Библиографическое описание:

Григорьева О. В., Наумова А. Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 816-819.

В современной России правовое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества, обусловленный социально-политическими и экономическими факторами и направленный на дальнейшее повышение их правовой культуры. Более конкретным будет определение, которое показывает процесс взаимодействия различных факторов, участвующих в формировании правосознания и правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. Несколько лет назад в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. Проводился, по существу, правовой всеобуч. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах. Правовое воспитание осуществляется непосредственно действующим правом, поскольку правовые акты действуют в обществе, регулируют поведение и объективно оказывают влияние на мысли, чувства, волю и сознание людей. Воспитательное воздействие права на членов общества заложено в самой его сути. Законодатель при установлении норм права, органы государства, осуществляющие реализацию правовых норм, должны всегда учитывать их воспитательное назначение. В этой связи необходимо различать мотивационное влияние права на волю, мысли и чувства людей (когда оно служит своего рода побудителем, стимулятором их поведения) и регулирующее воздействие (когда оно определяет права и обязанности граждан, устанавливает правила поведения, запреты и санкции и т. п.). Иначе происходит (как у Б. В. Шейндлина) чрезмерное расширение понятия правового регулирования общественных отношений, по существу, включение в него воспитательного воздействия права на мысли и чувства людей [1, с.289].

В литературе иногда воспитательное воздействие права смешивается с правовым регулированием деятельности различных государственных органов, направленной на удовлетворение культурных и духовных запросов людей. Это не совсем так. В процессе регулирования этих отношений право выступает в качестве средства, обеспечивающего деятельность соответствующих органов и учреждений (театров, библиотек), но не как средство воспитания.

Воспитательное воздействие права направлено на развитие и укрепление правосознания, на выработку у всех граждан привычки поступать в соответствии с установленными в обществе правилами поведения. Предпосылки воспитательного воздействия права состоят в том, что оно:

-       выражает волю и интересы большинства общества;

-       базируется на принципах гуманизма и справедливости;

-       закрепляет демократизм государственного строя;

-       устанавливает равноправие всех членов общества (исключает дискриминацию людей по религиозному и национальному признаку;

-       обеспечивает действительное равноправие мужчин и женщин во всех областях политической и общественной жизни);

-       ликвидирует отрыв прав от обязанностей граждан;

-       сочетает личные и общественные интересы граждан;

-       закрепляет свободу слова, плюрализм мнений, свободу деятельности общественных движений и политических партий и т. п.

Правовое воспитание, как отмечалось, представляет собой довольно сложный и многообразный процесс. Наряду с другими формами воспитания оно направлено главным образом на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, на соблюдение установленных правил поведения, уважение человека, его прав и свобод.

Процесс формирования личности связан с установлением правовых предписаний, дозволений, запретов, с сопоставлением своих поступков с требованиями правовых норм. На этой основе вырабатывается оценочное отношение человека к юридическим требованиям, формируются правовые мотивы [3, с.171]. Объективная действительность познается человеком всегда в определенной системе ценностей. Общественное содержание предметов и явлений оцениваются человеком по способности удовлетворять или не удовлетворять его потребности. Именно в соответствии с собственной шкалой оценок человек направляет и регулирует свою практическую деятельность. В любой практической деятельности оценка выступает как специфический акт познания, регулирующий человеческую деятельность и взаимоотношения человека с окружающей средой [2, с.72]. Оценка невозможна без знания объективного содержания оцениваемого предмета или события (права в целом, закона, отдельного правоприменительного акта — приговора, решения суда, приказа руководителя и т. д.).

В укреплении правосознания важную роль играет влияние права на индивидуальное сознание, которое формируется не стихийно, а под воздействием всей системы общественного воспитания. Во всех случаях, чтобы правильно выбрать воспитательные средства, необходимо выявлять факторы, формирующие те или иные качества человека: социальное положение, система обучения, семья, коллектив и т. д. При этом нужно учитывать всю сложность индивидуального облика личности. Воспитывать личность — значит учитывать все перечисленные факторы, с тем чтобы нейтрализовать одни, усилить другие, развить третьи.

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Наконец, прививая гражданам конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в помыслах и поступках.

Итак, формирование и укрепление правосознания членов общества достигается путем повышения правовой культуры, привлечения к участию в правотворчестве, своевременного принятия новых и отмены устаревших правовых актов. Правовые акты должны претворяться в жизнь. Наибольшее воспитательное воздействие правовые нормы оказывают в процессе их практического осуществления.

Воспитание культурно-правовой личности характеризует уровень ее индивидуального сознания, отражает психологию, установки и оценки, а также предопределяет действия личности в сфере правопорядка. Правовая культура в ее позитивном смысле — это антипод правовому нигилизму, это основа правопорядка, законности и прогрессивного развития общества.

Человек как личность способен действовать самостоятельно в соответствии со своим сознанием и волей. Поэтому существует объективная возможность определенным образом воздействовать на его поведение, влиять на формирование мотивов совершаемых им поступков [4].

Вопрос о правовом воспитании актуален в настоящее время потому, что правовое сознание современного российского общества, его правовая культура развиты слабо, находятся под воздействием устаревших представлений о праве, органах власти, правопорядке.

Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. В XX веке в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Прививая молодым гражданам РФ конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в мыслях и поступках.

Влияние права на формирование и укрепление правосознания осуществляется различными путями, простыми и сложными, прямыми и косвенными. Чтобы правильно понять процесс воздействия правовых норм на сознание людей, необходимо учитывать все это в комплексе.

Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений, указывал Маркс К. [2, с.171]. Будучи продуктом общества, человек, так или иначе, соприкасается с нормами права. Невозможно представить в условиях государственной организации общества личность, абсолютно безразличную к праву: не участвующую ни в каких правовых отношениях, не подвергающуюся никакому правовому воздействию. [2, с.171]. Плеханов Г. В. отмечал, что правовые и политические отношения оказывают решительное влияние на всю психику общественного человека [6, с.159].

Чтобы правовое воспитание личности носило не только теоретический, но и практический характер, нужно ответить на вопрос: кого и каким образом воспитывает право, т. е. какому воспитательному воздействию подвергаются участники общественных отношений.

Необходимо знать не только, как воспитывать (при помощи каких правовых средств), но и кого воспитывать (человека» добросовестно исполняющего требования правовых норм, или человека, нарушающего установленные правила поведения).

Воспитательное воздействие необходимо разграничивать по целям и по участникам (субъектам) воздействия. Такое разграничение провести нетрудно, если учитывать существование двух, принципиально различных видов правового воздействия — регулятивного и охранительного. В процессе регулятивного воздействия воспитание направлено на повышение правосознания граждан, укрепление их убежденности в справедливости правовых актов, доведение исполнения правовых обязанностей до вполне привычных.

Человек с высоким уровнем правосознания не только добросовестно исполняет правовые нормы, но и активно борется со всеми случаями нарушения законности и правопорядка, проявляет нетерпимость к правонарушениям, активно участвует в обсуждении принимаемых законов, пропаганде права и т. д. Спорно утверждение, что из числа лиц, соблюдающих правовые требования добровольно, воспитание касается только тех, кто соблюдает законы под страхом наказания.

Представляется, что воспитательное воздействие права в современных условиях распространяется в той или иной степени на все население. Повышение роли права в жизни общества предполагает более высокоразвитое правосознание, в том числе и у тех, кто добросовестно исполняет требования правовых норм, ибо добросовестное — еще не образцовое, примерное.

Не менее важно формируемое у людей в процессе воспитательного воздействия права сознание незыблемости прав и свобод личности. Право является важнейшим инструментом гарантий прав и свобод личности. Одновременно оно воспитывает глубокое уважение к человеку.

Законодательство, провозглашая права и свободы личности, воспитывает гуманное отношение к людям, строго карает за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

Установление суровых санкций за преступления против личности, писал Ременсон А. Л., имеет не только предупредительное значение, но и, что особенно важно, значение воспитательное, принципиальное, так как подчеркивает абсолютную недопустимость посягательств на личность гражданина со стороны других лиц [5, с.96].

Все выше рассмотренное должно закладываться с молодых лет, так как человек должен знать, что за каждый совершенный противоправный поступок его ждет юридическая ответственность, согласно правовым актам государства. А не знание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. Каждый человек, является частью общества, ежедневно обязан выполнять правила, установленные государством во всех сферах жизни. Если этот процесс войдет в привычку каждого члена общества, то наша страна действительно будет правовым государством не на бумаге, а в реальности.

Поэтому выделяется характерное направление воспитательного воздействия права на человека и состоит оно в воспитании привычки соблюдать требования правовых и иных социальных норм. Привычка формируется в результате систематического повторения тех или иных осознанных действий. Возможность превращения действий «по закону» в действия «по привычке» заложена в том, что нормы права выражают интересы членов общества, воплощают в себе справедливые и гуманные требования, указывают на целесообразные варианты поведения, запрещают общественно опасные действия.

Таким образом, привычку соблюдать нормы права следует рассматривать как закономерный результат высоко сознательного отношения граждан к выполнению своего общественного долга. Такая привычка является одной из форм проявления высокого правосознания. Поэтому задача укрепления и развития правосознания заключается в постоянном повышении его, с тем чтобы исполнение норм права всеми людьми стало привычкой, а уважение к праву, к закону — личным убеждением каждого человека.

Литература:

1.    Григорьева, О. В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие — социально-инновационное развитие — правовая культура и правовая защита — инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материалы].-Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.- С.288–296.

2.    Кетхудов, Р. Г. Об оценке как гносеологической категории. [Текст] // Вестник МГУ. Серия 8. 1965. № 4. — С.72.

3.    Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. — М., 1973. — С.171.

4.    Оксамытный, В. В. Правовое воспитание — важный фактор формирования социально активной личности.- Киев, 1979.

5.    Ременсон, А. Л. Индивидуализация наказания и уголовный закон. [Текст] // Ученые записки Томс. гос. ун-та, 1954. № 23. С.96.

6.    Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. Т.3.– М., 1959. С.159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle