Библиографическое описание:

Киселева Н. А., Игнатенко К. М. Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 796-799.

Речь — одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Многие авторы, среди которых такие известные люди, как Е. А. Аркин, А. В. Захарова, А. Н. Гвоздев, занимались изучением этапов развития структурных компонентов речи. Этапы развития звукового состава представлены в следующей таблице:

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год — 1,5 года

б, т, к, ч

1,5 года -2 года

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года — 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. — 3 года 5 мес.

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года — 3 года 8 мес.

ч, щ

4 года — 4 года 6 мес.

ш, ж,

4года 6 мес — 5 лет

рь, р

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Е. А. Аркин приводит такие данные о росте словаря: 1 год — 9 слов, полтора года — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 месяцев — 1110 слов, 4 года — 1926 слов. Это свидетельствует о том, что общение с ребенком в этом возрасте имеет основополагающее значение для развития его словарного запаса. [1, c.225]

Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок усваивает все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Основой «каркас» словаря не изменяется, несмотря на качественное его пополнение и увеличение объема. [6, с. 129]

А. Н. Гвоздев выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи:

1 период — период предложений, состоящих из аморфных слов корней, который включает два этапа:

1 этап однословного предложения (от 1г.3мес. до 1г.8мес.);

2 этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес. до 1г.10мес.).

2 период — период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов:

1 этап формирования первых форм слов (1г.10мес. — 2г.1мес.);

2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2г.1мес. — 2г.6мес.);

3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2г.6мес. — Зг.);

3 период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (3–7 лет). [2, c.153]

Кураев Г. А. и Пожарская Е. Н. с точки зрения психологии выделяют три основных механизма усвоения языка:

1.      Подражание;

2.      Образование условно-рефлекторных ассоциаций;

3.      Постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития.

Функция условно рефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи.

Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.

Таким образом, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения. [4, c.59–60]

Освоение речи и целом, как ведущего способа человеческого общения, происходит благодаря насыщению окружающей ребенка среды слышимой речью взрослых и голосовыми контактами с ними. Голосовые контакты зарождаются в ситуации эмоционального общения и несут в основном экспрессивную функцию. Но, будучи погруженным в речевую среду и под ее влиянием, ребенок начинает выделять слышимую материю языка и звуковую форму человеческих контактов. Это приводит к тому, что голосовые контакты становятся все более важной (а впоследствии ведущей) формой обращения к взрослому. Речевой поток положительно влияет на возникновение активной речи ребенка только тогда, когда речь взрослых включена в общение с ребенком и имеет обращенный характер на фоне эмоциональных контактов, возникающих между ребенком и взрослым. Ребенок из огромного многообразия слышимой речи окружающих людей выбирает, осваивает и присваивает то, что необходимо и достаточно ему для решения коммуникативных задач, которые встают перед ним в связи с особенностями его жизнедеятельности на данном этапе развития. [5, c.196]

Общение является значимой причиной отставания детей в развитии речи, но не единственной. В первые годы жизни большую роль в развитии речи ребенка играет биологический фактор, но также можно заметить, что по мере его взросления он отходит на второй план и все более значимым становится социальный фактор. Что неудивительно, ведь речь — социальна по своему становлению. На основании данных, представленных в своих работах Грибовой О. Е., Мастюковой Е. М., Смирновой Е. О., нами была составлена следующая таблица:

Форма речи и примерный возраст ее появления

Признаки отклонения линии онтогенеза

Возможная причина, ее сензитивность

1

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1–2 мес.

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Прием антибиотиков в первые месяцы жизни.

Нестабильная, стрессовая ситуация в семье, стрессы матери во время беременности.

У ребенка бывают частые отиты и другие лор-заболевания.

Нарушения, связанные с пренатальной, натальной и постнатальной органической патологией ЦНС или периферических отделов артикуляционного аппарата.

Травматические нарушения собственно голосовых связок или всего ларингеального отдела, связанные с проведением реанимационных мероприятий при патологических родах Некоторые генетические синдромы, связанные с нарушением голосовой и артикуляционной функции.

2

Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с вами)

1,5–3 мес.

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к крику.

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4–5 мес.

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к крику.

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом)

4

Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 мес. — 1 год 2 мес.

Отсутствие интереса к речевой активности, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинки.

Не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание и т. п. У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.

Родители мало общаются с ребенком и его общение с детьми старшего возраста тоже ограничено.

Ребенок часто смотрит телевизор, играет в планшет, телефон.

Если «рабочая рука» левая, то задержки в развитии речи для него являются естественными.

Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

Чрезмерная опекаемость ребенка взрослыми и стремление предупредить каждое его желание не могут создать мотивацию к речевому общению.

У ребенка плохо развита тонкая моторика рук.

Родители мало читают ребенку книг.

5

Двухсловные предложения (Ребенок, обращаясь к вам, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п.)

1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

Ребенок еще не имитирует звуки.

С трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).

Отсутствие интереса к речевой активности, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинки.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.

Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок»)

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

Может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.

Произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка)

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом)

В норме должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов — когда ему исполняется три года.

Отсутствие интереса к речевой активности.

Родители мало общаются с ребенком и его общение с детьми старшего возраста тоже ограничено.

Ребенок часто смотрит телевизор, играет в планшет, телефон.

Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

Чрезмерная опекаемость ребенка взрослыми и стремление предупредить каждое его желание не могут создать мотивацию к речевому общению.

Родители мало читают ребенку книг.

7

Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

8

Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы своего языка)

2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

9

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

На основании этой таблицы можно сделать вывод о важности социальных причин, которые можно условно разделить на три группы: мотив, воспитание и речевая среда. И только при условии наличия всех этих частей речь ребенка сможет быть сформирована в норме. Можно предположить, что это связано с неосведомленностью родителей в этом вопросе и не пониманием в полной мере важности этих факторов. К тому же, зачастую, родители не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами. Многие ждут, что когда ребенку исполнится 3 года, он заговорит сам. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. [3, c. 21–22]

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.

Задержка темпов речевого развития, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Литература:

1.      Аркин А. Е. Дошкольный возраст. — М.: Учпедгиз, 1948.

2.      Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

3.      Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис-пресс, 2004.

4.      Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.

5.      Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. 1985. М.: Педагогика.

6.      Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle