Библиографическое описание:

Батынова А. А., Левова Г. А., Снежкина О. В. Условия и задачи личностной самореализации // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 916-919.

Весь процесс собственного жизнетворчества предполагает непрерывную саморегуляцию. Она осуществляется в любой форме человеческой деятельности и играет важную роль в самоосуществлении человека. Во-первых, она регулирует весь процесс самореализации, подчиняя его единой смысложизненной цели. Во-вторых, способствует тому, чтобы все виды деятельности человека максимально способствовали его реализации в каждом из них, осуществлению жизненных планов и программ, накоплению социального опыта.

Человек постоянно реализуется в различных видах своей жизнедеятельности. И хотя общественная ценность и масштабы этой реализации различны, именно от них зависят итоги жизни человека. Саморегуляция в разной степени присуща всей материи — органической, неорганической, социальной. В неорганической природе она является энергетической. Но в живой природе и социальной материи приходится иметь дело с информационным типом саморегуляции на основе обратной связи. Информация, фиксирующая изменения окружающей среды, вызывает у живого организма определенную ответную реакцию, которая приводит к действию. Саморегуляция включает в себя информационную программу, обратную связь и механизм трансляций и сигналов информации и обратной связи [1,2].

Внутренне присущую материи активность раскрывает саморегуляция. Изменения среды вызывают в природе и обществе ответные акты саморегуляции на энергетическом и информационном уровнях. Характерной чертой социальной саморегуляции является «опережающее отражение». Человек, анализируя реальные изменения среды, может предвидеть их последствия и направить свои действия не только на потребности сегодняшнего дня, но и на необходимые для функционирования системы предвидимые события будущего.

Не все процессы человеческой деятельности имеют одинаковое значение для творчества собственной жизни. Есть процессы деятельности, которые способствуют прогрессивному развитию личности, есть нейтральные для развития личности процессы, а также процессы, ведущие к деградации личности. Нейтральные для развития личности процессы связанны с постоянно повторяющимися и уже привычными видами деятельности. Если человек изо дня в день занят одним и тем же монотонным, нетворческим трудом, то это не дает ничего нового для развития личности. Такое состояние может как укреплять связанную с этими процессами тенденцию положительного развития личности, так и, наоборот, привести к ее деградации.

Творение человеком самого себя продолжается на протяжении всей жизни, начиная с первых сознательных его проявлений и до глубокой старости. Интенсивность процесса жизнетворчества в разные периоды жизни различна. В период социального становления человека, то есть в юности, формируются физические, психические, и социальные качества, и процесс творчества собственной жизни наиболее интенсивен. В старости, когда человек уже фактически сложился, этот процесс идет наименее интенсивно. Но нет такого периода в человеческой жизни, когда бы этот процесс прекратился. Конкретные специфические особенности и интенсивность жизнетворчества глубоко индивидуальны.

На формирование разных людей одна и та же форма деятельности может оказывать различное влияние.

Те процессы деятельности, с которыми человек сталкивается впервые, имеют особое значение для жизнетворчества. Поэтому смена видов деятельности играет очень важную роль в развитии личности.

Узловые этапы, которые можно выделить в ходе жизнетворчества человека, являются как бы определенными вехами на его жизненном пути. Очень часто они бывают связаны с поворотными моментами биографии личности, с какими-то значительными событиями, с историческими переменами в обществе. Процесс жизнетворчества человека во многом зависит от того, является ли он стихийным или сознательным. Но следует отметить, что вряд ли существует полная планомерность жизнетворчества. И хотя каждый человек в какой-то степени может планировать свое жизнетворчество, добиваться поставленных им жизненных целей и задач, реализуя свои смысложизненные представления, все же в жизнь каждого постоянно вплетается случайное, непредвиденное.

В процессе творчества собственной жизни каждого человека сочетаются необходимое и случайное, стихийное и сознательное, возможное и действительное. Чем больше в жизни человека преобладает сознательное, необходимое, реализованное, тем глубже осмысленной она становится. Наиболее осознанными и целенаправленными для большинства людей выступают действия, способствующие укреплению и развитию своего организма, менее же отчетливо проявляется деятельность, нацеленная на изменение психических свойств, таких как характер, воля, внимательность. Самой сложной является целенаправленная и сознательная деятельность по формированию и изменению своего мировоззрения, способностей потребностей и других социальных качеств [3,4].

Возникает вопрос о том, как же систематизировать все категории, относящиеся к характеристике «самости» личности. Можно выделить три блока внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий и регулятивный.

Когнитивный блок представляет собой ответ на вопрос «Что я могу знать?» Сюда нужно отнести самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку и самомодель. Порядок расположения этих категорий не случаен, так как каждый последующий этап включает в себя предыдущие и может существовать только на их основе. Процесс познания себя идет от простейших самоощущений и самонаблюдения к самооценке и к выработке самомодели, которая представляет собой совокупность собственных представлений о самом себе. Порядок этих этапов соответствует и историческому процессу становления личности: становление сознания ребенка начинается с простейших форм самоощущения и самонаблюдения, а самооценка и самомодель формируются уже тогда, когда личность в основном уже сложилась.

Поведенческий блок отвечает на вопрос «Что я должен делать?». Сюда относятся самоподготовка, самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Любая из этих категорий характеризует определенный этап формирования личности и ее деятельности, направленное на становление самой себя как субъекта этой деятельности. Когнитивный блок отвечает на вопросы «Какой я сам?», «Каков я в глазах других людей?». Поведенческий же блок отвечает на вопросы «Куда я иду?», «Каким я стану?». Элементы этого блока определяются целой системой понятий, описывающих средства их осуществления.

Самоподготовка начинает осуществляться в игровой деятельности ребенка и восходит к сознательному и целенаправленному саморазвитию личности. Самообразование личности очень тесно связано с самовоспитанием. В процессе самообразования воспитываются любознательность, усидчивость, формируются интересы, но самовоспитание не исчерпываются процессом самообразования, а осуществляется и в ходе трудовой деятельности, и в общественной работе, спорте, и в воспитании детей.

Регулятивный блок отвечает на вопрос «На что я могу надеяться?». Он выполняет две функции: выступает целью когнитивного и поведенческого блоков, отражая надежду и цель личности на пути к себе; оказывают регулирующее влияние на первые два блока, стимулируя самодеятельность личности. К этому блоку относятся самоконтроль, саморегуляция, самодисциплина. При этом самодисциплина включает в себя саморегуляцию и самоконтроль, так как представляет собой их следствие, наиболее полное их выражение. Одной из самых сложных проблем теории личности является проблема перехода от мысли (планов, мечты, желаний) к деятельности по ее осуществлению. Намерения «начать все заново» возникают почти у каждого в определенный период жизни, но зачастую дальше пожеланий дело не идет.

При переходе от самопознания к действиям по реализации его результатов следует учитывать субъективные условия, которые могут способствовать самореализации, либо мешать ей и не вызывать у человека стремления реализовать себя.

Зная свои достоинства и недостатки, казалось бы, субъект должен принять решение — сделать все возможное для развития своих достоинств и устранения своих недостатков. Но в жизни очень часть приходится наблюдать, как люди, зная свои пороки, вовсе не пытаются избавиться от них, а, наоборот, гордятся ими, считая, что без этих пороков их индивидуальность много потеряет. Отношение человека к своим достоинствам и недостаткам зависит от мировоззренческих и нравственных принципов человека, от наличия или отсутствия у него четко осознанной цели собственной жизни. Упадок нравственных устоев в современной жизни ведет к невосполнимому ущербу для самореализации личности. Необходимым условием самореализации является ясное понимание того, где кончается добро и начинается зло.

Весьма подвижную границу между добром и злом способен найти только тот, кто обладает твердыми моральными убеждениями и четким представлением о добре и зле.

Главная функция морали — быть средством саморегуляции поведения индивида, его самовоспитания и становления. Только нравственные принципы человека, степень его нравственного развития выступают внутренним условием самореализации. Мораль, с одной стороны, предупреждает человека о возможной реакции общества на его поступки, с другой — действует на совесть индивида и влияет на его нравственный выбор. Очень часто внутреннее воздействие морали на саморегуляцию индивида намного сильнее и действеннее, чем какие — либо влияния на него извне!

Переход от мысли к действию не может быть обусловлен только осознаним своих достоинств и недостатков. Необходима твердая воля, требующая постоянного напряжения человеческих сил, самодисциплины, отказа от соблазнов, которые мешают выполнению поставленной цели. Она мобилизует физические и духовные возможности человека на преодоление трудностей, которые неизбежно возникают в процессе реализации жизненных планов.

Самореализация человека складывается из следующих основных моментов: «Мне нужно», «Я могу», «Я нужен». С реальными потребностями личности в осуществлении самореализации в определенной социальной сфере связанна позиция «Мне нужно». Эта потребность непременно должна соответствовать реальным возможностям человека — «Я могу». Каждый может реализовать только имеющиеся у него способности, и если «ставить планку» выше своих реальных способностей, то планы самореализации конечно же осуществиться не смогут.

Взаимосвязь способностей и потребностей человека раскрывают оба момента «Мне нужно» и «Я могу», которые зависят от самого человека. Наличие необходимого для самореализации единства способностей и потребностей вовсе не гарантирует успешности этого процесса. Он может осуществиться лишь при наличии необходимых условий для самореализации, которые воплощаются в формуле «Я нужен». Общество и конкретная социальная среда, окружающая человека, должны нуждаться в реализации соответствующих способностей. Это называется «востребованностью» личности с определенными способностями конкретным видам деятельности. Осознание человекам своей необходимости для общества отражает момент «Я нужен».

Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, определяя его. Уже в самой природе человека заложены предпосылки к самореализации. Они существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Образ мира изменяется в течение всей жизни человека, становясь все более полным и адекватным. Но условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» уравновешенны через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. При каких-либо нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно — компенсаторные пути по типу психологической защиты.

Литература:

1.         Левова Г. А. Формирование готовности студентов к продуктивной профессинальной самореализации (на примере архитектурно-строительной академии) [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Г. А. Левова — Тольятти, 2003–22с.

2.         Ладин Р. А., Снежкина о. В., Левова Г. А., Круглова А. Н. Региональный компонент в математическом образовании / «Молодой ученый. — № 12(59), 2013. — с.483–486.

3.         Левова Г. А., Иващенко И. А. Личность: проблемы самореализации / Материалы всероссийской научно-практической конференции”Актуальные проблемы в России”. Кузнецк, 2005. — с282–289.

4.         Ладин Р. А., Снежкина О. В., Левова Г. А. Математика в учебном процессе строительного вуза / Вестник магистратуры.2013. № 12 (27) С.56–60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle