Подростковый конфликт и проблемы его разрешения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 7510 раз

Библиографическое описание:

Волынец, Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю. В. Волынец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1 (105.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/105/25005/ (дата обращения: 05.10.2024).



 

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его решение снять назревшее в нем противоречие.

С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т.п

Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды.

Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психологическое здоровье. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. В это время перед подростком стоит задача самоопределения в трех областях:

- половой (половая идентификация);

- возрастной (кто «я» - ребенок или взрослый);

- социальной (определенное место в обществе в своей референтной группе).

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления.

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков, многие проблемы, связанные с конфликтами подростков, в том числе и в закрытой среде, каковой являются кадетские училища, остаются нерешенными и любое обращение к данной проблематике является актуальным.

Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко,Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н.

Итак, что же такое конфликт?

Конфликт - (от лат. “conflictus” - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений и пр.

Конфликт - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [18, с. 55].

Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое

     Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем, «какие именно события происходят» в конфликте.

К структурным компонентам конфликта относятся:

- стороны (участники) конфликта;

- условия конфликта;

- предмет конфликта;

- действия участников конфликта;

- исход (результат) конфликта;

Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу конфликта, и, по крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая - как пассивная.

Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта.

Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют возникновению конфликтов.

Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами.

Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) - это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон.

Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целью одной из них), однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в, конечном счете, определяющий его направленность.

А теперь попытаемся дать характеристику различных типов исхода конфликтной ситуации.

Первый - уход от разрешения возникшего противоречия путем перевода разговора в другое русло. Такой исход конфликта - просто откладывание его.

Второй вариант исхода конфликта - сглаживание, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент.

Третий тип - компромисс. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, для того чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон конфликта.

Четвертый вариант - конфронтация. Это малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание мнение другого.

Пятый вариант исхода конфликта, еще более непродуктивный, чем конфронтация, - принуждение. Под этим исходом понимают прямолинейное навязывание такого варианта исхода конфликта, который устраивает инициатора.

Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта.

К динамическим же характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях.

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

- возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

- осознание ситуации как конфликтной;

- конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

- разрешение конфликта.

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация - это совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт - это реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается, или иным образом заканчивается.

Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт: участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. Его причиной является несходство характеров.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Коллективы состоят из множества формальных и неформальных групп. Неформальные группы, которые считают, что руководители относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ними асоциальным поведением.

Социальный конфликт - это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга”.

По мнению психологов явления подростковой конфликтности неизбежны. Таким образом, во-первых, общепринятой является мысль об объективной основе подростковой конфликтности, а, во-вторых, конфликт среди подростков можно считать ситуацией личностного развития, связанного с переоценкой общепринятых ценностей.

Таким образом, конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.

 

Литература:

  1.              Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
  2.              Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
  3.              Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
  4.              Беличева С.А. Сложный мир подростка – Свердловск,2009.
  5.              Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб. 2005.
  6.              Дорохова А.В. Разрешение конфликта: учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений. – М, 2008.
  7.              Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009.
  8.              Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.2005.
  9.              Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
  10.         Крайг Г. Психология развития. – СПБ. Питер, 2007.
  11.         Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
  12.         Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М,2011.
  13.         Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
  14.         Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М, 2006.
  15.         Психологический словарь, 1983, с. 161.
  16.         Социологический словарь, 1991, с. 80.
  17.         Философская энциклопедия, 1964, с. 55.
  18.         Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. − М., 2003.

 

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтное взаимодействие, предмет конфликта, вариант исхода конфликта, возникновение конфликта, конфликтная ситуация, объективная конфликтная ситуация, подростковая конфликтность, подростковый возраст, структурная характеристика конфликта.


Задать вопрос