Библиографическое описание:

Ситдикова А. К. Социально-экономические преобразования президента А.Х. аль-Бакра в Ираке (1970-е гг.) // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 614-616.

В данной статье рассматривается социально-экономические преобразования правительства А. Х. аль-Бакра в 70-е гг. ХХ в. Обозначена значимость проведения аграрной реформы в Ираке, по которому, были отменены компенсация крупным землевладельцам, введена безвозмездная передача земель крестьянам, уменьшен максимальный размер землевладения. Особое внимание автор акцентирует на том, что в результате национализации нефтяной промышленности огромные средства от добычи нефти правительство А. Х. аль-Бакра смогла направить на развитие здравоохранения, образования, повышения зарплаты, увеличений пенсий и. т.д. что некоторой степени смогло смягчить социальную напряженность в обществе.

Ключевые слова: Ирак, партия Баас, правительство А. Х. аль-Бакра, аграрная реформа; образование.

С приходом к власти партии баасистов в Ираке 17 июля 1968 г. начались масштабные социально-экономические преобразования. Важнейшим этапом стало начало в 1972 г. правительством А. Х. аль-Бакра национализации иностранных нефтяных компаний. Обретение крупных валютно-финансовых резервов дало возможность новому правительству начать широкомасштабную программу экономического развития. Президент, А.Х. аль-Бакр, выступая на VIII региональном съезде партии Баас заявил, что: «…большое увеличение наших поступлений от нефти… настойчиво диктует нам необходимость осуществления развития путем «взрыва», что обеспечит очень быстрое и полное развитие всех областей жизни иракского общества во всех районах региона» [4, с. 10]. Среди всех секторов экономики наибольшее внимание было уделено проведению аграрной реформы.

Необходимо отметить, что преобразования в области сельского хозяйства шли уже после революции 1958 г. Но именно вторичный приход к власти баасистов дал новый толчок к эффективным шагам в области аграрных преобразований. Так, в1969 г. правительством А. Х. аль-Бакра были изданы законы № 66 и № 67, которые защищали интересы крестьян в вопросе о распределении государственных земель. В мае того же года крестьяне были освобождены от уплаты выкупных платежей за полученную от государства в собственность землю, а крупные землевладельцы лишились около 50 млн. динаров доходов, которые полагались им в качестве компенсации, выплачиваемой государством за отобранные у них излишки земли. Также крупные землевладельцы были лишены права выбора лучших участков при изъятии у них земельных излишков [2, с. 42].

Меры, принятые баасистами, уже в первые годы показали положительные результаты. С июля 1968 г. по июль 1969 г. общая площадь распределенных среди крестьян земель достигла 213 424 донумов. Новые участки с учетом их качества получили в течение 1969 г. 2875 крестьянских семей из 18 022 семей, положение которых обследовали специальные миссии [2, с. 44].

В мае 1970 г. правительство провело через парламент закон № 117 об аграрной реформе. По нему вводился более низкий потолок землевладения, разрешалось иметь не свыше 1–2 тысяч донумов на богарных землях и от 40 до 600 донумов на орошаемых в зависимости от типа и плодородия почвы. Закон распространялся приблизительно на 10 тыс. собственников из 20 тыс., владеющих более 100 донумами земли. По этому закону изъятию подлежало 20 % принадлежавших им земель. Максимум землевладения определялся соотношением плодородия почвы, расположения участков, обеспеченности водой, вида выращиваемых культур и т. д. [9, с. 5–7, 19–21].

Важно отметить, что в некоторых провинциях аграрная реформа стала проводиться впервые лишь с 1970 г, как например в Иракском Курдистане, где в 1961–1960 гг. велись военные действия. А после того как, Президенту А. Х. аль-Бакру и его правительству удалось подавить очередное курдское восстание, 25 мая 1975 г. был издан Закон № 90 об аграрных преобразованиях в Курдистане.

До принятия нового закона максимальный размер землевладения здесь составлял южнее линии выпадения средней для Курдистана нормы осадков 1600–2000 донумов (в зависимости от плодородия почв, степени отдаленности участков от коммуникаций, рынков сбыта и т. д.) и 1000–1300 донумов — севернее этой линии. В обоих случаях потолок землевладения по Закону № 90 сокращается до 300–500 донумов в зависимости от плодородия почв и т. п. На орошаемых землях (2 % всей обрабатываемой в Курдистане земли) максимальный размер землевладения устанавливался в 40–120 донумов [11].

Однако следует отметить, что районы Курдистана во многом отличались от остальных районах Ирака благодаря не только особым природно-географическим и национальным особенностям его жителей но и по социальному составу. Наиболее характерной чертой этого строя являлось сохранение на этих территориях родоплеменных отношений. Поэтому неудивительно, что на северных и южных районах Ирака, несмотря на проведенные там аграрные преобразования, крупные землевладельцы длительное время сохраняли свое преобладающее влияние, как это отмечалось в исследованиях ООН по социальным проблемам Ближнего Востока [5, с. 91]. Главы племен продолжали сдавать землю в аренду своим соплеменникам, получая прежнюю долю в урожае. В средней же части Ирака, где племенные связи не играли существенной роли, получившие землю по аграрной реформе довольно успешно вели свое хозяйство.

Таким образом, аграрная реформа проводимая правительством А Х. аль-Бакра хотя и имела определенный экономический эффект, но не решала проблему роста сельскохозяйственного производства коренным образом.

Надо заметить, что преобразования в экономике сопровождались важными социальными мерами. В 1970 г. были приняты новый закон о труде, закон о пенсиях и социальном обеспечении рабочих, закон об обязательном образовании детей до 14 лет. Так, в начальных школах Ирака резко увеличился прием первоклассников. Например, по сравнению с 1968–1969 учебным годом в 1980 г. число первоклассников увеличилось на 88 %. А в 1976 г. был издан специальный закон о введение обязательного начального образования [10, с. 4–6].

Индустриализация страны и национализация нефтяных месторождений резко увеличила спрос не только специалистов с высшим образованием, но на работников со средним техническим образованием. Исходя из этого, правительством была расширена сеть профессионально- технических училищ, что соответственно приводило к увеличению численности учащихся. Если в 1960–1961 учебном году в профессионально-технических училищах обучалось 9550 человек, в 1969–1970 учебном году — 10053 человек, то к 1979 г. их число достигло 48 186 человек [6, с. 246].

Правительство А. Х. аль-Бакра придавало большое значение развитию системы высшего образования. Так, за двадцатилетний период (с 1958 по 1978 гг.) число студентов в Ираке увеличилось в 16 раз, с 6152 в 1958 г. до 9 8327 в 1978 г. [3, с. 50]. В указанный период государство само регулировало систему профессиональной подготовки специалистов и структуру национальных кадров. Особое внимание естественно уделялись подготовке инженерных и научно-технических кадров.

Образование всех ступеней финансировалось правительством из национальных фондов. В бюджет Министерства просвещения входили средства на детские сады, начальные и средние школы. За десять лет правления баасистов, начиная с 1968 по 1978 гг., ассигнование на образование было увеличено в 4,5 раза, в том числе на дошкольное и начальное образование в 3,5, раза среднее на — 4,5, профессионально-техническое — в 10 раз на высшее — в 60 раз [3, с. 56].

Правительство А. Х. аль-Бакра направило значительные средства на повышение общеобразовательного уровня иракского населения. Ведь по оценке специалистов к 1965 г. 70 % население страны, а это примерно 4,5 млн. человек, были неграмотными, в том числе 58 % мужчин и 82 % женщин [12, с. 66]. Процент неграмотных особенно был высок в деревне. Начиная с 1972 г. государство начало выделять средства в отдельный фонд для ликвидации неграмотности населения. В 1978 г. его объем составлял 5 млн. динаров, а в процентах от общих расходов — 2,20 %. По всей стране были открыты тысячи школ и пунктов, вечерние школы для обучения взрослых. В результате мероприятий предпринятых баасистами, к 1977 г. общий уровень образования и грамотности в стране значительно повысилась. Доля неграмотных снизилась до 53 % [6, с. 53]. В 1980 г. Ирак вышел на третье место по проценту грамотных среди арабских стран.

Баасисты впервые в истории Арабского Востока, обратили внимание на проблему равноправия женщин в Ираке. Об этом говорилось на VIII региональном съезде партии «Мы должны работать, чтобы уравнять женщин с мужчинами и предоставить им равные и обширные возможности для труда и образования. Наш долг также — бороться со всеми отсталыми взглядами и предрассудками, принижающими человеческое достоинство женщины» [7, с. 4]. Новое законодательство гарантировало равную оплату и запрещало дискриминацию на работе на основе пола. Кодекс законов о семье, называемый Кодексом статуса личности, также был пересмотрен государством, затрудняя многоженство и давая женщинам свободу выбора в замужестве и разводе. Так, в 70-х гг. соотношение числа работающих женщин изменилось в сторону увеличения. Большая часть женщин работала преподавателями в различных учебных заведениях. В целом по количеству работающих женщин среди других арабских стран Ирак к концу 1970-х гг. находился на одном из ведущих мест.

Тем не менее, секуляризация и модернизация Ирака не проходила безболезненно. Осуществление бааситского социализма сопровождалось хроническими проблемами, характерными для социалистических стран и стран «Третьего мира». Например, неэффективность, излишние расходы, плохое управление и коррупция. Поэтому, несмотря на значительные доходы от нефти, это не способствовало сглаживанию социального неравенства в иракском обществе. Более того, разрыв по уровню жизни городского и сельского населения даже увеличился. Начавшаяся аграрная реформа пока также не давала заметных результатов. Сельское хозяйство, которое в прошлом не только обеспечивало население Ирака, но и давало возможность экспортировать свои продукты, к 1978 г. снизило свои показатели до такой степени, что страна была вынуждена импортировать сельскохозяйственную продукцию.

Правительственные меры не могли значительно улучшить положение основного слоя населения-крестьянства еще и за инфляции. Так, между 1969 и 1975 гг. цены на строительные материалы в Ираке почти удвоились. В 1974 г. произошло особенное резкое повышение цен и начала ощущаться острое нехватка продуктов первой необходимости [1, с. 83]. К 1978 г. инфляция достигла 11 % по сравнению с 6 % в 1975 г. Цены на потребительские товары и услуги с 1973 г. до 1980 г. увеличилось более чем на 60 %. К примеру, многие семьи в перенаселенном Багдаде расходовали около 60 % своего месячного дохода на оплату жилья [1, с. 83].

Быстрая урбанизация также вызвала новые социальные и экономические проблемы. Иракский исследователь Ас-Саади Риад Ибрагим [8], указывая на основные причины сельской миграции в Ираке, на первое место ставил неблагоприятные условия жизни, затем отмечал нехватку медицинских учреждений и учебных заведений в сельской местности. Однако даже после переезда в большие города, сельские мигранты не могли рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы, так как их образовательный уровень был очень низок. На окраинах городов начал появляться класс «новых бедных», которые естественно были недовольны своим положением.

Таковы некоторые итоги реализации плана баасистов по социально-экономическому развитию Ирака. Огромные средства от добычи национализированной нефти правительство А. Х. аль-Бакра направило на развитие здравоохранения, образования, повышения зарплаты, увеличений пенсий и т. д. что до некоторой степени смогло смягчить социальную напряженность в обществе. Однако дальнейшего развития эта политика не получила. Это было связано с тем, что внутри партии Баас разгорелась борьба за власть между сторонниками аль-Бакра. Победителем стал С. Хусейн, который к 1975 г. контролировал все важнейшие посты в государстве, который не скрывал милитаристических настроений. И действительно, национализация иракской нефтяной промышленности и огромный рост доходов от нефти во второй половине 1970-х гг. позволил руководству Ирака начать закупку современных технологии. Более 90 % ассигнований по импорту правительство бросило на приобретение современного западного вооружения. А летом 1979 г. в руководстве партии Баас и в правительстве произошли перестановки. Ахмед Хасан аль-Бакр в результате болезни (как говорится в официальных документах), ушел в отставку со всех занимаемых им постов, а генеральным секретарем партии, председателем Совета революционного командования, президентом республики и премьер — министром стал Саддам Хусейн, бывший ранее его заместителем.

Литература:

1.      Агаев Р. Г. Ирак революция и диктатура: (опыт создания фронта национального единства, 1941–1982 гг.). Баку: АН Азербайджана, Ин — т востоковедения, 1991. 149 с.

2.      Зеваров Ф. Социально — экономические преобразования в Иракской Республике (1958–1976). М.: Наука, 1979. — 132 с.

3.      Мурадян С. М. Формирование национальной интеллигенции Ирака / ред. Ф. М. Ацамба. Ереван: Айстан, 1988. 163 с.

4.      Политический отчет Восьмого регионального съезда ПАСВ // Арабская нация едина, ее миссия бессмертна. Хельсинки, 1975.

5.      Ткаченко А. А. Аграрное развитие Египта, Ирака и Сирии. М.: Наука, 1978. 160 с.

6.      Аль-маджмуа ал-ихсана ас-санавиа 1978. Багдад: Аль-джихаз ал-маркази лил-ихса, 1978.

7.      Аль-мутасар ас-сасин ли-хизбал-Баас. Багдад, 1976.

8.      Ас-саади Р. И. Хиджра ад-дахилия лил-суканфил-Ирак 1947–1965. Багдад, 1976.

9.      Канун ислях аз-зираийракм 117. Багдад, 1970.

10.  Канун ракм 168. Визаратат-таалис, 1976.

11.  Тарикаш-Шааб. 1975.13.06.

12.  Annual Abstract of Statistics. Baghdad: Central statistical organization, 1968.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle