Библиографическое описание:

Мухина Е. С., Онуфриева В. В. Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 710-711.

Конфликты — это неизбежные явления социальной жизни, в которых происходит столкновение несовместимых позиций, противоположных интересов, мнений и целей людей. В любой конфликтной ситуации принято выделять содержание конфликта и участников. Содержанием, в свою очередь, выступает то, из-за чего происходит противостояние. А участниками могут являться как отдельные личности, так и группы людей [1, c.41].

Есть мнение, что конфликты — это нечто опасное, что следует избегать любой ценой. К сожалению, в итоге приходится платить немалую цену за избежание попыток преодолеть конфликты — неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем личном опыте. Даже, если получается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно усиливается груз обид, разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения. Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их очень сложно, можно только решить их, иначе наступит затруднение в развитии [2, c.34].

Иногда кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы решение удовлетворило интересы обеих сторон в конфликте. Тем не менее определенная последовательность действий, которую выделяют психологи, приводит к желаемому результату. Процедура урегулирования конфликта выглядит следующим образом:

1.         Определить, в чем заключается проблема и принять ситуацию такой, какова она есть на самом деле.

2.         При обсуждении дать возможность высказать чувства противоположной стороне. Постараться поставить себя на место оппонента и представить, что Вами поняты эти чувства. Нередко людям очень трудно сформулировать свои чувства словами. Поэтому на этом этапе важно уважать чувства других.

3.         Выявить, какие события побудили высказанные эмоции и чувства.

4.         Донести свою информацию и прислушаться к мнению противоположной стороны.

5.         Обсудить предложения по решению конфликтной ситуации, уточнить препятствия и помехи, которые могут возникнуть.

6.         Прийти к соглашению по поводу разрешения проблемы.

7.         Организовать общую деятельность и стабильную коммуникацию по преодолению конфликта [3, c. 66].

Школа является тем местом, где закладываются все основные поведенческие характеристики человека, которые в дальнейшем будут использоваться в разрешении конфликтных ситуаций. Для преодоления конфликтов в школе многое зависит от самого педагога. Своевременная профилактика разногласий способствует благоприятным социально-психологическим условиям и психологическому комфорту как педагогам, ученикам, и родителям [1, c.43].

Выделяют следующие виды конфликтов в школе: среди школьников; среди учеников и учителей.

Среди учеников чаще других можно наблюдать конфликты лидерства, в которых видна борьба групп или двух учащихся, которые стремятся занять центральное место в классе. Это связано с демонстрацией превосходства, жесткости и цинизма, что в большей степени свойственно подросткам. В этом возрасте подростки склонны к отвержению себе подобных. Такое агрессивное поведение обычно берет начало еще в раннем детстве, и возникает как результат воспитания с применением физических наказаний, применяемыми родителями по отношению к своим детям. Но иногда подобная враждебность возникает совершенно случайно и при достижении поставленной цели становится единственным выходом из конфликтной ситуации. [3, c.69].

Содержанием конфликтов между учениками является:

1.         В каждой возрастной категории конфликты отличаются друг от друга ввиду происходящей социализации, т. е. накоплении и воспроизведении полученного опыта в процессе общения и деятельности. Подростки начинают понимать, как можно и как нельзя поступать по отношению к своим сверстникам, педагогам и родителям.

2.         Содержанием конфликтов является характер учебы, жизненный уклад и экономическая ситуация.

Обнаружено, что большинство конфликтов между учениками возникает из-за оскорблений, отсутствия взаимопонимания, зависти и других причин. Подростки начинают ненавидеть своего соперника из-за подлости, подхалимства, личной обиды, лжи или соперничества. Также нередки расколы и разногласия из-за нарушения общепринятых норм, что, в свою очередь, начинает ущемлять чьи-то права и интересы.

Конфликты между учителями и учениками подразделяются на несколько подвидов:

1.         Конфликты деятельности. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Педагогу с такими детьми необходимо стараться создавать ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, стараться повысить мотивацию к предмету с помощью активных методов обучения.

2.         Конфликты поступков. Из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании необходимо обращать внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, только потом сказать о недостатках. Давая глобальную отрицательную оценку, можно подорвать у школьника веру в себя, вызвать негативное отношение к предмету, учителю. А глобальная положительная оценка может снизить требовательность к себе, вызвать чувство непогрешимости. [3, c.71].

Разрешая конфликт, следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков, признание своих ошибок смягчает негативное отношение. Зачастую источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на недостойное поведение ученика. Необходимо контролировать свои негативные эмоции и не оскорблять личность ученика. Не пытаться за каждым отрицательным поступком видеть отрицательные мотивы. Но для этого необходимо иметь как минимум начальные представления о возникновении, развитии, завершении, видах, а также причинах и особенностях конфликтов в школе [2, c.36].

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей, учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, работа поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет развивать отношения взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у подростков, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими. Не бывает абсолютно отрицательных и абсолютно положительных людей, в каждом есть что-то хорошее, на это и нужно опираться при разрешении конфликтов [1, c.45].

Литература:

1.         Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?- Москва: ЧеРо,2000

2.         Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум; Москва: Совершенство, 2011

3.         Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- Москва: Пед.общество России,2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle