Библиографическое описание:

Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052.

Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

Что-то было упущено педагогикой 10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…

Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина — «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее — «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой?

Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, станет духовным наследником его традиций. А значит, вырастет настоящим человеком.

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт буквально пропитан фольклором.

Именно через фольклор формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Педагогическая направленность мира, в котором живет и формируется ребенок (народные песни, игры, сказки…) — очевидна.

Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиции, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности.

Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви.

Что такое воспитание, в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть решены все или почти все задачи воспитания.

В школьной практике знакомство с фольклором обычно проходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

В нашей школе занятия построены таким образом, чтобы фольклор изучался не как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как мир человека прошлого, а во многом и настоящего. Изучение фольклора включено в предмет «Слушание музыки», проводятся выставки работ по пройденным темам, учащиеся посещают краеведческий музей (экспозиции, посвященные народному творчеству), фольклорные концерты, сами готовят концертные программы. Особой любовью у наших детей пользуются занятия в ансамбле народной песни «Лада», который является постоянным участником народных праздников: «Масленица», «Пасха», «Весенние святки», «Зимние колядки», «Посиделки».

Конечно, это только начало работы и она требует дальнейшего усовершенствования, но практика уже показала, что открываются большие возможности для нравственно-эстетического воспитания детей: они развиваются духовно, развивается их вкус, кругозор, они учатся петь, танцевать, декламировать, играть на традиционных народных инструментах.

Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, передает информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна…

Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски.

Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели — ради людей, ради самой жизни.

Следы ритуалов и обрядов можно отыскать в детских играх «А мы просо сеяли», «Каравай», «Баба сеяла горох».

У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся на уроках привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы, через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни.

Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях.

В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Жизнь ребенка школьного возраста должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь народным искусством. Механически внести в программу музыкальных занятий игры и песни, обряды и народные промыслы — значит не сделать почти ничего, если не внести в занятие сам дух фольклора. Только через практическое освоение фольклорного материала в его целостности через общение с народными мастерами, посещение выставок, музеев, просмотр кинофильмов, проведение фольклорных праздников постепенно раскрывается уникальное единство красоты и пользы, характерное для мироощущения и быта многих народов. При этом принципиально важно, чтобы освоение фольклорного материала происходило как в жизни, то есть естественно, без нажима, на добровольных началах.        

Программа для детей среднего возраста полностью строится на жанрах русских народных песен.

Ориентируясь на общерусские песенные традиции и историю становления жанров русской народной песни, материал выстроен следующим образом: от самых древних образцов песен-сказов-былин к историческим песням, которые помогут начать разговор о богатстве лирики. У детей складывается понятие о народной песне как об азбуке нравственности: все народные песни — это размышления о главных для человека вопросах — как прожить жизнь счастливо, о чем мечтать, что беречь. Вечное стремление человека быть свободным — услышат дети в песне «Ах, ты степь, широкая», потребность иметь семью, родных, близких — в песнях «Степь, да степь кругом», «Черный ворон»; желание любить и быть любимым в «То не ветер ветку клонит», «Вниз по Волге-реке», любовь к Родине, к родному краю в песне «Вижу чудное приволье».

На контрасте построен переход к теме «Песни с движением», «Хороводы» и «Плясовые песни». Если исполнение предыдущих жанров требует «работы души», то в хороводах и плясках понадобится знание законов хореографии и актерского мастерства.

Познакомившись с основными правилами, ребята, пофантазировав, сочиняют свой хоровод и придумывают новые элементы пляски. Завершить разговор о народной песне лучше всего частушкой. Это один из жанров, который бытует и сегодня.

Песенный фольклор следует выделить в особую категорию дисциплин, которая обладает наиболее сильным воздействием, как в образном, так и воспитательном плане.

Постижение содержания народных песен, игр, проникновение в их характерный склад, способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет им стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.

Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней раскрытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни.

В конечном итоге, для всех нас важно осознать не только то, каковы истоки тех или иных традиций, но и то, что питает в течение долгих лет мировую жизнь людей разных национальностей; как, сохраняя свою самобытность, наши предки умели уважать обычаи других народов и стремились сохранить согласие между собой. Хочется верить что русские, татары, казахи — основные представители национальностей среди жителей Астраханской земли — способны сохранить все то лучшее, что было накоплено их поколениями и передать это бесценное наследие нашим детям, внукам и правнукам.

Литература:

1.                  Куприянова Л. Л. «Музыкальный фольклор», 1992 г.

2.                  Пшеницына Н. «Фольклор как предмет школьного изучения» Искусство в школе № 1, 1994 г.

3.                  Мельников М. «Сохранить родники фольклора» Искусство в школе № 1, 1991 г.

4.                  Л. Назарова «Педагогика музыкального фольклора» Искусство в школе 2000 г.

5.                  Фомина Н. «Народные праздники» Искусство в школе, 1994 г.

6.                  Даркевич В. П. «Народная культура», М., 2006 г.

7.                  И.Понкратьев «Фольклор: общение и приобщение» Искусство в школе № 1 1994 г. стр. 26

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle