Библиографическое описание:

Рябов А. А. Особенности организации элективного курса по гражданской обороне для 9 класса // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 67-70.

В современных условиях осуществляется переход среднего полного образования на профильное обучение. Согласно Концепции модернизации российского образования необходимо создать  «систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [4]. Необходимо отметить, что профильное обучение осуществляется на старшей ступени (10-11 классы), а для правильного выбора профиля школьниками необходимо знакомить их с особенностями данных профилей уже в 9 классе.  В связи с этим остро встает проблема организации предпрофильного обучения, в том числе и  по курсу ОБЖ в рамках оборонно-спортивного профиля. Таким образом, целью нашего исследования является выявление особенностей  методики организации элективных курсов по гражданской обороне для 9 классов в условиях предпрофильного обучения.

Анализ литературных источников[1,2,3], проведенных нами в ходе исследования, показал, что сущность профильного обучения заключается в акцентировании внимания на интересы, склонности,  способности и образовательные потребности учащихся.  Профильное обучение можно рассматривать как средство дифференциации и индивидуализации обучения. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитываются интересы, склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами. Сущность профильного обучения  безопасности жизнедеятельности состоит в том, что эта система обучения направлена на развитие специальных способностей учеников и дальнейшее развитие у них интереса к безопасности жизнедеятельности как области профессиональной деятельности.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения нескольких профилей, среди которых и оборонно-спортивный профиль. Профиль складывается из курсов трех типов: базовые общеобразовательные предметы; профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы (курсы по выбору).

Анализ методической литературы [5,6,7,8] по вопросу организации профильного обучения, позволил нам выявить основные характеристики элективных курсов по ОБЖ, методические требования к организации элективных курсов ОБЖ, функции элективных курсов. Элективные курсы входят в состав профиля, способствуют углублению индивидуализации профильного обучения и являются обязательными для посещения. Перечень и содержание элективных курсов определяется самой школой,  реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика. Элективные курсы выполняют ряд функций: изучение проблем современности; ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности. Элективные курсы являются обязательной составной частью индивидуального учебного плана ученика и выполняют задачи поддержки профильного курса.   

Констатирующий эксперимент выявил, что большинство преподавателей осознают необходимость предпрофильного обучения в школе, целью которого является ориентация на выбор учениками будущего профиля в 10 классе. Обращает внимание и тот факт, что из 12 школ Кировского района 6 школ имеют профильную направленность и только в 1  школе обучаются по оборонно-спортивному профилю.

Дальнейшее исследование  было ориентировано на выявление особенностей организации элективного курса для 9 классов по гражданской обороне. Элективный курс по гражданской обороне направлен на усвоение дополнительного учебного материала, формирование умений действовать по сигналам ГО, пользоваться средствами индивидуальной защиты, оказывать помощь в спасательных работах в случае возникновения ЧС. В соответствии с государственной учебной программой вопросы ГО изучаются в 10 классе. Разрабатываемый нами элективный курс предназначен для 9 класса, он является курсом предпрофильной подготовки. Предпрофильное обучение – это не самостоятельная система, оно является подсистемой профильного обучения старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Профильная и предпрофильная подготовки – это две главные части одной системы, целью которой является подготовка школьника к осознанному выбору своего профессионального пути. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметным курсам, они помогают учащимся сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе и по ее окончанию. В соответствии с программой курса ОБЖ учащиеся 9 классов знакомятся с причинами возникновения ЧС, поражающими факторами ЧС, действиями при ЧС природного, техногенного и социального характера. Гражданская оборона является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и решению задач защиты населения и объектов РФ от опасностей.

При разработке программы элективного курса по ГО были соблюдены следующие требования:

- курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;

- курс должен способствовать укреплению положительной мотивации, развитию интереса;

- содержание курса не должно дублировать содержание предмета ОБЖ, а должно базироваться на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы.

Тематика элективного курса по ГО отбиралась в связи с социальной и личностной значимостью.  Содержание элективного курса направлено на социализацию и адаптацию, предоставление возможности для выбора индивидуальной образовательной траектории; поддержание изучения предмета ОБЖ. Кроме того, содержание должно обладать значительным развивающим потенциалом; способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков. При планировании и подготовке занятий по элективному курсу следует использовать краеведческий материал, учитывать географические особенности района, его промышленную структуру и опасные хозяйственные объекты.

Методы и формы обучения, используемые на элективном курсе,  определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущими методами настоящего курса являются практические методы, способствующие формированию умений и навыков учащихся; проблемно-поисковые, стимулирующие познавательную активность учащихся. Особое место в нашем курсе отводится практическим занятиям, на которых учащиеся отрабатывают навыки, например, пользования средствами индивидуальной защиты.

По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в связи с этим требуется поиск подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов. Предлагаемые в методической литературе оценочные системы по элективным курсам разнообразны: накопительная система оценки; портфолио; форма «зачет/незачет». Система оценивания должна учитывать различные достижения учащихся по исполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ.

Нами была составлена и разработана  программа предпрофильного элективного курса «Армия РФ и защита Отечества» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 19 часов учебного времени.

       Курс направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание школьников.

        В ходе изучения элективного курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.

       Основной целью данного курса является воспитание у молодёжи чувства патриотизма и любви к Родине, готовность служить в Вооружённых силах Российской Федерации. Определены  задачи кура:ознакомление учащихся с нормативными документами: «О воинской обязанности», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», формирование умений подготовки учащихся к военной службе в современных условиях, ознакомление учащихся с размещением и военной службой личного состава войсковой части, формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации.

      Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 4 разделов: оборона государства, функции по защите государства, положение Конституции и законов Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и основы подготовки к военной службе.

Таблица 1

Наименование раздела

Кол-во часов

Раздел I. Армия государства Российского.

6

Раздел II. Традиции Вооружённых сил Российской Армии.

4

Раздел III. Защита Отечества.

6

Раздел IV. Заключение.

1

Резерв учебного времени (экскурсии, встречи с работниками МВД, МЧС, станции скорой помощи)

1

Защита проектов

2

Разделы элективного курса

После прохождения предложенного элективного курса учащиеся должны знать: историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации, символы воинской чести, требования Уголовного кодекса Российской Федерации при выполнении обязанностей военной службы, требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России, и т.д.

Таким образом, исходя из целей и функций профильного и предпрофильного образования, разработанный элективный курс по ГО  для 9 класс должен способствовать саморазвитию личности, что и является в настоящее время приоритетной задачей учебно-воспитательного процесса

 Литература:

  1. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. СПб; КАРО, 2005 – 150с.
  2. Абрамова В.Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения// Молодой ученый.2014. № 2. С.709-711.
  3. Гладкая И.В., Ильин С.П., Ривкина С.В. Основы  предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. -128с.
  4. Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования//Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.-№3.-С.3-16.
  5. Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. - № 5. – С. 151-158.
  6. Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ // Мир науки, культуры, образования. 2010. - № 5. – С. 73-76.
  7. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов [Текст] /Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №2 (148) /2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54-60.
  8. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Текст.: Монография / П.В. Станкевич. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): элективного курса, профильного обучения, элективных курсов, Элективные курсы, гражданской обороне, организации элективного курса, курса ОБЖ, курса ОБЖ учащиеся, предпрофильного обучения, Содержание элективного курса, безопасности жизнедеятельности, организации элективных курсов, организации профильного обучения, индивидуализации профильного обучения, профильного обучения старшей, сущность профильного обучения, поддержки профильного курса, Концепция профильного обучения, возникновения ЧС, элективного курса ОБЖ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle