Библиографическое описание:

Афонасьева И. В. Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 476-477.

Характерной особенностью современного этапа развития образования является требование интеграции различных составляющих целей обучения для достижения базовых компетенций, которые можно сформировать только совместными условиями всех преподавателей и самих учащихся.

Ведущей и стержневой компетенцией является коммуникативная компетенция, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций [2, с. 59].

Формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве ведущей и при обучении иностранным языкам, поскольку она наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык».

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникаций требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это показывает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Согласно новым государственным стандартам по иностранным языкам основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовки осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Наиболее точно определяет понятие коммуникативной компетенции И. А. Зимняя: «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность» [1, с. 157].

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является интегративной целью на всех этапах обучения иностранным языкам [1, с.35].

В связи с этим назрела объективная необходимость интегрирования в учебный процесс новых форм и методов обучения, позволяющих ученикам более эффективно формировать необходимые компетенции.

В последние годы все чаще говорят о применении информационных технологий в процессе обучения в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания и учения, новый подход к процессу образования.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости, статьи, художественная литература и т. д. Применение Интернет — технологий на уроках иностранного языка способствует решению следующих практических задач: 1) формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению иностранного языка; 2) расширению словарного запаса учащихся; 3) формированию навыков и умений чтения, используя материалы глобальной сети; 4) развитию умения письменной речи школьников.

В основу процесса обучения иностранному языку с использованием Интернет технологий должны быть положены следующие принципы:

-       принцип активности;

-       принцип наглядности;

-       принцип доступности;

-       принцип связи процесса обучения с практикой;

-       принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Информатизация образования позволила значительно расширить спектр методов, средств и форм обучения в формировании языковых навыков развитии речевых умений учащихся.

В последние годы появилось огромное количество работ, в которых рассматривается образовательный потенциал сервисов и служб сети Интернет применительно к обучению иностранному языку. Прослеживается тенденция все более активного применения в обучении различным видам иноязычной речевой деятельности сервисов Веб 2.0. Применение технологий Веб 2.0 в процессе обучений иностранным языкам способствует созданию условий для наиболее пологого раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора.

К сервисам Веб 2.0 относится и сервис микроблоков «Твиттер», представляя собой систему, позволяющую пользователям отправлять короткие текстовые заметки.

Сервис «Твиттер» обладает рядом особенностей и свойств:

-          лаконичность (длина одного сообщения ограничивается 140 символами);

-          линейность (текстовая информация в «Твиттере» размещается в хронологической последовательности пользователями. Система «Твиттер» не позволяет вносить изменения и дополнения в ранее опубликованную в сообщениях информацию. Ее можно только удалить);

-          гипертекстовая структура (в «Твиттере» существует особая иерархическая связь между частями информации, что обеспечивает быстрый доступ к другим ресурсам. Возможность делать гиперссылки на страницы пользователей, сайты и ресурсы);

-          контекстуальность (знак # перед определенным словом в сообщении позволяет сфокусироваться на определенных тематических рубриках, выбираемых пользователями. Возможность найти сообщении по определенному слову или фразе);

-          исследовательский потенциал (большое количество приложений и служб в сервисе «Твиттер» позволяют применять новые способы в проведении исследований, создают новые структуры организации данных в среде Интернет, новые источники, формы и инструменты запроса информации) [5].

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе сервиса «Твиттер» будет иметь успех при обучении на основе методической системы, где будут соблюдены следующие основные условия:

-          сформировать у учащихся к моменту обучения информационно-коммуникативной компетенции;

-          наличие мотивации учащихся к участию в интернет-обучении;

-          направленная работа учителя на стимулирование учащихся к самостоятельной учебной деятельности;

-          наличие технологий и алгоритма обучения.

Обучение на основе сервиса «Твиттер» предполагает возможность использования всех форм работы с учащимися: индивидуальный, фронтальный, групповой.

В сервисе «Твиттер» могут быть предложены следующие виды заданий:

-          работа с изобразительной наглядностью, например с фото представителей различных субкультур среди молодежи. Учащиеся должны выразить свое отношение к данному явлению современного общества.

-          работа с видео. Учащимся дается ссылка на видеофильм. Далее предлагаются задания по просмотренному видео.

-          викторина.

Согласно метафоре, предложенной Томом Барретом: «Твиттер подобен реке, которая постоянно течет» [4, с. 98]. Он также считает, что именно последовательность сообщений, которая выстраивает определенный коммуникативный контекст, представляет особую педагогическую ценность, играет важную роль в образовательных коммуникациях в сети Интернет.

Применение сервиса «Твиттер» на уроках иностранного языка способствует эффективному развитию иноязычной коммуникативной компетенции, создает условия для развития навыков самостоятельной работы у учащихся, предоставляет им возможность для реализации творческого потенциала, что в свою очередь, отвечает основным требованиям современного образования.

Литература:

1.         Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.

2.         Махмурян, К. С. Дневник по педагогической практике для студентов факультетов иностранных языков и профессиональной переподготовки / К. С. Махмурян, Е. Н.Соловова. — М.: Глосса, 2005.

3.         Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку, 2004.

4.         Barret T., Twitter a Teaching and Learning Tool, 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// tbarret.edublogs.org/2008/03/29/twitter-a-teaching-andlearning-tool.

5.         Добро пожаловать в Твиттер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://twitter.com.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle