, этническое разделение труда, культурное доминирование, языковая и религиозная ситуация [1, с. 10].

На адаптацию учащихся разных национальностей благоприятно влияет наличие доконтактного опыта — знакомство с историей, культурой, условиями жизни в определённой стране. Первым шагом к успешному взаимодействию является знание языка, которое не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить уважение, так как учащийся другой национальности может свободно общаться и воспринимается как более похожий на других. Незнание обычаев, норм, традиций, прав и обязанностей принимающего общества может негативно влиять на адаптацию учащихся разных национальностей.

Одним из важнейших факторов, благоприятно влияющих на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей, является установление дружеских, толерантных отношений с местными жителями. Так, учащиеся разных национальностей, имеющие друзей среди местных жителей, познавая неписаные правила поведения в новой культуре, имеют возможность получить больше информации о том, как себя вести. Но и неформальные межличностные отношения с соотечественниками могут способствовать успешному взаимоотношению, так как друзья из своей группы выполняют функцию социальной поддержки. Однако в этом случае ограниченность социального взаимодействия с представителями страны пребывания может усилить чувство отчуждения.

Очень часто учащихся-мигрантов охватывает тоска по родине из-за желания говорить на родном языке в школе, общаться с родственниками и знакомыми, которые были до прибытия на новое местопребывания.

К политическим факторам относятся: ситуация в стране, изменение государственных границ, политический строй государства, межнациональные конфликты, религиозные взгляды, культура в стране [9, c. 10].

У учащихся-мигрантов для взаимодействия в педагогическом процессе должно быть желание жить в ином государстве, понять, принять и усвоить устои общества, права и обязанности граждан, конституцию страны.

Производственная и социальная инфраструктура, социально-профессиональная мобильность, доступ к ресурсам относятся к экономическим факторам, влияющих на процесс взаимодействия учащихся-мигрантов [1, с. 10].

К социальным факторам относятся следующие показатели: социальная защищённость, приживаемость учащихся-мигрантов, права детей, доступ к образованию, миграционная политика [1, с. 10].

Образование также влияет на успешность взаимодействия: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом, можно считать доказанным, что успешнее идут на контакт высокоинтеллектуальные, высокообразованные учащиеся.

Владение правовой информацией родителями, в частности, о правах учащихся разных национальностей, о получении гражданства, об оформлении различных социальных льгот — всё это положительно влияет на процесс социализации учащихся-мигрантов.

Негативное освещение проблем учащихся разных национальностей в средствах массовой информации может привести к плохому взаимодействию.

К демографическим факторам относят половозрастной и семейный состав населения [1, с. 11].

Достаточно сильно влияет на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей возраст. Быстро и успешно сотрудничают маленькие дети, но уже для школьников этот процесс часто оказывается мучительным, так как в классе они должны во всём походить на своих соучеников — и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе социализации учащихся-мигрантов быстрее и успешнее находят контакт компетентные, имеющие высокую самооценку, общительные учащиеся; дети, в системе ценностей которых большое место занимают ценности общечеловеческие, открытые для самых разных взглядов, интересующиеся окружающими, а при урегулировании конфликтов выбирают стратегию сотрудничества.

Не следует относиться к проблеме социализации учащихся-мигрантов узко, односторонне. Необходимо проводить целенаправленную работу, включающую все факторы, влияющие на процесс взаимодействия учащихся разных национальностей.

Литература:

1.       Данилова, М. В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Попова. — Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2009.-187 с.;

2.       Захарченко, Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. — 2002. — № 9. — с. 47–53.

3.       Корнеева, Е. Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости / Е. Н. Корнеева. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 144 с.;

4.       Новохатько, Е. Н. Модель психологической помощи мигрантам / Е. Н. Новохатько // Инновации в образовании. — 2008. — № 1. — с. 116–124.

5.       Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. / Н. М. Платонова СПб., 1997г.;

6.       Рыбаковский, М. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Рыбаковский. — М.: «Наука», 2000.-197 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle